Отечественная литература Контрольная работа Гуманитарные науки

Контрольная работа на тему 1.Тема любви в творчестве А. И. Куприна (по рассказам «Олеся,Гранатовый браслет»)2.Изображение народного горя в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1. Тема любви – одна из вечных тем литературы.. 4

1.1 Тема
любви в творчестве А. И. Куприна в рассказе «Олеся». 6

1.2 Тема
любви в творчестве А. И. Куприна в рассказе «Гранатовый браслет». 8

2.
Изображение народного горя в поэме А. А. Ахматовой «Реквием». 12

2.1 Реквием
как жанр. 13

2.2
Композиция и конфликт. 16

Заключение. 18

Список
использованной литературы.. 21

  

Введение:

 

Тема любви – наверное
наиболее часто затрагиваемая в литературе, да и в искусстве вообще. Именно
любовь вдохновляла величайших творцов всех времен на создание бессмертных
произведений. В творчестве многих писателей эта тема является ключевой, к их
числу принадлежит и А. И. Куприн, чьи два основных произведения – «Олеся» и
«Гранатовый браслет» — посвящены любви, представленной, однако автором в разных
проявлениях.

Наверное, нет более
загадочного, прекрасного и всепоглощающего чувства, знакомого всем без
исключения, чем любовь, ведь с самого рождения человек уже любим своими
родителями и сам испытывает, пусть безотчетно, ответные чувства. Однако для
каждого любовь имеет свой особенный смысл, в каждом своем проявлении она
неодинакова, уникальна. В этих двух произведениях автор изобразил это чувство с
позиций различных людей и у каждого из них оно имеет разный характер, при этом
суть ее остается неизменной – она не знает границ.

Творчество А. И. Куприна — одно из наиболее ярких событий в русской
прозе начала XX века. Оно привлекает читателей прежде всего глубоким и
многосторонним интересом к человеческой личности. А. И. Куприн — писатель
демократический в самом высоком смысле этого слова. В сфере его интересов — люди,
которые часто незаметны и непривлекательны для равнодушного, стороннего
взгляда. Автор же относится к ним с особой, только ему присущей, теплотой
человечности. На страницах повестей и рассказов А. И. Куприна перед нами
проходит целый мир самых разнообразных персонажей — среди них и уличные
артисты, и офицеры, и черноморские рыбаки, и писатели, и мелкие чиновники…
Глубоко проникая в их внутренний мир, писатель создает их яркие и
запоминающиеся портреты. И очень часто характеры его героев раскрываются в той
сфере, где вообще ярче всего раскрываются человеческие характеры — в сфере
чувств и прежде всего в чувстве любви.

1. Тема
любви – одна из вечных тем литературы

Тема любви – вечная, как
само чувство ее породившее, одухотворяла искусство всех времен и народов. Но в
каждую эпоху выражала какие-то особые нравственно-эстетические ценности. Ведь
любовь – это чувство, заставляющее совершать подвиги и идти на преступление,
чувство, способное свернуть горы, изменить ход истории, чувство, дающее счастье
и вдохновение и заставляющее страдать, чувство, без которого жизнь не имеет
смысла.

Подобно всем другим
литературам мира, русская литература уделяет теме любви немалое место, ее
«удельный» вес ничуть не меньше, нежели во французской или английской
литературах. Хотя «любовные истории» в чистом виде в русской литературе
встречаются не так уж часто, чаще любовный сюжет отягощен побочными линиями и
темами. Однако реализация данной темы в различных текстах, принадлежащих
русской классической литературе, отличается большим своеобразием, резко
отличающим ее от всех других литератур мира.

Своеобразие это
заключается, прежде всего, в том, что для русской литературы характерен
серьезный и пристальный взгляд на любовь и, шире, на интимные отношения между
мужчиной и женщиной. Девизом такого отношения может служить известная пословица
«с любовью не шутят». Причина такой серьезности одна – любовь в русской
литературе почти всегда принадлежит области драматического и очень часто –
трагического пафоса, но крайне редко история отношений мужчины и женщины – в
прозе ли, в поэзии – дает повод для веселья. Счастливый конец, любимый многими
зарубежными писателями и порой допускаемый даже Бальзаком, в русской литературе
не просто отсутствует, он ей чужероден. Все знаменитые любовные истории русской
классики, от «Бедной Лизы» Карамзина до «Темных аллей» Бунина протекают весьма
напряженно и заканчиваются очень плохо.

Трагизм в разработке
любовной тематики вытекает из нескольких источников, наиболее давним из которых
является, конечно же, народная традиция. Только в русском фольклоре любовные
частушки называются «страдания», только в русской деревне синонимом слова
любить было слово «жалеть». Таким образом, акцент делается именно на печальной,
мучительной стороне взаимоотношений мужчины и женщины, а во главу отношений
возводится духовное начало. Народное понимание брака и любви перекликается с
христианским, православным пониманием брака как испытания прочности духовных и
физических сил человека, тяжкого труда во имя общей цели.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Возможна ли любовь без страданий в чистом, возвышенном виде?
– Куприн в рассказах «Олеся» и «Гранатовый браслет» показывает, что в реальной
жизни очень сложно уберечь это чувство и сохранить его, невзирая на сложности и
препятствия. Но любящий человек способен пронести свои идеалы через любые
испытания.

Сюжеты этих рассказов словно отражают друг друга: в «Олесе»
действие происходит в сельской местности Волынской губернии, где молодой барин
Иван Тимофеевич знакомится с небогатой девушкой Олесей. Между ними вспыхивают
чувства, но девушка отказывается соединить свою жизнь с возлюбленным, понимая,
что сословные предрассудки в итоге погубят их счастье.

 Местные жители считали
Олесю и ее бабку колдуньями за то, что они проживали отдельно в лесу, и после
сильного града обеим женщинам пришлось спасаться бегством. Следы Олеси навсегда
затерялись, остались только красные бусы.
В «Гранатовом браслете» наоборот, бедный
чиновник Желтков безответно полюбил княгиню Веру Николаевну Шеину. В знак
особой благодарности за полученное счастье он отправил ей в подарок старинный
гранатовый браслет, который очень оскорбил ее мужа.

Князь наведался с визитом к Желткову и попросил его свои
чувства держать при себе. Бедный чиновник покончил с жизнью, в прощальном
письме желая Вере Николаевне обрести душевный покой. В обоих случаях любовные
связи остались без продолжения, не смогли преодолеть устоявшиеся понятия и
правила жизни. Трагичный финал настигает их в самом расцвете, когда главные
герои: Олеся и Желтков буквально жертвуют собственной жизнью, чтобы сберечь
благополучие своих избранников.

Но автор уверен, что «…Любовь должна быть трагедией.
Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не
должны ее касаться…». По его мнению, именно способность любить открывает
настоящий масштаб человеческой личности. Только любовь – источник безграничной
радости и бесконечных терзаний, каждый сам выбирает, как распорядиться этим
бесценным даром. Благородство проявляется не в социальном статусе и материальном достатке,
а в поступках по отношению к близким. Олеся и Желтков оказались гораздо
благороднее остальных, не требуя ничего взамен за свою преданность и
преклонение.

Для них главное в отношениях – собственные чувства, тогда как
Иван Тимофеевич и Вера Николаевна живут с оглядкой на общее мнение, стараются
соответствовать социальным нормам.

Погибший чиновник Желтков своим поступком показывает княгине,
что в ее жизни будет только удобство, благополучие, но больше не будет
возвышенной страсти и восхищения. То же самое ожидает Ивана Тимофеевича,
настоящую любовь невозможно забыть или повторить с другим человеком.

 Куприн показывает, что
в случае настоящей любви невозможны полумеры, полупризнание. Или человек
полностью признает желания другого, или пытается найти компромиссное решение,
удобное для всех, тогда отношения будут обречены.

«Реквием»
Анны Ахматовой — подлинно народное произведение, не только в том смысле, что он
отразил и выразил великую народную трагедию, но и по своей поэтической форме,
близкий к народной речи. «Сотканный» из простых, «подслушанных», как пишет
Ахматова, слов, он с большой поэтической и гражданской силой выразил свое время
и страдающую душу народа.

Наконец, в рассказе
возникает тема столкновения различных культурных традиций: тема востока —
монгольская кровь отца Веры и Анны, татарского князя, вводит в рассказ тему
любви — страсти, безрассудности; упоминание о том, что мать сестер —
англичанка, вводит тему рассудочности, бесстрастности в сфере чувств, власти
разума над сердцем. В финальной части рассказа появляется третья линия: не
случайно, что квартирная хозяйка оказывается католичкой. Этим в произведение
вводится тема любви-преклонения, которым в католичестве окружена Божья Матерь,
любви-самопожертвования. Герой А. Куприна, маленький человек, сталкивается с
окружающим его миром непонимания, миром людей, для которых любовь — это род
безумия, и, столкнувшись с ним, погибает.

 

Фрагмент текста работы:

 

1.1 Тема любви в творчестве А. И.
Куприна в рассказе «Олеся»

Тема любви в произведениях писателя нередко
обретает трагическое звучание. Искренние и подлинные человеческие чувства
приходят в столкновение с жестоким миром, как это происходит, например, в Купринской
«Олесе».

В рассказе «Олеся», написанной в 1898 году, Куприн
описывает глухую деревушку Волынской губернии на окраине Полесья, куда судьба
забросила Ивана Тимофеевича, "барина", городского интеллигента.
Судьба сводит его с внучкой местной колдуньи, Олесей, которая завораживает его
своей необычайной красотой. Это красота не светской дамы, а дикой лани, живущей
на лоне природы. Однако не только внешность привлекает Ивана Тимофеевича в
Олесе: молодой человек восхищён самоуверенностью, гордостью и дерзостью
девушки. Выросшая в глубине лесов и почти не общаясь с людьми, она привыкла
относиться к незнакомым людям с большой осторожностью, однако встретившись с
Иваном Тимофеевичем, она постепенно влюбляется в него. Тот подкупает девушку
своей непринуждённостью, добротой, интеллигентностью, ведь для Олеси все это
необычно, ново.

 Девушка очень
рада, когда молодой гость часто навещает её. В один из таких визитов она, гадая
по его руке, характеризует читателю главного героя как человека «хотя и доброго,
но только слабого», признаётся, что доброта его «не сердечная», что сердце у
него «холодное, ленивое», и той, которую он «будет любить», принесёт он, хотя и
невольно, «много зла». Таким образом, со слов юной гадалки, Иван Тимофеевич
предстаёт перед нами как эгоист, человек, неспособный к глубоким душевным
переживаниям. Однако, несмотря ни на что, молодые люди влюбляются друг в друга,
полностью отдаваясь этому всепоглощающему чувству.

 Влюбляясь, Олеся
проявляет свою чуткую деликатность, врождённый ум, наблюдательность и такт, её
инстинктивные знания тайн жизни. Более того, её любовь открывает огромную силу
страсти и самоотверженности, обнаруживается в ней великий человеческий талант
понимания и великодушия.

Олеся готова на всё ради своей любви: пойти в церковь, терпя
издевательства деревенских жителей, найти в себе силы уйти, оставив после себя
лишь нитку дешёвых красных бус, представляющих собой символ вечной любви и
преданности. Образ Олеси для Куприна является идеалом открытого,
самоотверженного, глубокого характера. Любовь возвышает её над окружающими,
даря ей радость, но в то же время делая ее беззащитной, ведёт к неизбежной
гибели.

По сравнению с великой любовью Олеси даже чувство Ивана Тимофеевича к ней
во многом проигрывает. Его любовь более похожа порой на мимолетное увлечение.
Он понимает, что девушка не сможет жить вне природы, окружающей ее здесь, но
все же, предлагая ей руку и сердце, подразумевает, что она будет жить с ним в
городе. При этом, он не задумывается о возможности отказаться от цивилизации,
оставшись жить ради Олеси здесь, в глуши.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы