Контрольная работа на тему 9. Основные направления политико-правовой мысли в период образования Московского царства (ХV–ХVI): политическая теория Филофея «Москва – третий Рим»; социально-политическая полемика нестяжателей и иосифлян
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Предпосылки и особенности политико-правовой мысли в период образования Московского царства (ХV–ХVI вв.) 5
2. Политическая теория Филофея «Москва – третий Рим» 7
3. Полемика нестяжателей и иосифлян 8
Заключение 12
Список использованной литературы 14
Введение:
Актуальность темы. В последние десятилетия отечественная историческая наука проявляет повышенный интерес к развитию общественного сознания, в связи с чем идея «Третьего Рима», становится объектом исследования историков, раскрывающих историко-религиозные, юридические, филологические аспекты этой идеи. Поскольку концепция эта имела как политические, религиозные, так и миссионерские идеи, интерес к ней в последние годы опять возрос в связи с новой постановкой проблемы миссии России в мире, ее геополитического статуса в свете происходящих трансформаций современности.
Степень научной разработанности. Данная тема нашла свое отражение в трудах классиков, а также в современных статьях и монографиях. Н. С. Чаев был одним из первых, кто обратился к изучению этой темы, которая в дальнейшем привлекла внимание А.А. Зимина, А.Л. Гольдберга, Р.П. Дмитриевой, Н. В. Синицыной.
Целью концепции, «построения», идеи «Москва – Третий Рим» явилось стремление овладеть сознанием русского общества, сплотить даже самые отдаленные районы страны перед внешней опасностью и оправдать деятельность правительства по созданию централизованной монархии. Ощущение святой богохранимой Руси должно было объединить все слои русского общества, а образу Москвы – наследницы и первого Рима, и второго (Константинополя) – следовало стать опорой всенародного державного сознания эпохи. С помощью идеологемы «Москва – третий Рим» Русское государство пыталось обосновать свою политическую и религиозную независимость от Рима и Империи и уклониться от участия в союзе «христианских государств» против Турции.
Учреждение патриаршества должно было объединить православный Восток, укрепить международный престиж страны, ознаменовать важный этап в истории самой русской церкви, повысив ее статус как в стране, так и среди других православных церквей. Эта теория, выйдя за рамки религиозные и политические, оказалась стержнем национального самоопределения.
Цель работы – проанализировать предпосылки, особенности становления и характерные черты политико-правовой мысли в период образования Московского царства (ХV–ХVI вв.).
Для реализации поставленной цели в данной работе решаются следующие задачи:
1) проанализировать предпосылки и особенности становления политико-правовой мысли в период образования Московского царства (ХV–ХVI вв.);
2) раскрыть характерные черты политической теории Филофея «Москва – третий Рим»;
3) выявить сущность социально-политической полемики нестяжателей и иосифлян.
Заключение:
Сущность идеи Москвы как третьего Рима заключается прежде всего в мистическом единении прежних православных царств в государстве Василия III, в переходе в Москву из Рима и Константинополя «вечного» Ромейского царства. Основа концепции, таким образом, находится в сфере религиозной философии, а все практические политические выводы, которые были сделаны, идут от этого утверждения. Нельзя отрицать при этом, что возникновение теории «Москва – третий Рим» было тесно связано и с политическими процессами в государстве, его внешней политикой, а также с требованиями и запросами общества на рубеже XV-XVI вв.
Государственная власть в России в конце XV — начале XVI в. получила теоретическое подкрепление. Сказания, послания, летописи и другие документы, появившиеся в эту эпоху, всячески подводят читателя к идее легитимности власти московского великого князя, и даже ее святости.
На фоне заключенной Византией унии с Римом в 1439 г. и падения Константинополя в 1453 г. Московская Русь начинает осознавать себя как государство с особой миссией хранителя православной веры, что должно было воплотиться в политической и религиозной практике. По этим причинам концепция старца Филофея «Москва – третий Рим» была особенно важна для оформления государственной и церковной идеологии, она нуждалась в закреплении в каком-либо документе государственного значения.
Фрагмент текста работы:
. Предпосылки и особенности политико-правовой мысли в период образования Московского царства (ХV–ХVI вв.)
Начиная с XIV века, в России происходят существенные политические и экономические сдвиги. Центр политической и культурной жизни страны перемещается на северо-восток, где образуется Московское княжество. Происходит постепенная централизация власти и «собирание» русских земель вокруг Москвы, которая становится политическим и культурным центром страны .
Другим мощным толчком для формирования национального самосознания народ стала Куликовская битва (1380), которую возглавил великий князь Московский Дмитрий Донской.
Огромную роль в возвышении Московского княжества и превращении Москвы в политический и культурный центр Российского государства сыграли не только князья и воины, но и духовные наставники той эпохи .
Для объединения и централизации Руси была необходима не только военная и политическая сила, но и направляющая идея – нравственно-идеологическое обоснование этого процесса.
Московские князья прекрасно понимали это, поэтому старались привлечь на свою сторону церковь как ведущую идеологическую силу в стране. Церковь, в свою очередь, увидела в политике московских князей перспективу создания сильного централизованного государства.
В период возвышения Москвы в русской общественно-философской мысли возникает теория «Москва – третий Рим», изложенная в посланиях Филофея Псковского.
«Москва – третий Рим» – это не столько идея, направленная на укрепление какой-либо государственности, а скорее, если проследить историю, своеобразная устремленность (достигшая цели) церкви к власти. Церковь очень сильно укрепила свои позиции и заняла главенствующее положение в управлении Российским государством.
В 1453 г. произошло событие, имевшее всемирно-историческое значение: турки захватили Константинополь – столицу вселенского православия. Падение Константинополя показалось русским людям страшным знамением приближения конца света. «Грядет ночь, жития нашего окончание», — скажет вскоре преподобный Иосиф Волоцкий. Позднее князь Курбский оценит это событие так: «яко разрешен бысть Сотона от темницы своей…» .
Вот в таких перспективах эсхатологического беспокойства и стали вырисовываться первые очертания теории «третьего Рима».