Контрольная работа на тему 1) Эллинистический период древнегреческой философии.2) Категория «материя» в философии.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1
ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ.. 4
2 КАТЕГОРИЯ
«МАТЕРИЯ» В ФИЛОСОФИИ.. 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 14
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 15
Введение:
Первый вопрос контрольной
работы посвящён эллинистическому периоду древнегреческой философии.
Актуальность темы обусловлена поразительной схожестью ситуаций философских
поисков.
Эллинистическая философия
складывалась в период кризиса классической древнегреческой цивилизации. Ей
пришлось искать новые ответы на вызовы эпохи. Современная философия также
находится в поиске новых парадигм в ситуации глобальных изменений и
необходимости мировоззренческих перемен.
В качестве основных задач
для решения этой проблемы были поставлены следующие: определить причины,
предпосылки и условия формирования философских школ эпохи эллинизма; выявить
специфические черты философии этого периода; дать характеристику основных
философских школ.
Для решения этих задач
были изучены научные статьи, в которых исследованы проблемы эллинистической
философии, монографии и учебные пособия, справочные материалы печатных изданий
и интернет-источников.
Второй вопрос контрольной
работы посвящён категории «материя» в философии. Для раскрытия темы вопроса вначале
было признано необходимым провести экскурс в историю представлений о материи в
разные периоды развития философской мысли и в различных философских
направлениях, течениях и школах.
После этого следовало
раскрыть многообразие форм и уровней существования материи, выявить её атрибуты
и способ существования.
Главным источниками
информации послужили учебные и справочные издания по философии и научные
статьи.
Заключение:
В эллинистической
философии, с одной стороны, осуществилась преемственная связь между
предшествующим этапом развития философии, но с другой – возникли философские
школы, носившие принципиально иной характер.
Принципиальная новизна
философских поисков эллинистической эпохи заключалась в нацеленности на
этические исследования и дистанцирования от науки. Это ярче всего проявилось в
деятельности школ стоиков и эпикурейцев.
Эллинистическая философия
на завершающем своём этапе представляла собой рассеивание сил и энергии в
процессе истолкования классических философских текстов, освоения и
совершенствования тезауруса философского знания. Она подготовила место для
новой, христианской эпохи.
Актуальность
эллинистической философии усиливается ещё и по той причине, что современное
общество тоже находится в состоянии перемен, поиске новой парадигмы
философского мышления. Знакомство с опытом решения аналогичных проблем в эпоху
эллинизма, несомненно, имеет большое значение и может быть полезным в наше
время.
Категория материи
является важнейшей в философии, потому что с её помощью строится общая картина
мира. В истории философии наблюдается эволюция понимания категории материи: от
субстрата к субстанции. Невозможно свести все представления о материи к одному
«знаменателю», потому что на каждом этапе развития философской мысли её
понимание зависело от уровня развития научного знания и базовой философской
позиции мыслителей.
Исследование материи, её
атрибутов, форм и уровней существования
производится преимущественно в философских системах материалистической
ориентации.
Фрагмент текста работы:
1 ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ
ПЕРИОД ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ Термин «эллинизм» вошёл в употребление с лёгкой руки немецкого
историка И.Г. Дройзена (1808 – 1884), автора книги «История эллинизма» [Чан 7].
Эллинистический период философии (III в. до н. э. – VI в. н. э.) является одним из наиболее важных пластов античной
мысли. В нём сошлись две культуры – греческая и римская – как два совершенно
различных в своей основе типа мышления. Ему предшествует период так называемой
высокой классики как в лице Платона и Аристотеля. Вслед за ним приходит уже
совершенно новый тип мышления, связанный с принятием христианства
Эллинистические монархии,
возникшие на обломках империи Александра Македонского, в своей нестабильности
породили понятие «подданный» вместо прежнего классического греческого «гражданин».
Новое окружение не требовало более древних «гражданских добродетелей». Постепенно
рождался новый тип человека, который перед лицом государства стал занимать
позицию равнодушного нейтрала. Эту новую реальность и пытались осмыслить новые
философские течения
Эллинистическая
философия стала органическим продолжением эллинской, классической философии. И всё
же для неё характерен ряд особенностей, отличающих её от философии античной
классики.
Во-первых, она стала постепенно утрачивать свой творческий
характер и всё больше оглядывалась в прошлое. Началась эпоха комментирования и
истолкования старых философских текстов [9, с. 24].
Во-вторых, изменился предмет философии. Центр философского
внимания переместился на этическую проблематику. Самым актуальным стал вопрос о
том, как сохранять свою свободу при тоталитарном режиме. Философия утрачивала
свою связь с науками [9, с. 24-25]. Изучение природы отодвинулось на второй
план и подчинилось этике как способу достижения благой жизни.
В-третьих, для эллинистической философии была характерна и
некоторая утрата проблематики Платона и Аристотеля. Она как бы возвратилась к
досократическому периоду, но без его социальной направленности. Эпикур, по
сути, воскрешает Демокрита, стоики – Гераклита и других натурфилософов,
скептики – софистов с их агностицизмом [9, с. 25].
В-четвёртых, происходит размежевание философии и частных
наук: появляются учёные, занимающиеся частнонаучными вопросами и не
интересующиеся философией (Архимед, Эвклид и др.), но были и философы,
занимающиеся лишь сугубо философскими вопросами (Эпиктет, Цицерон, Марк
Аврелий).
Главной
целью эллинистические мудрецы объявили достижение автаркии (самостоятельности)
и атараксии (бесстрастия, душевного покоя). К этой цели, хотя и разными путями,
двигались различные школы эллинистической философии.
Философия эпохи эллинизма разделяется на два периода:
1. Ранний эллинизм (III – I вв. до н.э.). В это время
определяющим было греческое влияние. Зарождались такие философские школы, как
стоицизм, скептицизм, эпикуреизм. Продолжали привлекать к себе последователей
школы киников. Функционировали Академия и Ликей.
2. Поздний эллинизм (римский период) (I в. до н.э. – VI в. н.э.). Философия этого периода
продолжила традиции раннего эллинизма. Существовали те же философские школы. Проблематика
не претерпела значительных изменений. Наиболее влиятельным направлением к концу
существования античной философии стал неоплатонизм.
Рассмотрим
более подробно основные философские школы периода эллинизма.
Стоицизм – школа
античной философии, основанная Зеноном из Китиона на рубеже IV–III вв.
до н.э. его истории выделяют три периода: Ранняя Стоя (Зенон, Клеанф, Хрисипп и
их ученики – I–II вв. до н.э.); Средняя Стоя (Панэтий, Посидоний и др.
– II–I вв. до н.э.); Поздняя Стоя (Сенека, Музоний Руф, Эпиктет,
Марк Аврелий и др. – I –II вв.
н.э.). Стоическая философия включает в себя логику, физику и этику. Этика
является наиболее значимой и исторически востребованной частью учения,
обоснованию которой служат остальные части. Большинство представителей
философии скептицизма ставили этику во главу триады «логика – физика – этика». Этика
понималась ими как учение о действительности как местопребывании человека. Учение
о правильном целеполагании – основа этики стоицизма. Все естественное
изначально подчинено некоей внутренней космической логике, то есть
причинно-следственным связям. Суждение исходит из впечатления и является его
смыслом, который заключен в символической словесной форме. Осмысленное суждение
формируется за счет акта «согласия» ведущего начала с той смысловой данностью,
которая содержится во впечатлении. Правильное применение «согласия» ведет к
познанию «истинного», что влечёт за собой развитие представлений о благе как
истинной цели всего познания. Злом стоики считали всякое не-согласие с истиной
(или согласие с не-истиной) без учета причины такого несогласия. Познание
служит фундаментом или ориентиром правильного целеполагания. Стремление