Контрольная работа на тему 1. Этапы организации трудовой деятельности.2. Тематический план по хозяйственно-бытовому труду дошкольников старшего возраста.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Этапы организации трудовой деятельности 5
2. Тематический план по хозяйственно-бытовому труду дошкольников старшего возраста 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
ЛИТЕРАТУРА 17
Введение:
В современных государственных образовательных стандартах дошкольного образования сделан акцент на формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание инициативности и самостоятельности в различных видах деятельности [6].
В то же время, введение в примерную образовательную программу дошкольного образования образовательной области «Труд» обостряет необходимость уточнения понимания сути детской трудовой деятельности и использования инновационных технологий ее организации [3].
Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики: труды П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др. Причем, в труде ребенка привлекает не только результат, но и сам процесс преобразования предметов труда, участие в труде, возможность пользоваться инструментами и, что не менее важно, принести пользу близким людям [1].
Трудовая деятельность – это один из важных компонентов формирования гармоничного человека. Трудовая деятельность ребенка имеет существенные отличия от взрослого труда, связанные с его возрастными особенностями: быстрая утомляемость и потеря интереса к монотонному труду, неумение работать по построенному плану, частое обращение к взрослому за помощью, неумение сохранять взятую на себя роль, чрезмерное проявление инициативы или, наоборот, пассивное участие в труде, потребность в поощрении и др.
Включая детей в трудовую деятельность, воспитатель формирует трудовые навыки, воспитывает привычку к трудовому усилию, ответственность, заботливость, бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде, не избегая неприятной работы, формирует положительные взаимоотношения между детьми. Основные виды труда в детском саду – это самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации – поручения, дежурства и коллективный труд.
Учитывая точки зрения ученых, можно выделить основные составляющие (элементы) трудовой деятельности. В публикациях по организации труда процесс преобразования предметов труда называется предметом трудовой деятельности (сырье, материалы, заготовки) в объекты труда. Объектами труда являются его результаты — продукты потребления (машины, оборудование, инструменты, предметы быта, игрушки и др.), то есть то, что обеспечивает жизнедеятельность человека и других живых существ. Исполнитель деятельности, соответственно, является субъектом труда, владеющий орудиями труда.
Таким образом, актуальность проблемы приобщения дошкольников к труду, развития субъектности детей обусловлена тем, что дошкольный возраст рассматривается как сензетивный период в формировании начальных форм трудовой деятельности; связан с педагогическим потенциалом труда как природосообразного и естественного средства личностного развития ребенка, является фактором успешной социализации дошкольника в современном мире.
Заключение:
Проанализировав научно-методическую литературу, мы пришли к выводам, что трудовое воспитание одна из задач развития личности дошкольника, но детей воспитывает на сам труд, а деятельностно-опосредованное общение ребенка со сверстниками и со взрослыми в процессе труда.
Таким образом, трудовое воспитание дошкольника – это формирвоание необходимых для трудовой деятельности нравственных качеств человека с помощью труда. К видам дошкольного труда относятся: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной художественный труд. Хозяйственно-бытовой труд – это деятельность детей, направленная на поддержание чистоты и порядка в помещение и на участке, помощь взрослым при организации режимных моментов.
Трудолюбие дошкольников органично связано с другими качествами личности. Так, интерес к деятельности взрослых, отношение между детьми и взрослыми, бережное отношение к продуктам труда есть не что иное, как гуманизм; осознанное выполнение своих обязанностей – ответственность; сотрудничество взрослых и детей – коллективизм; умение доводить дело до конца отражает степень сформированности старательности, настойчивости, целеустремленности. Следовательно, трудолюбие является качеством, которое отражает развитие личности в целом.
Таким образом, ученые внесли значительный вклад в разработку проблемы выявления признаков и компонентов трудолюбия детей дошкольного возраста. Однако, проблема воспитания трудолюбия дошкольников как основного качества личности еще недостаточно разработана.
Фрагмент текста работы:
1. Этапы организации трудовой деятельности
В дошкольной педагогике и психологии нет однозначного мнения по поводу выделения трудовой деятельности как самостоятельной деятельности ребенка в силу специфичности конечного продукта. Трудами таких исследователей, как B.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Д.В. Сергеева, А.А. Люблинская и др., заложены основы отечественной теории трудового воспитания. Её суть сводится к тому, что в дошкольный период детства можно и нужно формировать общие компоненты трудовых действий (умение планировать, действовать целесообразно, заранее представлять результаты своих действий); труд — это основа самореализации личности, пробуждение в ней творческого начала. В силу возрастных особенностей ребенок не может трудиться профессионально, создавая материальные и духовные ценности. Труд не самоцель, его значение — в воспитательном воздействии на личность ребенка [7].
В процессе организации трудовой деятельности необходимо формировать у детей умение ставить цель, находить пути для её достижения, получать результат, соответствующий цели. Цель перед ребенком вначале ставится педагогом.
Дети среднего и старшего дошкольного возраста в привычных ситуациях, в повседневных делах приучаются сами ставить цель: привести в порядок книги на книжной полке, убрать строительный материал, расчистить дорожку от снега и т. д. Воспитатель только направляет внимание детей на непорядок, предоставляет детям самим сделать вывод о том, как его устранить. В трудовой деятельности детей большое значение имеет его собственная творческая активность: обдумывание предстоящей деятельности, подбор необходимых материалов, инструментов, преодоление известных трудностей при достижении намеченного результата [8].
Перед воспитателем стоит задача – в процессе работы направить внимание детей на логическую последовательность действий, которая может привести к лучшему результату, особенно в средней и старших группах. Совершенствование навыка планирования деятельности происходит в ежедневной работе (дежурства, уход за обитателями уголка природы).
Обязательный компонент трудовой деятельности – результат. Достижение результата имеет значение прежде всего как педагогический фактор, который помогает воспитать у детей интерес к труду. Результат выступает как мера затраты усилий, которая необходима для достижения цели. Определенное воздействие оказывает на детей подведение результатов по окончании работы. В развитии у детей стремления достичь результата труда особое значение приобретает мотив деятельности [5].
Организация и руководство коллективным трудом воспитанников старшей группы
В старшей группе систематически организуется общая трудовая деятельность, объединяющая сразу всех детей группы: уборка групповой комнаты, участка, оформление групповой комнаты к празднику и т. д.
Условия организации коллективного труда:
– объединять всех детей можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе (в средней группе по 5 – 7 человек);
– определяя содержание общей работы, воспитатель включает в нее только те виды труда, навыками которых дети владеют достаточно хорошо и стремится к тому, чтобы занять всех детей [4].
1 этап – распределение предстоящей работы между участниками (на 3-4 звена, каждое из которых выполняет относительно самостоятельное задание)
Последовательность работы воспитателя при распределении между детьми заданий:
– разъясняет детям пользу труда;
– перечисляет весь объём предстоящего труда и представляет его как одно общее задание для всех детей;
– выделяет задания, которые станут содержанием труда отдельных звеньев.
В старшей группе дети могут научиться самостоятельно распределять работу между собой внутри своего звена (договориться перед началом работы)
В процессе распределения общей работы воспитатель преследует определённые цели:
– учитывает трудоёмкость разных работ, с ем, чтобы у каждого ребенка оказался примерно одинаковым объём, чтобы все дети в одно время закончили свои задания;
– организует труд детей так, чтобы каждый ребенок упражнялся во всех видах труда, выполняемых группой;
– продумывает расстановку детей таким образом, чтобы рядом с нерешительным ребенком оказался самостоятельный, уверенный, рядом с неумелым – умелый и т. д.
– учитывает задачи воспитания, которые следует решать по отношению к отдельным детям, если ребенок недостаточно доброжелателен. Объединяет его с внимательным, спокойным сверстником.
2 этап – выполнение детьми разных заданий
При выполнении детьми заданий воспитатель пользуется приёмами для регулирования детского труда и налаживания взаимоотношений между участниками:
– обращает внимание насколько удобно и рационально дети организовали свою деятельность, как расположили оборудование, предусмотрели ли последовательность работы;
– формирует у детей умение помогать друг другу советом, показом, совместным выполнением работы;
– представляет работу каждого ребенка как часть общего задания;
– даёт совет, как наладить работу так, чтобы никто не простаивал, чтобы задание у каждого участника было примерно одинаковым;
– помогает ребенку найти дополнительное дело, у которого задание оказалось менее трудоёмким;
– использует соревнование на скорость выполнения работы как приём воздействия на детей;
– оценивает поведение ребят, отношение к другим детям, к порученному делу: объясняет необходимость работать качественно по отношению к результату и товарищам; сообщает детям о поведении ребенка в случае плохого качества выполнения работы и способа воздействия на него; разъясняет детям моральные правила, обосновывающие образцы поступков с точки зрения положительных взаимоотношений между детьми.
– координирует работу между звеньями, чтобы все примерно в одно время заканчивали.
3 этап – обсуждение результатов трудовой деятельности
Воспитатель при обсуждении:
– на конкретных примерах показывает преимущества коллективного труда;
– особенно отмечает поступки, в которых выражено стремление помочь другим детям;
– привлекает внимание детей к отдельным недостаткам, замечания делает мягко, доброжелательно, выражая уверенность в том, что дети постараются теперь работать лучше [9].
Отметим, что готовность к труду предполагает овладение практическими умениями и навыками в разных видах труда, понимание его целей и задач, развитие самомотивации к деятельности. В процессе обучения дошкольника трудовой деятельности педагог прививает уважение к труду других людей — взрослых и сверстников, ценностное отношение к результатам труда, стремление к оказанию посильной помощи. Эти задачи реализуются в соответствии с возрастными возможностями детей и индивидуальными запросами, способностями и интересами.