Контрольная работа Педагогика/Психология Экспериментальная психология

Контрольная работа на тему 1 КР: история возникновения и развития экспериментальной психологии

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Основные
этапы развития экспериментальной психологии. 4

Развитие
экспериментальной психологии в России. 9

Заключение. 17

Список
литературы.. 18

  

Введение:

 

Экспериментальная психология
стала активно формироваться в XIX веке как следствие необходимости приведения психологии
к удовлетворению основных требований, предъявляемых к науке. Изначальной задачей
экспериментальной психологии было введение научного метода в психологию. Основателем
экспериментальной психологии считается В. Вундт, немецкий психолог и физиолог, создавший
первую в мире научную психологическую школу.

По мере развития экспериментальная
психология расширяла область своих интересов: начав с разработки принципов психофизиологического
эксперимента, из инструкции к корректной постановке психологического эксперимента
она превратилась в научную дисциплину, которая стремится обобщить знания о методах
исследования для всех направлений психологии (эксперимент при этом становится лишь
одним из доступных методов). Разумеется, экспериментальная психология не занимается
лишь классификацией исследовательских методов, она изучает их эффективность и развивает
их.

В списке выдающихся учёных,
активно применявших экспериментальные методы в изучении психических процессов и
внёсших вклад в развитие данной научной дисциплины, присутствуют фамилии физиологов
(Бине, Павлов, Сеченов), физиков (Бугер, Вебер, Фехнер, Гельмгольц), врачей (Бехтерев).
Будучи естествоиспытателями, они оказали значительное влияние на развитие подхода
к психологической науке, во многом перенося в неё свой исследовательский опыт из
других научных областей. Также на формирование экспериментальной психологии в огромной
степени повлияли бихевиористы, что определяет специфику многих её аспектов. Отличительной
чертой экспериментальной психологии во все периоды её развития можно рассматривать
широкое применение математических методов. Ответственным за введение математики
в психологию считается Ф. Гальтон.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Своё начало и дальнейшее развитие
экспериментальная психология в науке берёт недавно, только в середине 19 веке. Её
основоположником по праву может считаться учёный из Германии В. Вундт, который был
убеждён, что наука как психология будет эффективна только в том случае, если она
будет реализована, подтверждена на практике, если её методы будут применимые и достоверные.
С течение времени появлялись всё новые и новые школы по внедрению в жизнь эмпирического
метода, расширялись сферы изучения и психологических экспериментов. На сегодня,
данная отрасль знаний широко применяется на практике, с помощью неё учёные могут
ответить на многие вопросы, сопоставить несопоставимые явления в физиологии и психологии,
сделать соответствующие выводы и разработать методы для решения задач, помочь науке
в её развитие.

В России в
экспериментальной психологии наиболее заметная фигура – Г. И. Челпанов. Им была
выдвинута концепция «эмпирического параллелизма», восходящая к психофизическому
параллелизму Фехнера и Вундта. Но главной заслугой Г. И. Челпанова следует
считать активное внедрение экспериментально-психологических знаний в высшее
образование России и интенсивную подготовку психологов-экспериментаторов.

История экспериментальной
психологии — это фактически история психологической науки в целом. Особенно,
если учесть второй аспект понятия «экспериментальная психология» — совокупность
эмпирических психологических исследований.

 

Фрагмент текста работы:

 

Основные
этапы развития экспериментальной психологии

Тысячелетия практического
познания человеческой психологии и столетия философских размышлений подготовили
почву для оформления психологической науки. Это происходит в XIX в. в
результате внедрения в психологические исследования экспериментального метода.
Процесс становления психологии как экспериментальной науки занимает
приблизительно столетие (середина XVIII – середина XIX в.), в течение которого
вынашивалась идея возможности измерения психических явлений. Первым высказал
эту идею уже упоминавшийся X. Вольф, выпустивший в 1732 г. труд под заглавием
«Эмпирическая психология», а в 1734 г. – «Рациональную психологию». Им введен в
оборот термин «психометрика». Он считал возможным измерять величину
удовольствия осознаваемым совершенством, а величину внимания –
продолжительностью аргументации.

В XIX в. психология, до
сих пор развивавшаяся в основном в лоне философии, начала тяготеть к математике
и физиологии.

Вопреки учению Канта о
том, что психология никогда не сможет применить математику, а потому не станет
истинной наукой, немецкий философ и психолог И. Гербарт (1776—1814) разработал сложный аппарат описания
"статики и динамики" представлений — первоэлементов души. Когда один
видный математик решил проверить его аппарат, то, к своему удивлению,
обнаружил, что в нем нет ни одной ошибки. Математические модели используются в
психологии и по сей день
[6].

В свою очередь,
физиологи, проводя эксперименты над органами чувств, стали математически
обрабатывать результаты своих экспериментальных данных. Так родилась
психофизика, предметом которой стало отношение физических воздействий и
психических явлений, которые они вызывают. Задачей исследования становились
закономерности и зависимости между психическими процессами и вызывающими их
причинами.

Выделение психологии в самостоятельную
науку сопровождалось интенсивным развитием экспериментальных исследований. Во всех
странах создаются психологические лаборатории и институты экспериментальных и прикладных
исследований. Несмотря на ограничения, которые ввел для эксперимента его основоположник
Вундт, уже в 80-е гг. происходит его распространение на исследование высших психических
функций. Начало им положил Г. Эббингауз (1850— 1909) своей работой о памяти (1885),
к которой примыкают труды Г. Э. Мюллера (1850—1934) и сотрудников. Психологи Вюрцбургской
школы в первом десятилетии XX в. начали экспериментальное изучение мышления и ФОЛИ.
Экспериментальные исследования смыкаются с медицинской, педагогической, промышленной
и др. практикой, возникают прикладные области психологии. Широкое развитие эксперимента
в психологии происходило по образцу и под влиянием естествознания. [2]

В разных странах развитие
экспериментальных исследований происходило своеобразно. Это объясняется как сложившимися
исторически традициями, так, и это главным образом, в силу специфики социальной
ситуации в каждой стране и запросов общественной практики.

Середина XVIII – середина
XIX в. Процесс становления психологии как экспериментальной науки, в течение которого
вынашивалась идея возможности измерения психических явлений. X. Вольф, 1732 г. «Эмпирическая психология»,
а в 1734 г. – «Рациональную психологию». [3]

В первой четверти XIX в. философ
И. Ф. Гербарт (1776-1841) провозгласил психологию наукой, которая должна основываться
на опыте метафизики и математики. Правда, он признавал основным психологическим
методом наблюдение, а не эксперимент, который присущ, по его мнению, физике. Идеи
Гербарта оказали сильнейшее влияние на признанных основоположников экспериментальной
психологии – Г. Фехнера и В. Вундта.

Середина XIX в. появление
экспериментальной психологии. Густав Теодор Фехнер (1801-1887). он задался целью
с помощью экспериментальных и математических методов доказать идентичность духа
и материи, двух сторон действительности. Он исходил из мысли, что, измерив физическую
(материальную) сторону, можно измерить и психическую (идеальную) сторону реальности.
Стоит лишь найти закон их соотношения.

В своих исследованиях он опирался
на открытую его предшественником по кафедре физиологии Лейпцигского университета
проф. Э. Г. Вебером зависимость
между ощущением и раздражителем. В результате Фехнер сформулировал знаменитый логарифмический
закон, согласно которому величина ощущения пропорциональна логарифму величины стимула.
Фехнер заложил основы новой научной дисциплины – психофизики, по сути представляющей
собой экспериментальную психологию того времени. Фехнер получил в науке почетное
звание «отец психофизики». труд Фехнера «Элементы психофизики» 1860 г., по праву
считается первым трудом по экспериментальной психологии  [6].

Вильгельм Вундт (1832-1920).
первым профессиональным психологом. организации первой в мире психологической лаборатории
(Лейпциг, 1879), Задачей ЭП, по Вундту, является точный анализ индивидуального сознания
при помощи точно регулируемого самонаблюдения. Именно Вундт и его школа определили дальнейшее развитие
психологии по пути эксперимента.

Вундт пришел к программе
разработки психологии как самостоятельной науки, независимой от физиологии и
философии. Он выдвинул идею создания экспериментальной психологии, план которой
был изложен в его "Лекциях о душе человека и животных" и включал два
направления исследований: а) анализ индивидуального сознания с помощью
экспериментального контролируемого наблюдения субъекта за собственными
ощущениями, чувствами, представлениями; б) изучение "психологии
народов", т.е. психологических аспектов культуры: языка, мифов, нравов.

Психология, таким
образом, получила две ипостаси: физиологическую и духовную (культурную). Первая
определялась как наука о "непосредственном опыте". Вундт назвал ее
физиологической психологией, поскольку испытываемые субъектом состояния изучались
посредством специальных экспериментальных процедур, большинство которых было
разработано физиологией

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы