Контрольная работа на тему 23. Современные концепции социологического позитивизма
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1. Общая характеристика социологического позитивизма 4
2. Особенности современных концепций социологического позитивизма 11
Заключение 17
Список литературы 18
Введение:
Сам термин «позитивизм», столь популярный в буржуазном обществознании XIX в., ныне потерял былую привлекательность. Многие западные социологи избегают его, ссылаясь при этом на неопределенность данного понятия, якобы присущие ему негативные этические оценки и т.п. Среди буржуазных социологов довольно распространенной является точка зрения, что современная западная социология преодолела крайность как позитивизма, так и антипозитивистских ориентации. Эта позиция оформилась в американской социологии в 50-е годы в период господства функционализма, претендовавшего на синтез главнейших направлений буржуазной социологии, и поэтому она особенно популярна у социологов старшего поколения. Однако в последние годы в связи с усилением кризиса теоретико-методологических основ буржуазного обществоведения растущая волна критики в адрес академической социологии обнажила ее тесные связи с позитивистской традицией. Тем не менее в условиях резкого размежевания различных теоретических направлений многие представители академической социологии настаивают на необходимости преемственности и развития позитивистской традиции, усматривая в ней единственное прочное основание «научной социологии».
Рассматривая социологический позитивизм как одно из направлений буржуазного обществоведения, следует учитывать его связь с другими течениями западной социологии. Здесь прежде всего необходимо принимать во внимание факт неоднородности буржуазной социологической мысли, присутствие в ней различных ориентации и направлений, нередко противоположных, противостоящих друг другу.
В истории развития позитивистской социологии можно выделить две основные фазы: период раннего позитивизма и новейший этап позитивизма – социологический неопозитивизм. Первый этап начинается с 30-х годов XIX в. Он связан с именами Конта, Спенсера, их многочисленных последователей и заканчивается на рубеже XX в., период кризиса биолого-эволюционистских и механицистских концепций. Вторая фаза развития социологического позитивизма начинается примерно с 20-х годов нынешнего столетия и продолжается по настоящее время. Этот этап знаменуется возникновением позитивистски ориентированного эмпирического направления, развивающегося во многом под влиянием философии неопозитивизма. Выделенные два этапа могут быть распространены на периодизацию развития буржуазной социологии в целом, так как позитивистская традиция являлась, как правило, господствующим типом социологического мышления.
Заключение:
Таким образом, на различных этапах идейной эволюции социологического позитивизма на передний план выдвигались то натуралистические принципы познания (так было в XIX в.), то эмпирические-неопозитивизм в буржуазной социологии XX в. Конечно, в идейной трансформации позитивистской доктрины важнейшую роль сыграли социально-политические факторы, а также внутренняя противоречивость его гносеологических установок, которые в совокупности и определили его эволюцию.
Анализ исходных натуралистических посылок позитивистской социологии дает возможность выявить его основные вариации. Дело в том, что любая последовательная позитивистская доктрина, пытаясь распространить на сферу социальной действительности природные закономерности и применить естественнонаучную методологию, сталкивается с необходимостью внесоциологического, т.е. философско-теоретического, обоснования правомерности использования этих приемов. Этой цели служат различные способы доказательства сходства социальных и природных объектов.
Характерной чертой современного социологического позитивизма является ориентация на «социальную инженерию» как особый тип социальной политики и практики. Сторонники позитивизма подчеркивают близость практических установок своей доктрины технологической функции естествознания, главная цель которой – усиление контроля человека над окружающей природой. Аналогичным образом позитивисты видят основную цель социальной науки в разработке рекомендаций и мероприятий, способствующих регуляции и управлению общественными процессами. В условиях капиталистического общества позитивистски ориентированная социальная наука становится средством манипуляции общественным поведением людей, важным инструментом в попытках решения социально-политических проблем капитализма.
В описанных выше процедурах редукции теоретических понятий заметно стремление их авторов преодолеть ограниченность ортодоксального операционализма, особенно у методологов, выдвигающих задачу построения в социологии дедуктивных теорий. Отступление от догматов операционализма они видят в том, что исходные положения дедуктивной теории (не совсем точно именуемые аксиомами) не могут быть эмпирически проверены. Отсюда, между прочим, может быть сделан вывод, что исходные понятия теории должны определяться в рамках более общей социологической концепции, но методологи эмпиризма исключают из сферы своего анализа подобные вопросы и тем самым значительно обедняют предлагаемые процедуры.
Фрагмент текста работы:
1. Общая характеристика социологического позитивизма
Марксистская критика современной буржуазной социологии предполагает конкретно-исторический анализ возникновения и развития основных ее направлений. Одно из важнейших мест в западной социологической мысли принадлежит социологическому позитивизму. Достаточно сказать, что значительная часть современной, так называемой академической, социологии находится под влиянием позитивистской школы. Для марксистской социологии анализ эволюции социологического позитивизма, выяснение особенностей различных его форм и типов имеет не только историко-познавательное значение, но и самым тесным образом связан с насущными задачами борьбы с современной буржуазной идеологией, внутри которой важная роль отводится социологии.
В настоящее время внутри буржуазной социологии можно выделить три основных течения: первое представлено сциентистски ориентированными концепциями, где позитивизму принадлежит главная роль; второе объединяет различные теории понимающей социологии (феноменологическая социология, этнометодология, символический интеракционизм и др.). Это второе направление иногда не совсем точно называют антисциентистским, подчеркивая его противоположность позитивистскому течению.
Термин «антисциентистский» правомерен лишь как выражение основной направленности понимающей социологии, поскольку в ее лоне существует ряд концепций, занимающих промежуточное положение между сциентизмом и антисциентизмом; наконец, третье течение современной буржуазной социологии – критическое (в Европе оно представлено Франкфуртской школой, в США и Англии – радикально-критической социологией). Каждое из этих направлений имеет свои традиции, выдвигает собственное понимание предмета и целей социологического познания. Окончательное оформление данных направлений произошло в 60-е годы, хотя истоки их формирования могут быть прослежены вплоть до середины XIX в., т.е. до момента «официального» становления буржуазной социологии как особой общественной науки. Для современной буржуазной типологии характерен конфликт между тремя указанными типами социологического познания, что свидетельствует о ее кризисном состоянии.
Своеобразие культурно-исторической ситуации, в рамках которой развивается западная социология, накладывает отпечаток на восприятие и оценку каждого из отмеченных направлений. Если говорить о социологическом позитивизме, то его оппоненты из числа приверженцев других ориентации нередко слишком широко толкуют термин «позитивизм», считая «позитивистской» любую попытку использования естественнонаучных методов в социологии. Между тем их применение совсем не обязательно связано с позитивистской гносеологией. Многие методы современного научного мышления, апробированные первоначально в естественных и точных дисциплинах (наиболее близкий пример математика), используются и в рамках социологических течений, традиционно относящихся к непозитивистским – в ряде концепций символического интеракционизма и т.д.
Представители радикально-критического направления, особенно из лагеря Франкфуртской школы, видят существенную особенность позитивизма в объективистском подходе к социальным явлениям, в «ценностной нейтральности». Но и эта черта не является его специфической характеристикой, поскольку объективизм присущ академической социологии в целом. Упомянутые выше особенности позитивистской социологии действительно ей присущи, но они не принадлежат к ее differencia specifica, а скорее являются следствием основного натуралистического постулата, стремления редуцировать социокультурные явления к природным, откуда логически выводится положение о возможности применения в социологии канонов естествознания, включая и требование ценностной нейтральности.
Наиболее распространенной в западной литературе можно считать методологическую интерпретацию позитивизма. Ее придерживаются многие социологи (обычно без уточнения собственной позиции по отношению к трем вышеназванным течениям). Позитивизм при этом рассматривается как совокупность методологических принципов, отождествляемых с любыми попытками внедрения в социологию «научного метода», т.е. принципов формирования знания, существующих в физических науках . Неполнота подобного определения заключается в том, что игнорируются такие важные компоненты социологического позитивизма, как философско-мировоззренческие предпосылки и его социально-практические функции.
Подобная узкая трактовка позитивизма есть результат распространенного на Западе представления о социологии как о дисциплине, совершенно независимой от философии, а также от любого рода ценностных суждений. В этом, безусловно, проявляется социально-классовая ограниченность буржуазного обществоведения, но вместе с тем такой подход страдает узостью и в гносеологическом отношении, так как не позволяет раскрыть генезис различных форм социологического позитивизма, объяснить кризис одних концепций и замену их другими.
Прежде чем перейти к анализу различных форм современного социологического позитивизма, остановимся на его существенных характеристиках, в которых выражаются теоретико-методологические особенности этой концепции. К числу наиболее важных принципов социологического позитивизма относятся:
1) постулат онтологического натурализма, или утверждение о том, что социокультурные и природные явления качественно однородны. С этой точки зрения общественные процессы рассматриваются как не представляющие собой качественно новую, по сравнению с природной, реальность. Поэтому их объяснение возможно с помощью законов природы;
2) постулат методологического натурализма, состоящий в утверждении, что система социологического знания должна строиться по модели физических наук, использовать их методологические установки;
3) принцип феноменализма, т.е. преувеличение роли опыта и чувственных данных в социологическом познании;
4) требование «ценностной нейтральности», согласно которому социолог как ученый должен воздерживаться от любых ценностных суждений относительно природы изучаемых явлений и получаемых результатов;