Контрольная работа на тему 14. Необходимость государственного регулирования и программирования.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Необходимость государственного регулирования 5
2. Значение программирования в системе государственного регулирования экономики 10
Заключение 14
Список литературы 16
Введение:
Наметившиеся тенденции отказа от использования концепции экономического либерализма в экономической политике Российского государства ставят перед экономической наукой задачу разработать и обосновать, а перед государством — законодательно воплотить эффективный механизм государственного регулирования социально-экономического развития страны.
Одним из функциональных элементов государственного воздействия на экономику является государственное планирование хозяйственной деятельности. К сожалению, либеральной «волной» реформ был «смыт» бесценный опыт планирования, наработанный в СССР; теоретические разработки в этой сфере, как юристов, так и экономистов оказались невостребованными и постепенно «заглохли».
Наиболее перспективной формой государственного регулирования являются целевые программы, представляющие собой правовую форму реализации программно-целевого подхода, который позволяет обществу в приоритетном порядке решать долгосрочные и среднесрочные задачи социально-экономического развития.
Целью исследования является изучение необходимости государственного регулирования и программирования.
Для достижения цели требуется решить следующие задачи:
— Необходимость государственного регулирования.
— Значение программирования в системе государственного регулирования экономики.
По структуре работа содержит введение, две главы, заключение, список литературы.
Заключение:
Итак, государственное вмешательство в рыночную экономику необходимо в тех сферах, в которых механизм рынка не в состоянии устранить различные последствия внешних эффектов либо несправедливостей самой рыночной системы. Этих сфер с развитием экономики становилось все больше, и тем сложнее становились формы государственного вмешательства в экономические процессы. На нынешнем уровне развития рыночного способа производства формы вмешательства государства приобрели настолько сложный вид, что рассмотреть все последствия экономической деятельности государства невозможно. Тем не менее существует ряд сфер, вмешательство государства в которые жизненно необходимо. Это: перераспределение доходов и ресурсов, регулирование занятости, антиинфляционная и антимонопольная политика, исправление последствий внешних эффектов и многое другое.
Высшей формой государственного регулирования экономики является государственное экономическое программирование. Его задача — комплексное использование в глобальных целях всех элементов государственного регулирования экономики.
По мере усложнения задач по регулированию хозяйства правительства стали формировать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные задачи, определять порядок их решения и органы, ответственные за исполнение этих решений, выделять необходимые средства и определять порядок финансирования.
Государственная экономическая программа— это комплекс иерархически соподчиненных целей, важных для развития народного хозяйства, средств их достижения, органов, ответственных ни их исполнение в установленные сроки и за контроль, обеспеченны достаточным целевым финансированием и правовой базой. Разработка и осуществление таких программ называется государственным экономическим программированием. Государственные программы носят рекомендательный, ориентирующий (индикативный) характер. Они не обязательны для выполнения частным сектором экономики. Но, несмотря на свой рекомендательный характер, государственные программы имеют сильную поддержку, которая обеспечивает их значительную эффективность и реализуемость.
В данной работе были рассмотрены основные аспекты применения программно-целевых методов государственного управления для обеспечения устойчивого социально-экономического развития. Основными предпосылками применения программно-целевого подхода на государственном уровне являются наличие глубоких диспропорций и долгосрочных негативных тенденций социально-экономического развития.
Фрагмент текста работы:
1. Необходимость государственного регулирования
Необходимость участия государства в экономике страны является основной для любого государства. Вопрос о роли государства в современной экономике много времени оставался дискуссионным. Сегодня большинство ученых-экономистов, да и правоведов едины в том, что что при рассмотрении соотношения рынка и государства необходимо использование как экономических (рыночных) инструментов, так и государственно-правового регулирования в обеспечении стабильного развития экономики.
Под механизмом государственного регулирования понимается система или совокупность взаимосвязанных методов и экономических рычагов, воздействующих на все сферы социально-экономической жизни страны, в том числе и на производство, обмен, распределение и потребление производственной продукции минерально-сырьевого сектора. Однако механизм регулирования не сводится только к набору методов и рычагов управленческого воздействия на социально-производственные процессы.
Управленческое воздействие составляет лишь одну сторону механизма регулирования. Главное же содержание его определяется целевым предназначением системы, целевыми функциями каждого элемента и его взаимодействиями с другими элементами системы государственного регулирования [2]. В России в процессе трансформации экономической системы можно выделить следующие формы государственного регулирования [3].
— Директивное планирование. Данная форма длительное время существовала в СССР, при которой был достигнут максимальный уровень вмешательства государства в экономику. Суть данной формы заключается в том, что план экономического и социального развития страны имеет силу закона и становится обязательным для всех звеньев народного хозяйства. Функция государства сводилась к планированию материальных ресурсов, административному управлению производством и потреблением. Основными формами планирования являлись пятилетние планы с распределением заданий по годам, контрольные цифры и директивы к разработке пятилетних планов.
— Государственные заказы представляют собой результат перехода в начале рыночных преобразований от глобального директивного планирования к ограниченному планированию.
Анализ отечественного и зарубежного опыта хозяйствования в рыночных условиях позволяет сформулировать основные принципы формирования и реализации госзаказов:
— заказчиком продукции (работ, услуг) является государство, располагающее для этого экономическими ресурсами и передающее определенные права своим исполнительным органам, утверждающим конкретные, детально разработанные сметы, программы мероприятий и соответствующие им бюджетные ассигнования;
— состав заказов связан со структурой общегосударственных потребностей, с функциями государства в различных областях общественно-политической, научной и экономической жизни страны, которые по объективным причинам не могут осуществляться с помощью механизма рыночного саморегулирования;
— объем заказов ограничивается величиной средств бюджетного фонда страны;
— заказы размещаются и выполняются на договорной основе.
Государственный заказ является не только заказом федерального правительства, но и формирует систему региональных заказов на наукоемкую продукцию, конкурентоспособ¬ную не только на региональном, но и на национальном и международном уровнях.
— Индикативное (рекомендательное) планирование, под которым понимается механизм координации интересов и деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой, сочетающий ее государственное регулирование с рыночным и нерыночным саморегулированием, основанный на разработке системы показателей (индикаторов) социально-экономического развития и включающий определение его общенациональных приоритетов.
Особенностью индикативного планирования является то, что оно воздействует на частный сектор через стимулирующий или ограничивающий спрос. В России данная форма в масштабах национальной экономики не применяется.
— Стратегическое планирование. Суть данной формы состоит в выборе главных приоритетов развития национальной экономики, ведущую роль в реализации которых должно взять на себя государство.
— Программирование — это разработка программы социально-экономического развития, т. е. комплекса целевых ориентиров социально-экономического развития и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров. Правительство России разработало и одобрило «Основные стратегические направления государственной экономической политики на среднесрочный период (2014-2016)», которые были сформулированы президентом В. Путиным в Бюджетном Послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014–2016 годах. В современных условиях на первый план выходит решение задач повышения эффективности расходов и переориентации бюджетных ассигнований в рамках существующих бюджетных ограничений на реализацию приоритетных направлений государственной политики, проведение социально-экономических преобразований, направленных на повышение эффективности деятельности всех участников экономических отношений, достижение измеримых, общественно значимых результатов, наиболее важные из которых установлены указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г.[4]
— Государственное прогнозирование, как форма государственного регулирования, представляет собой систему научно обоснованных представлений о тех или иных направлениях социально-экономического развития страны.