Контрольная работа на тему 1. Особенности взаимоотношений со взрослым и сверстником в подростковом возрасте.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ПОДРОСТКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 4
2. МЕТОДЫ УЛУЧШЕНИЯ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ПОДРОСТКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18
Введение:
Вследствие обострения социальных проблем в РФ все большее количество семей оказывается в сложных жизненных обстоятельствах, что приводит к распространению такого явления, как семейное неблагополучие, которое в психолого-педагогической литературе трактуется как положение семьи, потерявшей (частично или полностью) свои воспитательные возможности, в результате чего в ней сложились неблагоприятные условия для воспитания ребенка. Неблагополучное состояние семьи почти всегда приводит к дисгармонии в развитии личности ребенка. Не вызывает сомнений и утверждение о том, что благополучная семья является благоприятной социальной средой для полноценного развития ребенка. Поэтому одной из важных задач сегодня является социальное сопровождение такого типа семей, что определяет актуальность темы исследования.
Исследованию социально-педагогических проблем функционирования семьи, семейного неблагополучия, путей социально-педагогического сопровождения ребенка, а также культурно-исторических аспектов становления семьи посвящены труда Т. Алексеенко, Т. Афанасьевой, А. Беспалько, Ю. Васильковой, Т. Васильковой, Е. Волковой, М. Галагузова, В. Дружининой, И. Зайнышева, И. Зверевой, А. Капской, Г. Лактионовой, Е.Новиковой, И. Трубавиной и др. Социально-педагогическую помощь неполной семье они трактуют как специфическую деятельность социального работника (или группы социальных работников), направленную на создание необходимых социально-психологических условий развития клиентов. Социальная работа с неблагополучной семьей заключается во взаимодействии социальных органов государства, общества и семьи, которая направлена на улучшение условий жизнедеятельности семьи, а также в осуществлении социального сопровождения.
Заключение:
Особенностью подросткового периода является тот факт, что ребёнок полностью проходит стадию полового созревания, при этом его физическая, эмоциональная, психологическая зрелость наступят гораздо позже, в лучшем случае через 3 – 4 года, а иногда и позже.
Подростковый возраст чаще всего характеризуется любознательностью, деятельностью, активностью ребёнка. Всё это происходит на почве ещё довольно зыбкого мировоззрения.
Подросткам в их возрасте свойственно стремление ко всему новому (пусть даже это новое только для них самих), необычному, что вызывает любопытство и неподдельный интерес, увлечение техникой и результатами технического прогресса.
Значимая сфера отношений подростков – отношения со взрослыми, прежде всего, с родителями. Влияние родителей уже ограничено им не охватываются все сферы жизни ребенка, как это было в младшем школьном возрасте, но его значение трудно переоценить.
Мнение сверстников обычно наиболее важно в вопросах дружеских отношений с мальчиками и девочками, в вопросах, связанных с развлечениями, молодежной модой, современной музыкой и т.п. Но ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей.
В то же время для подростков характерно стремление к эмансипации от близких взрослых. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах.
Фрагмент текста работы:
ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ПОДРОСТКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Многие исследователи, обращавшие внимание на тему подросткового кризиса, посвятили ему ряд трудов, сосредоточившись на элементах психологии, социологии и философии.
Заметим, что понятие «подросткового возраста» существовало не всегда. Ф. Ариес обращает внимание на то, что в XIX веке не делали различия между детством и отрочеством.
Ст. Холл стал первым, кто предложил рассматривать как самостоятельный период в жизни возраст между детством и взрослой жизнью.
До сих пор научно обоснованного определения возрастных рамок подросткового возраста не существует. Особенно, если подходить к оценке подростка через его психологические особенности.
Во многом рамки подросткового возраста определяются тем, кто участвует в рассмотрении проблемы. Медики, психологи, преподаватели, юристы и другие, определяют подростков каждый в свою возрастную группу. Это может быть отрезок с 10 до 14 лет, а может – с 14 до 18 лет. Кто-то определяет подростков в группу от 12 до 20 лет.
Мы будем придерживаться тех рамок, которые задаются социологами (Аверин, Дольто), а главным параметром, влияющим на личность и её развитие, будем считать социальную среду.
Т.М. Простакова предлагает исходить из того, что развитее личности ребёнка происходит согласно требованию, которое предъявляет к нему общество. Оно же задаёт ориентир по части ценностей и идеалов в жизни, отличающихся на разных этапах взросления .
Проблема подросткового возраста требует регулярного изучения в связи с тем ещё, что она сама регулярно изменяется и в каждое конкретно взятое время подростки сталкиваются со своими трудностями. Концептуально они близки, но у каждого времени свои особенности.
Процесс изучения подростковых проблем, в связи со сказанным, является долгим и многоплановым.
Подростковый возраст иногда называют «переходным», имея ввиду, что ребёнок переходит от детства к зрелости. Но стоит заметить, что такой переход лишь начинается в подростковом возрасте и он чрезвычайно богат душевными кризисами, переживаниями трансформации внутреннего «Я» и сложными отношениями с окружающим миром.
Подростковый возраст чрезвычайно важен именно для внутреннего оформления человека. В этот период формируется большинство поведенческих стандартов, на которых основывается вся дальнейшая социальная жизнь личности.
Черты характера, эмоциональные стереотипы и форма поведения в различных жизненных ситуациях – все эти навыки и привычки приобретаются и закрепляются в подростковом возрасте, а затем проявляются в жизни взрослого человека. Они же определяют его психическое и физиологическое здоровье, уравновешенность общественного и личного в человеке.
Вместе с поведенческими навыками в подростковом возрасте приобретаются и ключевые основы знания и умений, основываясь на которых идёт всё дальнейшее пополнение багажа опыта и расширение познаний об окружающем мире .
В это же время закладываются основы нравственности в человеке, формируется отношение его внутреннего «Я» к окружающему общественному пространству, закладываются социальные установки.
Нравственное взросление – это не только одно из событий подросткового возраста, оно, по сути, является одним из элементов, которые определяют само понятие «переходного возраста». Без нравственного взросления нельзя говорить о том, что ребёнок преодолел подростковый возраст.
В процессе нравственного взросления подросток должен сформировать собственное мировоззрение, выработать в своём сознании нравственные ценности, на которые будет опираться в будущем, и определить для себя ключевые жизненные ориентиры.
Тут мы подходим к важному моменту, характеризующему приобретение навыков в подростковом возрасте. Важно понимать, что все те навыки, о которых уже сказано, в области нравственности, эстетики и даже на интеллектуальном уровне напрямую и тесно связаны с той духовной пищей, которую получает подросток.
От того, какой будет эта «духовная пища» полностью зависит то, каким будет ближайшее будущее нации и самих подростков, которые уже через несколько лет станут формировать жизнь всего общества.
Ответ на свои запросы, в поисках ориентиров для формирования собственного мировоззрения, подростки ищут в окружающем их мире и черпают их из тех источников, которым доверяют. В лучшем случае такими источниками выступает художественная литература, произведения искусства (музыкального, изобразительного, и другие). Чаще такими источниками становятся СМИ (пресса, телевидение).
Свою роль играют и родители, преподаватели и сверстники. Роль представителей каждой из этих категорий очень сильно различается. Многое зависит от того, каким источникам ещё с детства привык доверять ребёнок.
Выбор источника и «состав» той духовной пищи, которой питается подросток – это серьёзная проблема для общества. Сложности добавляет тот факт, что взрослым порой не только некогда заниматься подростками, но и не хватает времени заняться собой .