Контрольная работа на тему 1 КР: история возникновения и развития экспериментальной психологии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение. 3
Основные
этапы развития экспериментальной психологии. 4
Развитие
экспериментальной психологии в России. 9
Заключение. 17
Список
литературы.. 18
Введение:
Экспериментальная психология
стала активно формироваться в XIX веке как следствие необходимости приведения психологии
к удовлетворению основных требований, предъявляемых к науке. Изначальной задачей
экспериментальной психологии было введение научного метода в психологию. Основателем
экспериментальной психологии считается В. Вундт, немецкий психолог и физиолог, создавший
первую в мире научную психологическую школу.
По мере развития экспериментальная
психология расширяла область своих интересов: начав с разработки принципов психофизиологического
эксперимента, из инструкции к корректной постановке психологического эксперимента
она превратилась в научную дисциплину, которая стремится обобщить знания о методах
исследования для всех направлений психологии (эксперимент при этом становится лишь
одним из доступных методов). Разумеется, экспериментальная психология не занимается
лишь классификацией исследовательских методов, она изучает их эффективность и развивает
их.
В списке выдающихся учёных,
активно применявших экспериментальные методы в изучении психических процессов и
внёсших вклад в развитие данной научной дисциплины, присутствуют фамилии физиологов
(Бине, Павлов, Сеченов), физиков (Бугер, Вебер, Фехнер, Гельмгольц), врачей (Бехтерев).
Будучи естествоиспытателями, они оказали значительное влияние на развитие подхода
к психологической науке, во многом перенося в неё свой исследовательский опыт из
других научных областей. Также на формирование экспериментальной психологии в огромной
степени повлияли бихевиористы, что определяет специфику многих её аспектов. Отличительной
чертой экспериментальной психологии во все периоды её развития можно рассматривать
широкое применение математических методов. Ответственным за введение математики
в психологию считается Ф. Гальтон.
Заключение:
Своё начало и дальнейшее развитие
экспериментальная психология в науке берёт недавно, только в середине 19 веке. Её
основоположником по праву может считаться учёный из Германии В. Вундт, который был
убеждён, что наука как психология будет эффективна только в том случае, если она
будет реализована, подтверждена на практике, если её методы будут применимые и достоверные.
С течение времени появлялись всё новые и новые школы по внедрению в жизнь эмпирического
метода, расширялись сферы изучения и психологических экспериментов. На сегодня,
данная отрасль знаний широко применяется на практике, с помощью неё учёные могут
ответить на многие вопросы, сопоставить несопоставимые явления в физиологии и психологии,
сделать соответствующие выводы и разработать методы для решения задач, помочь науке
в её развитие.
В России в
экспериментальной психологии наиболее заметная фигура – Г. И. Челпанов. Им была
выдвинута концепция «эмпирического параллелизма», восходящая к психофизическому
параллелизму Фехнера и Вундта. Но главной заслугой Г. И. Челпанова следует
считать активное внедрение экспериментально-психологических знаний в высшее
образование России и интенсивную подготовку психологов-экспериментаторов.
История экспериментальной
психологии — это фактически история психологической науки в целом. Особенно,
если учесть второй аспект понятия «экспериментальная психология» — совокупность
эмпирических психологических исследований.
Фрагмент текста работы:
Основные
этапы развития экспериментальной психологии
Тысячелетия практического
познания человеческой психологии и столетия философских размышлений подготовили
почву для оформления психологической науки. Это происходит в XIX в. в
результате внедрения в психологические исследования экспериментального метода.
Процесс становления психологии как экспериментальной науки занимает
приблизительно столетие (середина XVIII – середина XIX в.), в течение которого
вынашивалась идея возможности измерения психических явлений. Первым высказал
эту идею уже упоминавшийся X. Вольф, выпустивший в 1732 г. труд под заглавием
«Эмпирическая психология», а в 1734 г. – «Рациональную психологию». Им введен в
оборот термин «психометрика». Он считал возможным измерять величину
удовольствия осознаваемым совершенством, а величину внимания –
продолжительностью аргументации.
В XIX в. психология, до
сих пор развивавшаяся в основном в лоне философии, начала тяготеть к математике
и физиологии.
Вопреки учению Канта о
том, что психология никогда не сможет применить математику, а потому не станет
истинной наукой, немецкий философ и психолог И. Гербарт (1776—1814) разработал сложный аппарат описания
"статики и динамики" представлений — первоэлементов души. Когда один
видный математик решил проверить его аппарат, то, к своему удивлению,
обнаружил, что в нем нет ни одной ошибки. Математические модели используются в
психологии и по сей день
[6].
В свою очередь,
физиологи, проводя эксперименты над органами чувств, стали математически
обрабатывать результаты своих экспериментальных данных. Так родилась
психофизика, предметом которой стало отношение физических воздействий и
психических явлений, которые они вызывают. Задачей исследования становились
закономерности и зависимости между психическими процессами и вызывающими их
причинами.
Выделение психологии в самостоятельную
науку сопровождалось интенсивным развитием экспериментальных исследований. Во всех
странах создаются психологические лаборатории и институты экспериментальных и прикладных
исследований. Несмотря на ограничения, которые ввел для эксперимента его основоположник
Вундт, уже в 80-е гг. происходит его распространение на исследование высших психических
функций. Начало им положил Г. Эббингауз (1850— 1909) своей работой о памяти (1885),
к которой примыкают труды Г. Э. Мюллера (1850—1934) и сотрудников. Психологи Вюрцбургской
школы в первом десятилетии XX в. начали экспериментальное изучение мышления и ФОЛИ.
Экспериментальные исследования смыкаются с медицинской, педагогической, промышленной
и др. практикой, возникают прикладные области психологии. Широкое развитие эксперимента
в психологии происходило по образцу и под влиянием естествознания. [2]
В разных странах развитие
экспериментальных исследований происходило своеобразно. Это объясняется как сложившимися
исторически традициями, так, и это главным образом, в силу специфики социальной
ситуации в каждой стране и запросов общественной практики.
Середина XVIII – середина
XIX в. Процесс становления психологии как экспериментальной науки, в течение которого
вынашивалась идея возможности измерения психических явлений. X. Вольф, 1732 г. «Эмпирическая психология»,
а в 1734 г. – «Рациональную психологию». [3]
В первой четверти XIX в. философ
И. Ф. Гербарт (1776-1841) провозгласил психологию наукой, которая должна основываться
на опыте метафизики и математики. Правда, он признавал основным психологическим
методом наблюдение, а не эксперимент, который присущ, по его мнению, физике. Идеи
Гербарта оказали сильнейшее влияние на признанных основоположников экспериментальной
психологии – Г. Фехнера и В. Вундта.
Середина XIX в. появление
экспериментальной психологии. Густав Теодор Фехнер (1801-1887). он задался целью
с помощью экспериментальных и математических методов доказать идентичность духа
и материи, двух сторон действительности. Он исходил из мысли, что, измерив физическую
(материальную) сторону, можно измерить и психическую (идеальную) сторону реальности.
Стоит лишь найти закон их соотношения.
В своих исследованиях он опирался
на открытую его предшественником по кафедре физиологии Лейпцигского университета
проф. Э. Г. Вебером зависимость
между ощущением и раздражителем. В результате Фехнер сформулировал знаменитый логарифмический
закон, согласно которому величина ощущения пропорциональна логарифму величины стимула.
Фехнер заложил основы новой научной дисциплины – психофизики, по сути представляющей
собой экспериментальную психологию того времени. Фехнер получил в науке почетное
звание «отец психофизики». труд Фехнера «Элементы психофизики» 1860 г., по праву
считается первым трудом по экспериментальной психологии [6].
Вильгельм Вундт (1832-1920).
первым профессиональным психологом. организации первой в мире психологической лаборатории
(Лейпциг, 1879), Задачей ЭП, по Вундту, является точный анализ индивидуального сознания
при помощи точно регулируемого самонаблюдения. Именно Вундт и его школа определили дальнейшее развитие
психологии по пути эксперимента.
Вундт пришел к программе
разработки психологии как самостоятельной науки, независимой от физиологии и
философии. Он выдвинул идею создания экспериментальной психологии, план которой
был изложен в его "Лекциях о душе человека и животных" и включал два
направления исследований: а) анализ индивидуального сознания с помощью
экспериментального контролируемого наблюдения субъекта за собственными
ощущениями, чувствами, представлениями; б) изучение "психологии
народов", т.е. психологических аспектов культуры: языка, мифов, нравов.
Психология, таким
образом, получила две ипостаси: физиологическую и духовную (культурную). Первая
определялась как наука о "непосредственном опыте". Вундт назвал ее
физиологической психологией, поскольку испытываемые субъектом состояния изучались
посредством специальных экспериментальных процедур, большинство которых было
разработано физиологией