Контрольная работа на тему 1) «Женская проза»: М. Вишневецкая
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Феномен «женской прозы» в
современной русской литературе. 5
2 Психологическая женская проза
Марины Вешневецкой (на примере сборника рассказов «Опыты») 8
Заключение. 12
Список литературы. 13
Введение:
Понятие «женская проза»
сформировалось давно, но вошло в обиход лишь в конце XX века. Российская
женская проза представлена именами таких авторов, как Л.Е. Улицкая, Л.С.
Петрушевская, Т.Н. Толстая, В.С. Токарева, М.А. Вишневецкая, Г.Н. Щербакова. В
их прозе популярна тема «судьбы женщины в русской истории». Повседневные
проблемы героини в произведении (финансовая обеспеченность или семейные
проблемы, а зачастую и то и другое) только на первый взгляд могут показаться
довольно простыми и легко решаемыми. Основное внимание в произведениях этих
писателей уделяется семейным ценностям и взаимоотношениям внутри семьи [10].
Рассмотрение женской прозы представляется
актуальным, так как позволяет исследовать особенности гендерного определения
женской литературы, ее жанров и таких составляющих, как языковая образность,
психологизм и т.д. Женская беллетристика вызывает большой интерес как у обычных
читателей, так и среди ученых. Она также является одним из разделов современного
литературоведения, который требует детального рассмотрения и анализа. Это
позволяет по-новому идентифицировать женскую прозу и раскрывает дополнительные
возможности осмысления женского творчества в ретроспективном аспекте.
Женской прозе посвятили
свои труды М. Абашева, М. Арбатова, П. Басинский, Т. Морозова, Н. Перова, А.
Окара и многие другие. Большинство исследователей сходятся во мнении, что новая
женская проза – это успешная литературная стратегия, предполагающая
коллективность, отрефлектированную манифестационность, утверждение
проблемно-тематических констант, автобиографичность, субъективность,
мистический женский опыт, противопоставление мужского и женского.
Литературоведы по-разному
оценивают данный феномен. Многие до сих пор подвергают его жесткой критике,
видя недостаток женской прозы видит в том, что сюжет таких произведений трудно
пересказать, поскольку эмоции и чувства героинь доминируют на протяжении всего
повествования [1].
Российский писатель, поэт
и сценарист Марина Артуровна Вишневецкая родилась в Харькове, в 1979 году
окончила сценарный факультет ВГИКа. Начала печататься как автор юмористических
рассказов в 1972 году в журнале «Юность», как прозаик – с 1991 года (рассказ
«Начало» в сборнике «Новые амазонки»). Выступает также как детский писатель,
сценарист анимационных и документальных фильмов. Написала сценарии более чем к
25 мультипликационным и десяти документальным фильмам.
Цель
исследования – выявить и обосновать особенности феномена «женской прозы» на
примере творчества Марины Вешневецкой.
Для
достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— раскрыть
особенности феномена «женской прозы»;
— рассмотреть
специфику «женской прозы» на примере творчества Марины Вешневецкой (на примере
сборника рассказов «Опыты»).
Заключение:
На основе проведенного анализа можно сделать
вывод о том, что внутренний мир человека является одним из наиболее важных
предметов художественной литературы; авторы произведений знакомят нас с
неизведанными глубинами душевной жизни. Жанр «женской прозы» можно трактовать
как социокультурный феномен создания литературных текстов женщинами, вне
зависимости от их творческих позиций феминизма, с точки зрения конкретных
прагматических эмоциональных установок, отражающих свой жизненный опыт во
внутреннем мире персонажа, его переживаниях, поступках в совокупности с
языковой образностью.
Жанровое многообразие исследуемого явления
демонстрирует разносторонность тематики женской прозы. Именно поэтому женская
литература смогла найти свое место как в русской, так и в мировой литературе и
продолжает свое развитие и жанровое расширение, сохраняя традиции и внося
значительный вклад в культуру.
Женская проза чаще всего
выражена в форме социально-психологического или сентиментального повествования,
романа-жизнеописания, рассказа или эссе. Ее характерная черта – это
интертекстуальность, большое количество культурных и исторических отсылок,
аллюзий, наполненных иронией. Так, для М. Вишневецкой особенно важны отсылки к
фольклору и Библии. Свойством женской прозы можно считать повышенную
публицистичность, злободневность, усиленную экспрессивность, а также гендерных
характер.
Фрагмент текста работы:
1. Феномен «женской прозы» в современной русской литературе Творчество авторов-женщин, их способность
создавать духовный продукт высокого эстетического качества на одном уровне с
мужчинами – это сложный и дискуссионный вопрос. Слова «женское» и «мужское»
представляют собой тендерные категории, сформированные обществом, которые
благодаря языку закрепились в общественном и личностном сознании [3].
Романы, созданные женщинами, отличаются многообразием затрагиваемых тем и
обладают богатым набором сюжетных линий. Нет оснований заявлять о простоте
сюжета, какой-либо ограниченности темы повествования или излишней
сентиментальности, если произведения написаны женщинами.
Сам термин «женская литература (проза)» очень
распространенный и находится в употреблении уже достаточно долгое время.
Ученые-лингвисты пришли к выводу, что данное словосочетание, в первую очередь,
указывает на женское авторство, независимо от жанра, сюжета и тематики
произведения, его пространства и времени, и других характеристик текста [9].
Главным образом, это понятие представляет собой обобщенный результат
литературной работы женщин-авторов в виде текстов, в которых изображается
жизненный опыт, мир и быт женщин. О. Гаврилина в широком смысле трактует его
как произведения, созданные женщинами, независимо от отношения автора к
патриархальным традициям или его феминной позиции и отражения вышесказанного в
его творчестве. Что касается узкого смысла данного понятия – это совокупность
текстов, в основе которых лежит женский взгляд на традиционные общечеловеческие
проблемы [7].