Контрольная работа на тему 57. Изменения в системе правоохранительных органов в 1970-е годы + решение задачи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1. Общая характеристика системы правоохранительных органов 5
2. Изменения в системе и структуре правоохранительных органов 9
Задача 14
Заключение 15
Список литературы 17
Введение:
Период 70х годов ХХ века в истории России называют периодом кризиса социализма, периодом застоя, периодом бюрократизации в государственном управлении и т д. Действительно в развитии государственной системы наблюдались указанные негативные изменения. С одной стороны — это был период некоторой стабильности, которая наступила после разрушительных военных и тяжелых послевоенных лет. Но с другой стороны, произошло существенное разрастание бюрократического, исполнительного аппарата. Стали проявляться все негативные черты избранной системы государственного управления — застой в экономике, существенное ограничение политических и экономических прав граждан, несоответствие потребностей развивающихся общественных отношений возможностям государственной и правовой системы. Государственный механизм, основанный на коммунистической партийной идеологии, был не способен эффективно регулировать общественные отношения, в том числе в сфере экономики. Преодолеть данные негативные явления власть пыталась созданием новых норм права. В частности, это Конституция 1977 года и кодексы в различных областях права. Нормы права поддерживали сформированную систему партийной идеологии и социализма, провозглашали дальнейшее развитие социалистических отношений.
Актуальность исследования изменений в системе правоохранительных органов в 70-е годы ХХ века заключается в том, что данный период наглядно показывает к чему привела провозглашенная идеология коммунизма, каким образом работает разветвленный бюрократический аппарат, основанный на этой идеологии и как он способен регулировать складывающиеся в обществе экономические, политические и социальные отношения.
Предметом исследования является система правоохранительных органов СССР в 70 -е годы
Цель исследования — охарактеризовать основные особенности развития системы правоохранительных органов в рассматриваемый период.
Для достижения указанной цели должны быть выполнены следующие задачи:
• охарактеризовать общее состояние системы правоохранительных органов;
• проанализировать изменения, произошедшие в системе правоохранительных органов в 70-е годы.
Заключение:
В результате рассмотрения изменений в системе правоохранительных органов СССР в 70е годы ХХ века можно прийти к следующим выводам.
1. Государственное развитие рассматриваемого периода характеризуется формированием разветвленной системы исполнительных органов, а также сращиванием органов законодательной и исполнительной власти. Государственное управление осуществлялось на основе руководящей роли коммунистической партии. В лозунгах того времени этот период определялся как период развитого социализма, но на самом деле он оценивается как период кризиса социализма, поскольку государственный аппарат уже показал свою несостоятельность. Негативными проявлениями были чрезмерное разрастание функций исполнительных органов, застойные явления в экономике, несоответствие консервативных функций государства потребностям развивающихся общественных отношений.
2. Правоохранительная деятельность государства включает в себя множество направлений, в том числе защиту прав и свобод граждан, обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, раскрытие и расследование преступлений, обеспечение соблюдения законов и т. д. Указанная деятельность осуществляется системой правоохранительных органов, каждый из которых обладает определенными полномочиями и осуществляет их в целях выполнения общих функций правоохранительной деятельности. Основные задачи правоохранительной деятельности заключаются в охране прав и свобод граждан, обеспечении соблюдения норм законодательства путем надзора за его исполнением, а также рассмотрения споров в судебном порядке, расследования и раскрытия преступлений.
3. С одной стороны, разрастание бюрократического аппарата следует признать негативным явлением. Но в том, что касается системы правоохранительных органов, произошли достаточно существенные сдвиги положительного характера. В первую очередь необходимо отметить образование Министерства внутренних дел СССР, которое выполняло весьма значимые функции по охране общественного порядка. При этом на милицию возлагались и другие значимые функции: по профилактике преступлений, борьбе с пьянством, работе с несовершеннолетними, выдаче паспортов. Для исполнения этих полномочий в структуре ОВД создавались соответствующие управления и отделы. Были приняты новые законы о нотариате и адвокатуре. Возобновило свою деятельность ранее упраздненное Министерство юстиции. Прокуратуре были переданы значительные полномочия по контролю за расследованием уголовных дел. Таким образом, рассматриваемый период характеризуется расширением функций существующих правоохранительных органов и появлением новых. 70 е годы в СССР можно характеризовать как этап развития и укрепления правоохранительной системы.
Фрагмент текста работы:
1. Общая характеристика системы правоохранительных органов
Развитие государственно-политической системы шло по пути усиления власти коммунистической партии и разрастания бюрократического аппарата. Некоторые нововведения, предложенные Н.С. Хрущевым в том числе демократизация власти, усиление роли выборных советов, отказ от чрезмерной централизации в управлении были отвергнуты. После вступления на руководящий пост Л.И. Брежнева снова произошла централизация власти, сосредоточение ее в руках партийной верхушки. «Подобная ситуация была вызвана не столько объективными, сколько субъективными факторами. Партийно-государственная верхушка, утомленная и раздраженная реформами Н.С. Хрущева, проведя контрреформы, решила и остановиться на этом. Целям нового курса вполне соответствовала фигура нового Первого секретаря (с 1966 г. — Генерального) ЦК КПСС Л.И. Брежнева» . Таким образом фактически власть принадлежала лидерам коммунистической партии, формально Л. Брежневу, а реально приближенным лицам и главам отдельных звеньев разветвленного государственного механизма. Произошло полное сращивание партийного и правительственного аппарата, например Брежнев был главой коммунистической партии и одновременно Председателем Президиума Верховного Совета СССР. Основные министры, также имели должности и являлись членами Политбюро ЦК КПСС.
Высший исполнительный орган — Совет министров образовывался Верховным советом. Подобным образом проводилось и формирование исполнительных органов на местах. Весьма разветвленной была система министерств и ведомств, управляющих различными отраслями. Поскольку государство концентрировало всю власть в своих руках требовалось создание обширного механизма управления во всех областях промышленности, экономики, культуры и т д.
В разветвленной системе исполнительных органов власти важное место отводилось органами, осуществляющим правоохранительные функции.
Правоохранительная деятельность государства является одной из основных его функций. Среди направлений правоохранительной деятельности можно выделить: контроль за соблюдением положений законодательства, и обеспечение соблюдения этих положений. защиту прав и свобод граждан, борьбу с преступностью, охрану общественной безопасности и общественного порядка. Перечисленные функции выполняются системой правоохранительных органов государства. В эту систему входят различные органы и их полномочия также различаются, но они выполняют общую цель обеспечения законности и правопорядка в обществе и взаимодействуют между собой для достижения этой цели. Борьба с нарушениями закона осуществляется путем привлечения виновных лиц к административной и уголовной ответственности. Органы прокуратуры осуществляют правоохранительные функции путем надзора за соблюдением законодательства, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, участия в расследовании преступлений, участия в рассмотрении дел судами. Органы внутренних дел также осуществляют многообразные функции в сфере правоохранительной деятельности, к которым относится охрана прав и свобод граждан, охрана общественного порядка и общественной безопасности, расследование преступлений и т д.
Общая особенность правоохранительной деятельности в том, что она направлена на защиту прав и свобод граждан, на обеспечение законности и правопорядка. Государство, создавая правовые нормы обеспечивает также их охрану, защиту и соблюдение. Правоохранительная деятельность весьма многогранна, она выполняет различные функции и реализуется в деятельности разнообразных органов. Указанная деятельность относится к первоочередным функциям государства и ее надлежащее осуществление гарантирует безопасность граждан и необходимую реализацию правовых норм.
В ноябре 1968 г. Министерство охраны общественного порядка СССР было преобразовано в Министерство внутренних дел СССР.
Был взят курс на углубление специализации управления. В феврале 1969 г. вместо Главного управления милиции создаются в качестве самостоятельных структурных подразделений: управление административной службы милиции (в последующем Главное управление охраны общественного порядка), управление уголовного розыска, управление по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией (оба на правах Главных управлений), управление государственной автомобильной инспекции, управление специальной милиции (впоследствии преобразованное в специальное управление МВД СССР на правах Главного управления), управление транспортной милиции (впоследствии Главное управление внутренних дел на транспорте). По такому же принципу были реорганизованы МВД союзных республик.
Судебная система СССР в 70х годах строилась по общим принципам, установленным еще в 50х годах. Возглавлял судебную систему Верховный суд СССР, низшие звенья составляли верховные суды республик и областей, а также городские и районные суды. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 августа 1954 г. были образованы президиумы в составе верховных судов союзных и автономных республик, а также в составе краевых, областных судов и судов автономных областей. Президиумам названных судов предоставлялось право пересматривать в порядке надзора приговоры, решения и кассационные определения по уголовным и гражданским делам по протестам Генерального Прокурора СССР, Председателя Верховного Суда СССР, а также по протестам прокуроров гг председателей судов соответствующих республик, краев и областей. В 1956 г. упразднялись управления юстиции при краевых, областных Советах депутатов трудящихся, а часть их функций передана краевым или областным судам. Краевым и областным судам предоставлялось право производить ревизии народных судов и осуществлять контроль за всей их деятельностью, а также осуществлять руководство государственными нотариальными конторами. Таким образом система юстиции как самостоятельный орган практически упразднялась.
Можно считать, что суды были основой правоохранительной системы, потому что деятельность адвокатуры и нотариата находилась под их контролем, а органы юстиции как самостоятельная система органов была упразднена. Отсюда к началу 70х годов из числа правоохранительных органов можно выделить судебную систему и Министерство внутренних дел СССР.