Контрольная работа на тему 2 КР: Расстройства двигательных функций: апраксии, определение понятия, история изучения, классификация, основные характеристики нарушений при кинестетической апраксии конечностей и пространственной апраксии, методы исследования.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Понятие, причины и симптомы
апраксии как расстройства двигательных функций 4
2. Виды апраксии и их основные
характеристики. 8
3. Методы исследования и лечение
апраксии. 14
Заключение. 17
Список литературы.. 18
Введение:
Праксис представляет собой систему высокоорганизованных, координированных,
сознательных, произвольных движений. Произвольные движения могут быть как самостоятельными
двигательными актами, так и средствами, с помощью которых реализуются самые различные
формы поведения. Произвольные движения входят в состав устной и письменной речи,
а также многих других высших психических функций (ВПФ). Они также включены в разнообразные
моторные акты человека, составляя лишь определенную часть (уровень) внутри них.
Нарушения произвольных движений и действий относятся к сложным
двигательным расстройствам, которые связаны с поражением коркового уровня двигательных
функциональных систем. Данный тип нарушений двигательных функций в неврологии и
нейропсихологии называется апраксии.
Апраксия – заболевание, которое характеризуется нарушением осуществления
сложных действий при наличии желания и возможности к их выполнению. Проблема заключается
в практическом этапе. Нарушения координации и слабости мышечных тканей нет. Болезнь
прогрессирует при поражении доли или коры головного мозга. Чаще обнаруживается случайно
в ходе профилактического осмотра.
Цель работы – рассмотреть определение апраксии как расстройства
двигательный функций, историю изучения, классификацию, основные характеристики нарушений
при кинестетической апраксии конечностей и пространственной апраксии, а также методы
исследования.
Для достижения поставленной цели, необходимо решение следующих
задач:
1. Изучить понятие, причины и симптомы апраксии как расстройства
двигательных функций.
2. Охарактеризовать виды апраксии.
3. Выделить методы исследования и лечение апраксии.
Заключение:
Апраксия – расстройство способности выполнять последовательные
действия при сохранении необходимого объёма сенсорных и двигательных функций. Возникает
при поражении различных отделов коры, подкорковых узлов.
Основные виды апраксии:
1. Кинетическая апраксия конечностей (акрокинетическая моторная
апраксия) – утрата памяти навыков простых действий, в том числе жестов. Движения
пациентов неловки, неточны и как бы не соотносятся с определённой целью.
2. Идеомоторная апраксия (апраксия выполнения Дежерина) – утрата
способности выполнять действия по команде извне. Особенно сильно нарушено выполнение
действий в отсутствие соответствующих предметов.
3. Кинетическая (идеокинетическая) и идеомоторная апраксии рассматриваются
как варианты моторной апраксии. Моторной апраксии в целом свойственны персеверации
движений и нарушение последовательности выполнения движений.
4. Идеаторная апраксия (апраксия замысла) связана с потерей следов
памяти нужного образа действия или с утратой способности обнаружить в памяти этот
образ. Редко встречается в изолированном виде. Обычно бывает двусторонней и касается
всех частей тела.
Диагностируется по данным неврологического обследования, включающего
специфические нейропсихологические пробы. Причина выявленных нарушений определяется
при помощи методов нейровизуализации (МРТ, КТ, МСКТ). Лечение апраксии зависит от
этиологии поражения, осуществляется с применением медикаментозных, нейрохирургических,
реабилитационных методик.
Фрагмент текста работы:
1. Понятие, причины и симптомы апраксии как расстройства
двигательных функций Апраксии – это нарушения произвольных движений и действий, которые
не сопровождаются четкими элементарными двигательными расстройствами – параличами
и парезами, явными нарушениями мышечного тонуса и тремора, хотя возможны сочетания
и сложных, и элементарных двигательных расстройств.
Апраксиями обозначают нарушения произвольных движений и действий,
совершаемых с предметами.
Термин «апраксия» был введен в научную литературу Х. Штейнталь
в 1871 г., но первым наиболее полно описал это расстройство в начале XX века немецкий
врач Г. Липманн [3].
Взгляды на механизмы развития апраксии изменялись вместе с развитием
представлений о нейрофизиологических основах праксиса как системы высокоорганизованных
произвольных координированных движений, составляющих основу практических навыков
человека. литературу Х. Штейнталь полагал, что теменная доля левого полушария головного
мозга содержит пространственно-временные следы выученных движений, их «формулы»
или «идеи», позднее обозначенные K. Хейлман как «зрительно-кинестетические двигательные
энграммы». Пространственно-временной план движения «извлекается» из левой теменной
доли и передается в левый «сенсомоториум», к которому Г. Липманн относил постцентральную
и прецентральную извилины, основания верхней и средней лобных извилин и подлежащее
белое вещество головного мозга. В результате происходит активация первичной моторной
коры левого полушария и возникают движения в правой руке. Для инициации движения
в левой руке необходимы передача информации через мозолистое тело из левого в правый
«сенсомоториум» и активация правой моторной коры. Апраксия, как полагали Г. Липманн
и его последователи, обусловлена прерыванием распространения импульсации от задних
к передним отделам головного мозга и нарушением воплощения в реальность образа задуманного
движения [3].
В соответствии с современными представлениями о системной организации
деятельности мозга, нейрофизиологической основой праксиса считается активность широкой
разветвленной нейрональной сети: за выполнение движений разной степени сложности
ответственны различные, хотя и работающие содружественно, анатомо-функциональные
нейрональные системы. Обучение умелому двигательному поведению на первых этапах
находится под контролем сознания и требует участия множества корковых и подкорковых
структур, прежде всего – коры лобных и теменных долей головного мозга. По мере автоматизации
двигательных навыков их церебральная репрезентация изменяется. Исполнение выученных
движений начинает в большей степени делегироваться подкорковым образованиям и требует
значительно меньшего участия высокоорганизованных ассоциативных зон коры теменной
и лобной долей. Таким образом, наряду с корой головного мозга в обеспечивающие праксис
нейрональные сети включены и базальные ганглии. Они работают в составе церебральных
систем, ответственных за организацию временной последовательности движений, а также
передачу информации из сенсорных к моторным зонам коры головного мозга. Полагают,
что степень межполушарных различий в степени контроля над выученными движениями
зависит от типа задания и контекста действия. Доминирование левого полушария по
праксису проявляется прежде всего при осуществлении вне привычного контекста тех
движений, которые имеют сложную пространственно-временную организацию [3].
Несмотря на высокую распространенность данного расстройства при
сосудистых, травматических, инфекционных, опухолевых и нейродегенеративных поражениях
головного мозга, на практике неврологи нередко недооценивают его клинические проявления,
испытывают диагностические трудности и преуменьшают влияние апраксии на жизнедеятельность
больных.
Спровоцировать поражение больших полушарий могут следующие факторы:
— опухоли доброкачественного или злокачественного характера в
области головного мозга;
— заболевание Хантингтона;
— физические повреждения черепа;
— нарушенный кровообмен хронической формы, слабоумие;
— инсульт;
— Альцгеймер;
— деменция лобо-височного характера;
— отсутствие лечения воспалительного процесса мозга;
— синдром Паркинсона;
— аутизм [6].
Заболевание имеет только вторичный характер, возникает при другом
недуге.
Апраксии характеризуются следующей симптоматикой:
— трудности во время одевания;
— больному трудно открыть глаза;
— сложность в осуществлении последовательных действий;
— затруднения в выполнении действий, которые связаны с ориентацией
в пространстве;
— ходьба характеризуется маленькими шагами;
— невнятная речь;
— больной не может контролировать движение губами;
— нарушения ориентации в пространстве;
— невозможность зрительной фиксации на одном предмете длительный
промежуток времени;
— нарушенная работа нижних конечностей;
— раздражительность, перепады настроения;
— приступы агрессии;