Контрольная работа на тему 1 КР: основные направления современной нейропсихологии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Теоретические основы
нейропсихологии. 4
2. Клиническая психология как
главное направление современной нейропсихологии 6
3. Экспериментальная
нейропсихология: понятие, особенности. 10
4. Другие направления современной
нейропсихологии. 12
Заключение. 17
Список литературы.. 18
Введение:
Нейропсихология является одной
из научных дисциплин, исследующих соотношение мозга и психики. В связи с этим
она может быть причислена к ряду нейронаук – дисциплин, ориентированных на
изучение мозга (таких как нейробиология, неврология, нейрофизиология и другие)
и базирующихся на естественнонаучной парадигме. Основным здесь является
исследование фундаментальной проблемы: как работает мозг, если его
рассматривать в качестве аппарата, продуцирующего психику. Но в то же время
отечественная нейропсихология сформировалась на основе принципиально новой
теоретической гипотезы о взаимодействии мозга и психики, сформулированной в
рамках культурно-исторического подхода с обращением к методологии гуманитарной
парадигмы и привлечением знаний из общей и возрастной психологии, психоанализа,
философии, лингвистики.
В настоящее время отечественная нейропсихология представляет
собой интенсивно развивающуюся отрасль психологической науки, в которой
выделилось несколько самостоятельных направлений, объединенных общими
теоретическими представлениями и общей конечной задачей, состоящей в изучении
мозговых механизмов психических процессов.
Цель работы – рассмотреть основные направления современной
нейропсихологии.
Для достижения поставленной цели, необходимо решение следующих
задач:
1. Изучить теоретические основы нейропсихологии.
2. Охарактеризовать клиническую психологию как главное
направление современной нейропсихологии.
3. Описать понятие и особенности экспериментальной
нейропсихологии.
4. Выделить другие направления современной нейропсихологии.
Заключение:
Нейропсихология – это самостоятельная научная дисциплина,
хотя и находится на стыке двух наук, теоретической психологии и клинической
неврологии.
Основными направлениями нейропсихологии являются следующие:
1. Клиническая нейропсихология, которая занимается исследованием
больных с локальными поражениями мозга. Основной задачей клинической
нейропсихологии является изучение нейропсихологических синдромов при локальных
поражениях мозга.
2. Экспериментальная нейропсихология – экспериментальное
изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных
поражениях мозга.
3. Реабилитационная нейропсихология – восстановление высших
психических функций при локальных поражениях мозга.
4. Экологическая нейропсихология оценивает влияние
различных неблагоприятных экологических факторов на состояние психических
функций и на эмоционально-личностную сферу с позиций нейропсихологии.
5. Нейропсихология развития – выявление закономерностей
развития мозга.
6. Психофизиологическое направление – это направление, в
задачу которого входит изучение физиологических механизмов нарушений высших
психических функций.
7. Диагностическое направление – это практическое применение
различных нейропсихологических методов для определения зоны поражения мозга и
динамики состояния высших психических функций в до- и послеоперационном
периоде.
8.
Реабилитационное направление практического применения методов нейропсихологии
связано с восстановлением нарушенных ВПФ, речи, интеллектуальной и мнестической
деятельности.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические основы нейропсихологии Успехи психологии, нейрофизиологии и медицины (неврологии,
нейрохирургии) начала XX века подготовили почву для формирования новой
дисциплины – нейропсихологии. Эта отрасль психологической науки начала
складываться в 20-40-е годы XX в. [1 ].
Нейропсихология – отрасль психологической науки, изучающая
мозговые механизмы психических процессов на материале локальных поражений
мозга.
Первые нейропсихологические исследования проводились еще в
20-е годы Л.С. Выготским, однако основная заслуга создания нейропсихологии как
самостоятельной отрасли психологического знания принадлежит А.Р. Лурия.
Имена ученых различных направлений, внесших вклад в развитие
нейропсихологии:
— патопсихологи и клинические психологи – Р.Я. Голант;
— психиатры М.О. Гуревич и А.С. Шмарьян, А.Л.
Абашев-Константиновский; Б.В. Зейгарник со своими сотрудниками;
— неврологи – Б.Г. Ананьев и его сотрудники;
— нейрофизиологи – Г.В. Гершуни;
— физиологи – Н.А. Бернштейн, П.К. Анохин, Е.Н. Соколов,
Н.П. Бехтерева, О.С. Адрианов и др. [1].
Отечественная нейропсихология сформировалась на стыке
нескольких научных дисциплин, каждая из которых внесла свой вклад в ее
понятийный аппарат. Центральная проблема нейропсихологии – «мозг как субстрат
психических процессов».
Современная нейропсихология развивается в основном двумя
путями.
Первый – это отечественная нейропсихология, созданная
трудами Л.С. Выготского, А.Р. Лурия и продолжаемая их учениками и
последователями в России и за рубежом.
Второй – это традиционная западная нейропсихология, наиболее
яркими представителями которой являются такие нейропсихологи, как Р. Рейтан, Д.
Бенсон, X. Экаэн, О. Зангвилл и др.
Предмет нейропсихологии –
изучение закономерностей протекания высших психических функций (ВПФ) в связи с
работой мозга и исследование нарушений ВПФ при патологии мозга. Другими
словами, предметом нейропсихологии является мозговая организация психических
функций, изучение роли отдельных структурно-функциональных единиц мозга в
осуществлении различных видов психической деятельности [5].
Методологическими основами отечественной нейропсихологии
являются общие положения диалектического материализма. Основные постулаты:
— материалистическое понимание всех психических явлений;
— общественно-историческая обусловленность человеческой
психики;
— значимость социальных факторов для формирования
психических функций;
— опосредованный характер психических процессов, речь в их
организации занимает ведущую роль и т.д.;
Центральной задачей нейропсихологического исследования
является определение качественной специфики нарушения, а не только констатация
факта расстройства той или иной функции.
Таким образом, нейропсихология – относительно молодая
научная дисциплина, созданная в нашей стране в середине XIX в. выдающимся
отечественным ученым А. Р. Лурия. Она занимает важное место в ряду других наук,
имеющих отношение к изучению высших психических функций человека. С ее
появлением стало возможным обращение к мозговым механизмам высшей
психологической деятельности, а не только к особенностям психологического
строения и структуры дефекта, как это делается в психологии, патопсихологии,
психиатрии. Следовательно, нейропсихология открыла принципиально новый подход к
пониманию психики человека и ее нарушений. 2. Клиническая психология как главное направление
современной нейропсихологии В настоящее время отечественная нейропсихология представляет
собой интенсивно развивающуюся отрасль психологической науки, в которой
выделилось несколько самостоятельных направлений.
Основным направлением является клиническая нейропсихология,
которая занимается изучением нейропсихологических синдромов, возникающих при
поражении участков мозга. В этом направлении работали: А.Р. Лурия, Е.Д.
Хомская, Н.К. Киященко, Э.Г. Симерницкая, Н.В. Гребенникова и др. [2].
Объектом исследования клинической нейропсихологии является
мозг больного человека.
Клиническая нейропсихология исследует причинно-следственные
отношения между повреждением и изменением со стороны психических процессов
разных уровней.
Для того чтобы качественно оценить психические потери был
разработан комплекс методов клинического нейропсихологического обследования.
Главные методы, применяемые в клинической нейропсихологии,
представлены методами клинического (неаппаратурного) нейропсихологического
исследования, разработанные А.Р. Лурия и под названием «луриевские методы
нейропсихологической диагностики».
Теоретической предпосылкой нейропсихологии является
понимание психической функции как функциональной системы. Эта система состоит
из звеньев иерархически между собой связанных.
Дефицит в психических процессах может возникнуть в
результате аномального функционирования отдельных участков мозга. Определенные
структуры мозга в соответствии с иерархическим строением функции будут иметь
разное значение для обеспечения психических процессов.