Эссе на тему Восточные славяне проблемы этногенеза и социально-политического развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Введение:
Этногенез – это термин, который означает процесс формирования и развития народности (от греч. ἔθνος – племя, народ, и γένεσις – происхождение, зарождение). Общеизвестно, что славяне – это мегаэтнос, насчитывающий сегодня около 300 млн. человек. Славянские народы, которые разделяют на три ветви (славяне восточные, западные и южные), проживают в Восточной, Западной и Центральной Европе[1, с.12].
Этногенез славян был и есть предметом исследования многих ученых, однако ограниченность и неполнота источников стали причиной распространения многих научных теорий и предположений, в которых человеку, далекому от истории, трудно ориентироваться.
Когда появились славяне? Какая территория может считаться прародиной славян, то есть тем регионом, где разрозненные племена сформировали славянский этнос? Историки, лингвисты, археологи, пытаясь ответить на эти вопросы, выдвинули несколько научных теорий, которыми доказывали автохтонное (местное) происхождение славян или заселения ими Европы в результате миграции. Научные гипотезы относительно прародины славян локализовали ее в разных уголках Европы.
Цель работы: раскрыть особенности развития восточных славян от периода первобытнообщинных к раннефеодальным отношениям.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
– объяснить научные теории происхождения восточных славян
– очертить границы расселения славян и восточных славян в частности и специфику их социально-экономического и культурного развития.
Заключение:
Таким образом, мы можем с уверенностью сказать, что этногенез славян достигает древних времен и прослеживается современными археологами в лесостепном Днестровско-Днепровском междуречье со времен бронзового века.
В бронзовом веке славянские племена уже расселились в Центральной Европе до р. Одры на западе, и в I тыс. до н.э., освоив междуречье Одры и Лабы, начали мигрировать на юг континента. К середине I тыс. н.э. славяне-венеды уже расселились на севере до побережья Балтики, на западе – до Лабы, на юго-западе до побережья Адриатики и Испании. Поэтому нельзя сказать, что их появление на значительной территории континента во время Великого переселения народов было внезапным (так его трактовали только византийские авторы) – оно стало завершающим этапом большого расселения славян.
В период черняховской культуры высокий уровень хозяйства и вызванный им демографический взрыв обусловили высокую плотность славянского населения на большой территории от Вислы – на западе до Дона – на востоке, в результате чего сформировался значительный резерв «лишних» людей, готовых к миграции. В эпоху Великого переселения народов, которая совпала с завершающим этапом славянского этногенеза, произошло новое значительное расселение славян с лесостепной зоны Центрально-Восточной Европы на Балканы, в междуречье Одры и Лабы. Таким образом, они заняли половину европейского континента, а также мигрировали за его пределы – на Ближний Восток, в Малую Азию и в Северную Африку.
На завершающем этапе этногенеза славян еще перед формированием первых держав – в VI-VIII вв. – образовались большие политические объединения славянских племен: на севере Центральной Европы – государство Велетов (Союз лютичей) и Союз ободритов – поморян, на юго-западе Восточной Европы славянские племена Прикарпатья и Волыни образовали Большую Хорватию и Союз дулебов-волынян.
Фрагмент текста работы:
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Современные ученые считают, что становление славянства проходило путем ассимиляции родственных, соседних местных племен с включением в этот процесс мигрантов. Что же касается территории, на которой формируется славянство, большинство ученых убеждены, что это территории современных европейских государств – Украина, Польша и Беларусь.
Дискуссионным является не только место прародины славянства, но и происхождение имени народа. Славяне возникают около II тыс. до н. э. (бронзовый век). Неизвестно самоназвание этого народа. Однако ученые относят существование праславян к различным археологическим культурам: тишинецко-комаровской, белогрудовской, лужицкой, чернолесской, зарубинецкой, черняховской, пеньковской и др.[11]
На рубеже новой эры славяне заселяли значительную часть Европы, контактируя с другими народами через военные столкновения или торговые связи. Тогда же, римские и греческие ученые впервые упоминают славян в письменных произведениях, в которых называют их венедами или венетами. [9, с.17]
Уже с I в. до н. э. по II в. н. э. встречаются первые письменные упоминания о славянах. В частности, в трудах римских историков Помпония Мела, Плиния Старшего, Корнелия Тацита и ученого из Александрии Птолемея.
В связи с нашествием готов, а позже гуннов — в эпоху Великого переселения народов (IV — VI вв.), славян временно перестают вспоминать в письменных источниках. Только начиная с VI в., ученые-историки того времени вновь описывают венедов, постепенно употребляя новые названия – анты, склавены («склавины») и славяне. Здесь следует отметить таких древних исследователей, как Иордан, Прокопий Кесарийский, Иоанн Эфесский, Феофилакт Симоккат, Маврикий Стратег, Менандр Протектор.[9]
Распад государства гуннов дал импульс развитию славянским племенам, которые постепенно расселились по территории Европы. В частности, славяне появляются в Подунавье и на Балканском полуострове, со временем доходят до Эльбы и Балтийского побережья, а на северо-востоке заселяют верховья Дона и Волги. Вследствие Великого расселения славян началось разделение славян на этнические группы – восточных, западных и южных, что стало основой для формирования современных славянских народов.
В верхнем течении Днепра, на Левобережье, в V — VII вв. также жили славянские племена. Постепенно эти племена расселились далеко на север. Те из них, что продвигались в северо-западном направлении, позже сформируют белорусский народ. Те, что направились на северо-восток, стали предками россиян. Склавины, которые жили на большей части Правобережья, и часть антов, которые не участвовали в переселении, стали предками украинцев.[8].
Благодаря труду Нестора-летописца «Повести временных лет» и древнерусским летописям, мы знаем названия племен, которые жили на Востоке Европы в VI — VII вв., и которые были предками украинского, белорусского и русского народов:
1) поляне – территория расселения — Среднее Поднепровье. Их города – Киев, Переяслав.
2) древляне – жили в бассейне рек Припять, Горынь, Тетерев (Полесье, Восточная Волынь). Их города – Искоростень, Овруч).
3) северяне – жили в районе рек Десна, Сула и Сейм. Их главный город – Чернигов.
4) тиверцы – жили в междуречье Днестра и Прута, на территории современной Молдовы.
5) дулебы (позже волыняне и бужане) – территория расселения – верховья Днестра и бассейн Западного Буга (Волынь).
6) белые хорваты – жили на Прикарпатье и Северной Буковине между реками Днестр и Висла. Их города – Ужгород, Перемышль.
7) уличи – территория расселения от низовий Южного Буга и до Днестра (до Дуная). Их город – Пересечень.
8) дреговичи – проживали между верховьем Немана и Днепром. В основном селились вдоль реки Припять. Главный город – Туров.
9) полочане – селились южнее Западной Двины.
10) радимичи – селились между Днепром и Десной. К древнерусскому государству были присоединены в 885 году.
11) кривичи – селились севернее Западной Двины и в верховьях Волги. Главные города – Смоленск и Полоцк.
12) словене ильменские – самое северное племя, которое селилось вокруг Новгорода, Ладоги и Чудского озера.
13) вятичи – проживали вдоль истоков Оки и Дона. Согласно летописи предком этого племени был легендарный Вятко.
Историки долгое время вели дискуссии по поводу того, что представляли собой в действительности «племена» Нестора, и постепенно пришли к выводу, что эти «племена» были на самом деле большими союзами, начало формирования, которых можно отнести к VI — VII вв. н. э. Эти союзы племен известный археолог П. Третьяков назвал «народцы», видя в них не только территориальные, но и этнополитические объединения [10, с.52].
В целом восточнославянские племена занимали территорию в 700 тыс. кв. км. Уже на ранних стадиях существования у восточных славян зарождались зачатки государственности. Становление государственности было достаточно длительным, на базе союзов племен возникали переходные протогосударственные образования, которыми считают племенные княжения [1, с. 23]. Военная и племенная знать все больше концентрирует в своих руках деньги, ценности, богатства, использует труд рабов и обедневших общинников. На этой почве сначала зарождается, а затем углубляется классовая дифференциация – землевладельцы превращаются в феодалов, а свободные общинники трансформируются в феодально зависимое население, что создает предпосылки для активного процесса создания государственности [1, с. 37].
Так древнеарабские авторы упоминали, что в Поднепровье со второй половины I тыс. н. э. существовали три больших славянских племенных объединения:
1) Куявия – Киевское княжество с центром в г. Киев, которое возникло в конце V в. (официальная дата основания Киева – 482 г.);
2) Славия – княжество в Псковско-Новгородской земле;
3) Артания (или Арсания) – центром этого политического образования мог быть Чернигов. По другим данным это могли быть Тмутараканское княжество или Дулибский племенной союз на Волыни.[11].
Духовная культура древних славян выражалась в ранних религиозных верованиях и мифологии.
Миф – архаичный рассказ, предание о духах, богах (позже – героях), не содержит ничего абстрактного, однако является обобщением тех или иных явлений [1, с. 47]. Мифы (с греч.– слово, сказание, предание) – это история Космоса, история упорядочения Вселенной, рассказ о том, как устроен окружающий мир и мир человеческий. Это одновременно система норм жизни, что отразилась в многочисленных поверьях и суевериях, и элементы культа, их мифы воспроизводили в обрядах и ритуалах.
Николай Костомаров рассматривал язычество как обожествление природы, признание мыслящей силы по предметам и явлениями окружающей среды, поклонение солнцу, небу, воде и земле, ветру, деревьям, птицам, огню и тому подобное. Потусторонний мир считался славянами-язычниками продолжением земной жизни [4, с. 193]. Л. Нидерле (чешский археолог и этнограф) считал, что основой славянского язычества была демонология – культы предков и природы[6, с. 193]. К сожалению, до нашего времени не дошло почти никаких мифов о родословных богов за исключением отдельных сообщений. Так, по сообщению книжника XII в. в работе «Слово о том, как языческие народы поклонялись идолам и приносили им жертвы», содержится периодизация дохристианских верований славян:
1) сначала славяне приносили жертвы злым и добрым духам (упырям и берегиням). Это проявление анимизма.
2) со временем развился культ Рода и рожаниц, божеств плодородия, которые были тесно связаны с жизненно важными стихиями – солнцем, водой, дождем.
3) в конечном итоге у славян утвердился культ бога молнии Перуна[4, с. 193].
Вероятно, поскольку восточные славяне до IX в. не имели общего государственного образования, то, наверное, не имели и верховного божества.
1) На первом месте стоял Вседержатель, обобщающий Бог (возможно, Род), он же отец природы и Владыка мира, волей которого содержится все и осуществляется управление всего и всех.
2) Бог света Сварог, который считался прабогом, властелином мира, богом кузнецов.
3) Даждьбог (Хорс) – бог солнца.
4) Перун считался богом-покровителем воинов.
5) Велес или Волос – бог скотоводов, скота, поэтического вдохновения, покровитель искусства, бог богатства и торговли, а также бог-защитник простых людей. Он же покровитель «низшего мира», обладатель мира мертвых. Считался антиподом Перуна, их идолы никогда не стояли вместе.
6) Род и рожаницы. Культ Рода связан с культом предков и одновременно с силами плодородия. Рожаницы – духи, ответственные за человеческие судьбы.
7) Мокошь – богиня-мать, покровительница плодородия, молодых женщин и детей, обладательница человеческой судьбы, богиня жизненных благ и достатка.
8) Ладо или Лада – божество, жизненного начала, брака, развлечений и красоты.
9) Стрибог – бог мореходов, ветра.
10) Симаргл – бог растительности, подземного царства.
11) Ярило (Яр, Ярун, Яровит) – бог земледельцев, символ молодости и плодоносной силы природы.
12) Марена – богиня смерти.
Восточнославянская мифология и демонология имеет выразительное художественно-образное своеобразие, несмотря на то, что весь комплекс переводов о живой и неживой природе развивалась на основе древней общеславянского мифологии. Среди известных образов восточнославянской демонологии:
– домовой (его жена – кикимора) – дух-хранитель дома, который связан с предками;
– лешие – лесные духи, которые приобретали вид зверей и могли навредить человеку;
– водяные, водяной, водяной черт – духи водоемов;
– русалки – души женщин или девушек, умерших необычной смертью;
– мавки (навки, лесные русалки) – умершие дети.
Кроме того славянская демонология богата и другими образами: хранительниц, переплутов, ведьм, лихорадок, леших, болотников, вурдалаков (вампиров, упырей) и др.
Основу языческих верований древних славян составляли разнообразные природные культы: культ деревьев, культ воды, культ злых сил. Например, существовали культы священных рощ (славяне поклонялись дубам, ясеням, липам), озер, отдельных деревьев и колодцев. Священными животными считались вол и бык – символы созидания; лошадь, овца или баран – символы невинности; коза – символ урожая; среди насекомых – пчела (божья птичка, божья мушка) и божья коровка, которых убивать было грехом. Среди священных птиц: кукушка – предсказательница будущего, но символ печали и вдовства; голубь – символ любви; ласточка – судьба человека; вороны – священные птицы, прорицатели; сова – символ мудрости, смерти и тьмы; сокол – символ храбрости и скорости[2].
У славян существовали специальные святилища и культовые сооружения – капища. Главными атрибутами капищ были ритуальные площадки с одним или несколькими идолами посередине, жертвенными ямами, зданиями и кострами. Располагались капища в труднодоступных и не используемых землях (острова, болота, лесные чащи). Иногда капища располагались и среди человеческих поселений.
Идол представлял собой человекоподобную фигуру, выполненную в полный рост (2 — 2,5 метра) с четкими чертами лица. К идолу славяне обращались с различными просьбами, посвящая ему различные ритуалы.
Восточные славяне вели оседлый образ жизни и основу их хозяйственной деятельности составляли земледелие и животноводство, с тенденцией превращения земледелия на ведущую отрасль производства.
Земледелие было пахотным. Но характер землепользования был экстенсивным. Экстенсивное производство – это способ увеличения объемов производства за счет привлечения дополнительных ресурсов без повышения эффективности их использования. Однако экстенсивное землепользование в эпоху раннего средневековья при наличии большого количества свободных земель было достаточно производительным и нуждалось в минимальных затратах сил.
Существовали различные системы земледелия:
– в лесной полосе (на Полесье) преобладала вырубная система (подсечное, подсечно-огневое земледелие) – люди вырубали лесной участок, сжигали остатки валежника и использовали землю до полного истощения. Через несколько лет урожайность уменьшалась и крестьяне были вынуждены расчищать новый участок;
–в лесостепи (Поднепровье) использовалась преимущественно переложная система земледелия, когда урожайность земли снижалась, участок оставляли до тех пор, пока он не восстановит плодородие, а пока обрабатывали новый участок;
– паровая система (двуполье) – это когда участок делили на две части (пар и овраг), одна из которых определенное время находилась под паром (отдыхала), а другая обрабатывались. Участки, которые находились под паром или обрабатывались, ежегодно менялись.
Выращивали славяне зерновые культуры, прежде всего просо, ячмень пленочный и пшеницу-двузернятковидную (полбу). Культивировались также овес, рожь и бобовые (горох и чечевица). Выращивали древние славяне и огородные культуры: репу, редьку, лук и чеснок. Сохранились также свидетельства, что получили распространение в полеводстве и технические культуры – лен и конопля.
Разведение домашних животных обеспечивало население продуктами питания (молоком, мясом, яйцами), сырьем для изготовления одежды (шерстью, кожей и т.д.), а также материалом для развития различных промыслов (изготовление изделий из костей, рогов или копыт). Животноводство также обеспечивало земледельцев тягловой силой и средствами передвижения (волы, лошади). Первое место в хозяйстве славян занимала крупный рогатый скот, второе место – свиньи, третье – мелкий рогатый скот, четвертое – кони. Славяне вели преимущественно оседлый образ жизни, занимались приусадебным животноводством.
Анализ хозяйства славян позволяет сделать вывод, что основой их рациона вначале I тыс. н. э. были каши и пресные лепешки. Развитие агротехники увеличило употребление хлеба (использовались терки, были изобретены жернова). Кроме зерновых культур, значительное место в рационе восточных славян занимали овощи и фрукты – репа, слива, яблоки, земляника, малина и тому подобное. Важную группу для питания наших предков составляли также продукты животноводства – говядина, баранина, свинина, в меньшей степени – конина. Пищу преимущественно варили, а не жарили. Многие употребляли молочных продуктов – молоко, сыр и масло. В неурожайные годы возрастала роль собирательства и рыболовства. Среди напитков известных славянам: мед (медовина), пиво из ячменя или овса и квас.
Славяне торговали с населением Подунавья (Балканы), Прибалтики, Центральной Европы, античными городами-колониями Северного Причерноморья, Хазарским каганатом. В качестве монет использовали бронзовые, серебряные и золотые монеты иностранных государств, меха и драгоценные металлы. Собственные монеты славян возникли только в Х веке.
Как правило, поселение славян имели площадь до 2,5 гектаров и размещались вблизи рек. Жильем служили квадратные или прямоугольные полуземлянки или землянки площадью 7 — 25 кв. м. с печью-каменкой (иногда глиняной), как правило, в северной части дома. Пол дома трамбовался и обмазывался глиной. Строили плетеные или срубные стены и покрывали сверху 2-х или 3-х скатной крышей.
Славяне имели достаточно развитую общественную организацию, материальную и духовную культуру, оригинальную религию. В VII — VIII вв. завершается процесс образования союзов племен, продолжается их трансформация в племенные княжества – в государственные объединения, которые предшествовали первому восточнославянскому государству – Киевской Руси.[1,3,5].