Контрольная работа на тему 2 КР: содержание образования. Факторы отбора. Образовательные программы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Понятие и элементы содержания
образования. 4
2. Факторы отбора инвариантного и
вариативного компонентов содержания образования. 9
3. Образовательные программы.. 14
Заключение. 17
Список литературы.. 18
Введение:
Характер и значение знаний, получаемых людьми, их опыта, навыков
и умений, та определяющая роль, которую они стали играть в жизни общества и индивида,
как средство возможного качественного изменения и развития профессиональных и личностных
качеств человека, во многом решают вопрос о месте образования в жизни общества.
В связи с этим растет осознание того факта, что нынешнее содержание
образования не в состоянии полноценно удовлетворить как потребности государства,
различных общественных групп, так и отдельной личности в образовании. Вызвано это,
в первую очередь, существующей оторванностью и отставанием образовательной отрасли
от возросших темпов социальных и технологических изменений. Следовательно, развитие
содержания образования как наиболее сложного для трансформации и модернизации компонента
образовательной системы требует кардинального пересмотра ключевых факторов, влияющих
на его отбор и структуру.
В целях успешного функционирования во все времена и в любом обществе,
как действующая система так соответственно и содержание образования должны отображать
не только существующее состояние общества, но и превалирующие тенденции в его развитии.
Цель работы – рассмотреть содержание образования, факторы отбора
и образовательные программы.
Для достижения поставленной цели, необходимо решение следующих
задач:
1. Изучить понятие и элементы содержания образования.
2. Выделить факторы отбора инвариантного и вариативного компонентов
содержания образования.
3. Описать образовательные программы.
Заключение:
Содержание образования – это совокупность научных знаний, этических
принципов, идей и воззрений, опыта жизнедеятельности поколений, умений и навыков,
которыми необходимо овладеть индивиду в процессе познавательной деятельности. В
содержании образования отражается опыт поколений. Оно выступает связью между поколениями
и отражает все хорошее и плохое, положительные и отрицательные свойства действительности,
присущее конкретному этапу исторического развития общества.
Главные факторы отбора вариативного и инвариантного содержания
образования представлены:
— реализацией в учебном процессе индивидуальных целей личности
учителя и ученика;
— региональной вариативностью и этнической дифференциацией содержания
образования;
— реализацией авторских методов либо вариативных инновационных
технологий;
— преодолением предметоцентризма и интеграцией содержания образования;
— вовлечением школьников в мировое образовательное и культурное
пространство.
Данные факторы определяют общую педагогическую ситуацию и в разной
степени актуализируются в различных дидактических подходах.
Содержание образования основывается на реализации каждым образовательным
заведением образовательной программы. Она проектируется и утверждается каждым образовательным
заведением самостоятельно, с учетом требований федеральных образовательных стандартов.
Фрагмент текста работы:
1. Понятие и элементы содержания образования Содержание образования выступает одним из факторов, формирующих
личность.
В дидактике существуют различные трактовки понятия содержания
образования. Так, Ю.К. Бабанский определяет его следующим образом: «Содержание образования
– это система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает
всестороннее развитие умственных и физических способностей школьников, формирование
их мировоззрения, морали и поведения, подготовку к общественной жизни и труду» [2].
Здесь в содержание образования включаются все элементы социального
опыта, накопленного человечеством. При этом содержание образования рассматривается
как один из компонентов процесса обучения.
Иное определение содержания образования дает В.С. Леднев, который
считает, что его необходимо анализировать как целостную систему. При этом следует
иметь в виду, что содержание образования не является компонентом образования в обычном
смысле этого слова [2].
Оно представляет собой особый «разрез» образования, иначе говоря,
это образование, но без учета его методов и организационных форм, от которых в данной
ситуации абстрагируются. Таким образом, «содержание образования — это содержание
процесса прогрессивных изменений свойств и качеств личности, необходимым условием
чего является особым образом организованная деятельность».
Социальный опыт включает четыре элемента: накопленные человечеством
знания, разнообразные умения и навыки, способы творческой деятельности, ценностные
отношения к действительности. Усвоение первого элемента социального опыта обеспечивает
формирование картины мира и вооружает знаниями как инструментом всякой деятельности.
Усвоение второго элемента позволяет новым поколениям сохранить культуру, а третьего
– обеспечивает ее дальнейшее развитие. Усвоение четвертого элемента социального
опыта регулирует соответствие деятельности человека его потребностям и, в свою очередь,
расширяет сферу этих потребностей, систему ценностей, мотивы деятельности.
Содержание образования, будучи аналогом социального опыта, включает
те же четыре части (их называют базисными компонентами содержания образования):
1. Уже добытые обществом знания о природе, обществе, мышлении,
технике, человеке и способах деятельности. Система знаний о природе, обществе, мышлении,
технике, способах деятельности, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании
учащихся естественно-научной картины мира, вооружает правильным методологическим
подходом к познавательной и практической деятельности [3].
В структуру знания входят:
а) важнейшие понятия и термины науки;
б) научные факты, необходимые для доказательства и отстаивания
своих идей;
в) основные законы науки, раскрывающие связи и отношения между
разными объектами и явлениями действительности;
г) теории, содержащие систему научных знаний об определенной
совокупности объектов, о взаимосвязях между ними, о методах объяснения и предсказания
явлений данной предметной области;
д) знания о способах научной деятельности, методах познания,
истории науки;
е) критерии, или оценочные знания об установленных в обществе
нормах отношения к различным явлениям повседневной жизни в обществе.
Названные виды знаний отличаются друг от друга тем, что они имеют
разные дидактические функции и требуют использования разных технологий обучения.
Основные функции знаний связаны с тем, что они выступают средством создания общей
картины мира, инструментом познавательной и практической деятельности, основой целостного
научного мировоззрения.
2. Опыт осуществления уже известных способов деятельности, который
воплощается в выработанных человечеством умениях и навыках (интеллектуальных и практических).
Умения – внешние или внутренние действия, выполняемые на основе
знаний в соответствии с поставленными задачами и условиями. Навыки – частично автоматизированные
действия. Все умения и навыки можно разделить на две группы [3]:
а) специальные, или частнопредметные (например, умения и навыки
решения физических или математических задач, постановки опытов по химии и т.п.);
б) общеучебные, то есть общие для всех учебных предметов (например,
составить план, выделить существенное, сравнить, сделать выводы и т.п.).
За годы учебы в школе учащиеся должны овладеть основными умениями
и навыками в области познавательной, трудовой, художественной, валеологической,
общественной, ценностно-ориентировочной, коммуникативной деятельности.
3. Опыт творческой деятельности, призванный обеспечить готовность
к поиску решения новых проблем, к творческому преобразованию действительности.
И.Я. Лернер выделяет несколько моментов, характеризующих творческую
деятельность учащегося:
а) умение самостоятельно переносить полученные знания в новую
ситуацию для решения какой-либо новой учебной или другой задачи;
б) умение видеть новую проблему в уже известной ситуации;
в) умение использовать знания, умения и навыки для того, чтобы
из известного вывести или поставить новую проблему и решить ее;
г) умение использовать окружающие предметы или явления к достижению
оставленной цели;
д) умение самостоятельно комбинировать уже известные способы
деятельности, превращая их в новый способ;