Нейропсихология Контрольная работа Педагогика/Психология

Контрольная работа на тему 1 КР: основные направления современной нейропсихологии

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3
1. Теоретические основы
нейропсихологии. 4
2. Клиническая психология как
главное направление современной нейропсихологии  6
3. Экспериментальная
нейропсихология: понятие, особенности. 10
4. Другие направления современной
нейропсихологии. 12
Заключение. 17
Список литературы.. 18

  

Введение:

 

Нейропсихология является одной
из научных дисциплин, исследующих соотношение мозга и психики. В связи с этим
она может быть причислена к ряду нейронаук – дисциплин, ориентированных на
изучение мозга (таких как нейробиология, неврология, нейрофизиология и другие)
и базирующихся на естественнонаучной парадигме. Основным здесь является
исследование фундаментальной проблемы: как работает мозг, если его
рассматривать в качестве аппарата, продуцирующего психику. Но в то же время
отечественная нейропсихология сформировалась на основе принципиально новой
теоретической гипотезы о взаимодействии мозга и психики, сформулированной в
рамках культурно-исторического подхода с обращением к методологии гуманитарной
парадигмы и привлечением знаний из общей и возрастной психологии, психоанализа,
философии, лингвистики.

В настоящее время отечественная нейропсихология представляет
собой интенсивно развивающуюся отрасль психологической науки, в которой
выделилось несколько самостоятельных направлений, объединенных общими
теоретическими представлениями и общей конечной задачей, состоящей в изучении
мозговых механизмов психических процессов.

Цель работы – рассмотреть основные направления современной
нейропсихологии.

Для достижения поставленной цели, необходимо решение следующих
задач:

1. Изучить теоретические основы нейропсихологии.

2. Охарактеризовать клиническую психологию как главное
направление современной нейропсихологии.

3. Описать понятие и особенности экспериментальной
нейропсихологии.

4. Выделить другие направления современной нейропсихологии.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Нейропсихология – это самостоятельная научная дисциплина,
хотя и находится на стыке двух наук, теоретической психологии и клинической
неврологии.

Основными направлениями нейропсихологии являются следующие:

1. Клиническая нейропсихология, которая занимается исследованием
больных с локальными поражениями мозга. Основной задачей клинической
нейропсихологии является изучение нейропсихологических синдромов при локальных
поражениях мозга.

2. Экспериментальная нейропсихология – экспериментальное
изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных
поражениях мозга.

3. Реабилитационная нейропсихология – восстановление высших
психических функций при локальных поражениях мозга.

4. Экологическая нейропсихология оценивает влияние
различных неблагоприятных экологических факторов на состояние психических
функций и на эмоционально-личностную сферу с позиций нейропсихологии.

5. Нейропсихология развития – выявление закономерностей
развития мозга.

6. Психофизиологическое направление – это направление, в
задачу которого входит изучение физиологических механизмов нарушений высших
психических функций.

7. Диагностическое направление – это практическое применение
различных нейропсихологических методов для определения зоны поражения мозга и
динамики состояния высших психических функций в до- и послеоперационном
периоде.

8.
Реабилитационное направление практического применения методов нейропсихологии
связано с восстановлением нарушенных ВПФ, речи, интеллектуальной и мнестической
деятельности.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические основы нейропсихологии Успехи психологии, нейрофизиологии и медицины (неврологии,
нейрохирургии) начала XX века подготовили почву для формирования новой
дисциплины – нейропсихологии. Эта отрасль психологической науки начала
складываться в 20-40-е годы XX в. [1 ].

Нейропсихология – отрасль психологической науки, изучающая
мозговые механизмы психических процессов на материале локальных поражений
мозга.

Первые нейропсихологические исследования проводились еще в
20-е годы Л.С. Выготским, однако основная заслуга создания нейропсихологии как
самостоятельной отрасли психологического знания принадлежит А.Р. Лурия.

Имена ученых различных направлений, внесших вклад в развитие
нейропсихологии:

— патопсихологи и клинические психологи – Р.Я. Голант;

— психиатры М.О. Гуревич и А.С. Шмарьян, А.Л.
Абашев-Константиновский; Б.В. Зейгарник со своими сотрудниками;

— неврологи – Б.Г. Ананьев и его сотрудники;

— нейрофизиологи – Г.В. Гершуни;

— физиологи – Н.А. Бернштейн, П.К. Анохин, Е.Н. Соколов,
Н.П. Бехтерева, О.С. Адрианов и др. [1].

Отечественная нейропсихология сформировалась на стыке
нескольких научных дисциплин, каждая из которых внесла свой вклад в ее
понятийный аппарат. Центральная проблема нейропсихологии – «мозг как субстрат
психических процессов».

Современная нейропсихология развивается в основном двумя
путями.

Первый – это отечественная нейропсихология, созданная
трудами Л.С. Выготского, А.Р. Лурия и продолжаемая их учениками и
последователями в России и за рубежом.

Второй – это традиционная западная нейропсихология, наиболее
яркими представителями которой являются такие нейропсихологи, как Р. Рейтан, Д.
Бенсон, X. Экаэн, О. Зангвилл и др.

Предмет нейропсихологии –
изучение закономерностей протекания высших психических функций (ВПФ) в связи с
работой мозга и исследование нарушений ВПФ при патологии мозга. Другими
словами, предметом нейропсихологии является мозговая организация психических
функций, изучение роли отдельных структурно-функциональных единиц мозга в
осуществлении различных видов психической деятельности [5].

Методологическими основами отечественной нейропсихологии
являются общие положения диалектического материализма. Основные постулаты:

— материалистическое понимание всех психических явлений;

— общественно-историческая обусловленность человеческой
психики;

— значимость социальных факторов для формирования
психических функций;

— опосредованный характер психических процессов, речь в их
организации занимает ведущую роль и т.д.;

Центральной задачей нейропсихологического исследования
является определение качественной специфики нарушения, а не только констатация
факта расстройства той или иной функции.

Таким образом, нейропсихология – относительно молодая
научная дисциплина, созданная в нашей стране в середине XIX в. выдающимся
отечественным ученым А. Р. Лурия. Она занимает важное место в ряду других наук,
имеющих отношение к изучению высших психических функций человека. С ее
появлением стало возможным обращение к мозговым механизмам высшей
психологической деятельности, а не только к особенностям психологического
строения и структуры дефекта, как это делается в психологии, патопсихологии,
психиатрии. Следовательно, нейропсихология открыла принципиально новый подход к
пониманию психики человека и ее нарушений. 2. Клиническая психология как главное направление
современной нейропсихологии В настоящее время отечественная нейропсихология представляет
собой интенсивно развивающуюся отрасль психологической науки, в которой
выделилось несколько самостоятельных направлений.

Основным направлением является клиническая нейропсихология,
которая занимается изучением нейропсихологических синдромов, возникающих при
поражении участков мозга. В этом направлении работали: А.Р. Лурия, Е.Д.
Хомская, Н.К. Киященко, Э.Г. Симерницкая, Н.В. Гребенникова и др. [2].

Объектом исследования клинической нейропсихологии является
мозг больного человека.

Клиническая нейропсихология исследует причинно-следственные
отношения между повреждением и изменением со стороны психических процессов
разных уровней.

Для того чтобы качественно оценить психические потери был
разработан комплекс методов клинического нейропсихологического обследования.

Главные методы, применяемые в клинической нейропсихологии,
представлены методами клинического (неаппаратурного) нейропсихологического
исследования, разработанные А.Р. Лурия и под названием «луриевские методы
нейропсихологической диагностики».

Теоретической предпосылкой нейропсихологии является
понимание психической функции как функциональной системы. Эта система состоит
из звеньев иерархически между собой связанных.

Дефицит в психических процессах может возникнуть в
результате аномального функционирования отдельных участков мозга. Определенные
структуры мозга в соответствии с иерархическим строением функции будут иметь
разное значение для обеспечения психических процессов.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы