Эссе на тему Веймарская конституция
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Введение:
История Веймарской республики в Германии является одним из наиболее важных моментов германской и европейской истории XX века.
14 лет, которые просуществовала первая немецкая демократия, обозначили проблемы, которые оказали значительное влияние на ход современной европейской истории. Германия периода Веймарской республики – довольно сложный конгломерат политических, экономических, социальных и культурных отношений. Исходя из этого, рассмотрение истории Веймарской республики, ее нормативно-правового наследия, представляет определенный научный и практический интерес.
Заключение:
Нормативно-правовым итогом Ноябрьской революции в Германии стала Веймарская конституция, принятая 31 июля 1919 г. Национальным собранием и подписанная первым рейхспрезидентом республики Ф.Эбертом.
Впервые в истории Германии была установлена республика в ее полупрезидентском варианте. В Конституции закреплялся принцип разделения властей и народного суверенитета. Согласно Конституции вся власть в стране исходила от народа. Во главе исполнительной власти находились рейхспрезидент и назначаемый им с одобрения парламента рейхсканцлер. Законодательную власть представлял юридически однопалатный рейхстаг, фактически же роль верхней палаты парламента выполнял рейхсрат – орган представительства германских земель. Он мог внести протест против принятого Рейхстагом закона, который тот был вправе отклонить большинством в две трети голосов. Дальнейшее решение предстояло принять Имперскому президенту: он мог либо непосредственно провозгласить этот закон, либо отдать распоряжение провести по нему референдум. Судебную власть в стране возглавлял Верховный суд, который позже присвоил себе значительную часть функций конституционного контроля. В Веймарской конституции была закреплена федеративная форма государственного устройства, специфика которого заключалась в двух аспектах: в довольно широком объеме полномочий центральных органов власти при сохранении ведущего положения в рейхсрате Пруссией.
В Основном Законе Германии 1919 года были закреплены демократические права и свободы граждан, незыблемость и неотчуждаемость частной собственности, а экономической основой новой республики провозглашен капиталистический способ производства. Не взирая на это, одной из наиболее демократических Конституций нач. XX века не суждено было реализоваться в полном объеме. Вскоре в Германии разразился экономический кризис, который наравне с отсутствием необходимого уровня политической культуры в значительной части граждан Веймарской республики, стали главными препятствиями на пути ее реализации.
Фрагмент текста работы:
Изложение основных положений
Германская империя, просуществовав менее полувека, прекратила свое существование в результате поражения в Первой мировой войне и свершившейся Ноябрьской буржуазно-демократической революции.
10 ноября 1918 г. было сформировано временное революционное правительство Германии – Совет Народных уполномоченных, важной заслугой которого стало решение вопроса о власти в пользу конституанты — немецкого Национального Собрания, выборного органа, цель которого – выработка новой конституции и временное исполнение функций парламента.
31 июля 1919 г. Национальное собрание приняла новый конституционный закон. Результаты голосования: за – 262 голоса, 75 –против, более 80 депутатов отсутствовало.
11 августа 1919 г . документ был подписан президентом Веймарской республики Ф. Эбертом, а 14 августа — опубликован и вступил в силу .
Этот документ вошел в историю под названием Веймарская Конституция Германской империи и состоял из двух частей — «Устройство и задачи империи» и «Основные права и обязанности немцев», содержащих 181 статью .
В Статье 1 Конституции были закреплены основы республиканского строя, несмотря на сохранение в тексте документа слова «рейх», что должно было подчеркнуть юридическую связь Веймарской Германии с кайзеровской империей, а также принцип народного суверенитета .
Экономическая и политическая обособленность германских земель, которая сложилась еще в период средневековья, просуществовавшая вплоть до 1871 года, повлияла на федеративную форму нового государства, что была закрепленна в Статье 2 конституции: «территория державы состоит из территорий германских областей…» . Каждая земля должна была иметь собственную республиканскую конституцию, которая бы соответствовала принципам, заложенным в конституции федеральной. В законодательные органы субъектов федерации депутаты должны избираться на основе всеобщего прямого тайного избирательного права на началах пропорционального представительства.
Анализируя содержание статьей конституции о компетенции центральных органов в первом Отделе, следует подчеркнуть, что центр оставил для себя огромный объем полномочий. В Статьях 6, 7 были определены вопросы, которые подлежали исключительно федеральному законодательству: внешние дела; гражданство, иммиграция и эмиграция, свобода передвижения; финансовая и фискальная политика; судопроизводство; гражданское, уголовное право…
Федеративные законы должны были приводиться в исполнение властями земель. До тех пор и в той мере, поскольку центр не пользовался своими законодательными правами, области сохраняли законодательную власть. Это не распространялось на круг исключительной законодательной компетенции империи. В Статье 13 Веймарской конституции был закреплен принцип приоритета имперского права над правом земель. Таким образом, невзирая на закрепление федеративного устройства Веймарской республики, ее Основной закон в значительной мере усилил централизацию государственной власти и управления. Еще одной спецификой Германской федерации было то, что Пруссия, фактически, сумела сохранить свои прежние позиции (это и не удивительно — на ее территории проживало около 2/3 населения Германии). По Статье 61 в рейхсрате — представительном органе германских земель — каждая область имела, по крайней мере, один голос, более крупные области получали по одному голосу на 700 тыс. жителей. Исходя из этого, Пруссии досталось 2/5 от общего числа голосов. Как можно увидеть, авторы конституции, боясь центробежной реакции со стороны других земель, оставили неприкосновенной территорию Пруссии, сохранив тем самым и ее гегемонию.
В Веймарской конституции закреплялся принцип народного суверенитета, который реализовывался как путем непосредственной демократии — через плебесцит, так и через представительные органы — рейхстаг и рейхсрат . В законодательный орган — рейхстаг депутаты избирались через всеобщую, равную, прямую и тайную подачу голосов. Избирательное право предоставлялось мужчинам и женщинам, достигшим двадцатилетнего возраста, сроком на 4 года (Ст. 22). Избирательная система Веймарской республики была пропорциональной, то есть количество мандатов в рейстаге для той или иной партии зависело от количества поданных за данную партию голосов. В стране было создано 35 избирательных округов по 60 тыс. избирателей, от каждого округа в рейхстаг делегировался 1 депутат. При этом избиратель голосовал не за конкретного кандидата в депутаты, а за общий список кандидатов, выставленных данной партией. Один депутат мог одновременно фигурировать в нескольких избирательных округах, что повышало его шансы на выборах. Поданные в округе за данную партию голоса и количестве менее 60 тыс. («остаточные голоса») суммировались в общегосударственном масштабе; общегосударственный «остаточный список» мог дать партии несколько дополнительных голосов, а небольшой или мало популярной партии обеспечить представительство в рейхстаге. Одним из следствий самой прогрессивной на тот момент пропорциональной избирательной системы была многофракционность рейхстага, а в условиях ничем не ограниченного, не сдерживаемого демократической традицией плюрализма различных групп и партий в послевоенной Германии пропорциональная система стала почти непреодолимым барьером на пути образования правительственного большинства.
Согласно Конституции законодательную инициативу имели депутаты рейхстага, правительство, рейхсрат, 1/10 часть граждан Германии, имеющих право голоса. Юридически законодательный орган республики был однопалатным, фактически же роль верхней палаты играл рейхсрат, который имел право вето на законы, принятые рейхстагом. Право вето рейхсрата можно было преодолеть, если рейхстаг большинством в 2/3 голосов примет постановление вопреки протесту рейхсрата. В подобном случае президент должен либо в трехмесячный срок закон опубликовать, либо передать его на рассмотрение референдума .
Исполнительная власть в Веймарской республике носила двойственный (бицефальный) характер и была представлена рейхспрезидентом и правительством во главе с рейхсканцлером.
В условиях широкомасштабного экономического и политического кризиса, а также наследуя традиции империи, глава государства — рейхспрезидент наделялся широким кругом полномочий и избирался путем прямых выборов сроком на 7 лет. К компетенции рейхспрезидента относилось: представление Германии в международно-правовых отношениях; заключение международных договоров; верховное командование всеми вооруженными силами; назначение и увольнение федеоальных чиновников и офицеров.
Статья 48 конституции предоставляла президенту в случаях нарушения общественной безопасности чрезвычайные полномочия. Но при этом обо всех мерах, принятых на основании данной статьи, президент должен был немедленно известить рейхстаг, по требованию которого подобные меры подлежали отмене.
Федеративное правительство состояло из рейхсканцлера и министров, которые назначались по предложению президента и которым было необходимо доверие рейхстага. В случае отказа от подобного доверия правительству, оно должно было подать в отставку. Таким образом, в Веймарской конституции закреплялся полупрезидентский вариант республиканской формы правления. В Статье 50 устанавливался принцип контрасигнатуры (встречной подписи): все указы и распоряжения президента Веймарской республики были действительны лишь после их визирования рейхсканцлером или соответствующим министром. Данная процедура означала, что министр принимает на себя ответственность.
Принцип взаимосдерживания законодательной и исполнительной власти был закреплен в Ст. 43, которая предусматривала возможность смещения президента через референдум по инициативе рейхстага квалифицированным большинством в 2/3 голосов. Парламенту также предоставлялось право возбуждать перед Государственным судом Германской империи обвинение против президента, рейхсканцлера и имперских министров в том, что они преступно нарушили конституцию или законы (Ст. 59). В свою очередь президент империи имел право досрочного роспуска рейхстага, но не более одного раза по данному поводу (Ст. 25), и новые выборы проводились не позже чем на 60- й день после роспуска.
В Веймарской конституции была закреплена независимость судебной власти. Правосудие в общем порядке осуществлялось имперским и областными судами. Функции конституционного контроля выполнял Верховный государственный суд Германской империи.
Введенное Веймарской конституцией территориальное деление предусматривало существование в государстве 17 земель. Конституция сохраняла за землями права в сфере законодательной деятельности и управления. Однако автономия земель существенно ограничивалась как имперской Конституцией, так и практической деятельностью центральных органов власти и управления Германии этого периода.
Конституция формулировала общие принципы организации власти, администрации и местных органов самоуправления земель.
Относительно органов власти и управления на уровне земель, а также местных органов Веймарская конституция устанавливала лишь общие принципы: земли должны иметь республиканскую конституцию, ландтаги избираются на основе всеобщего избирательного права, а правительства земель опираются на доверие ландтагом (ст.17).
Конституция давала имперскому правительству возможность для вмешательства в дела земель. В частности, ст.12 отмечала, что «имперские законы выполняются органами земель, если имперский закон не постановит иначе» , до федерального принуждения, то есть использование чрезвычайных мер для обеспечения единства федеративного государства. При необходимости согласно ст. 48 допускалось введение прямого президентского правления и введение чрезвычайного положения.
Как предусматривала ст. 69 Конституции, рейхсрат сотрудничал с империей как в сфере законодательства, так и в области управления; на его заседаниях заранее обсуждались законопроекты, которые вносились имперским правительством. Однако и при отрицательном заключении рейхсрата правительство вправе передать законопроект в рейхстаг, который и решал вопрос по существу. Правда, в случае принятия в этой ситуации рейхстагом закона рейхсрат мог применить право вето, которое могло быть преодолено рейхстагом повторным принятием того же закона квалифицированным большинством.
Исполнительную власть рейхсрат контролировал тем, что согласно ст.77 Конституции имперское правительство было обязано согласовывать с рейхсратом издание нормативных актов, выполнение которых принадлежало как органам империи, так и администрацией земель.
Из вышесказанного видно, что Конституция тогдашней Германии предусматривала функционирование государственной системы на основе федерализма, но с сильными ограничениями . Это подтверждал и заголовок первого раздела конституции, который назывался «Империя и земли». В то же время, создаваемое этой Конституцией государственное образование представляло собой не единое государство, а объединение государств.
Характерной чертой государственного строя Веймарской республики было усиление централизации государственной власти и управления по содержанию с сохранением федералистских форм. Так, статья 5 определяла, что «государственная власть осуществляется в общеимперских делах органами империи на основании имперской Конституции, а по делам земель — органами земель на основании их конституций» . Однако здесь необходимо отметить, что ст.13 устанавливала, что имперское право имеет преимущество перед правом земель.
Еще одним из основополагающих моментов, которые были закреплены конституцией 1919 года, стало сохранение в Германии института частной собственности. В ст. 153 (раздел «Хозяйственная жизнь») определяла, что собственность обеспечивается конституцией, а ее пределы и содержание вытекают из законов. Но наиболее важным было то, что вопросы об отчуждении собственности могли решаться только лишь на законных основании и за соответствующее вознаграждение .
Главное достояниее большинства буржуазных революций – уничтожение привилегий сословий и закрепление в конституционных актах личных, политических, а чуть позже социально-культурных и социально-экономических прав и свобод. Исключением не стала и конституция Веймарской Германии. Во второй части документа были определены основные права и обязанности жителей Германии. В Основном законе был закреплен принцип равенства всех граждан перед законом, а женщины и мужчины имели одинаковые гражданские права и обязанности. Ликвидация в результате Ноябрьской революции привилегий и ограничений разных сословий была отражена в Ст. 109. Перечень личных прав и свобод немцев был зафиксирован в Основном Законе в виде норм о неприкосновенности личности (Ст. 114), жилища (Ст. 115). Ограничение или лишение личной свободы допускалось только на основании законов. В Статье 118 провозглашалась свобода слова.
В статьях 119-122 Веймарской конституции была зафиксирована группа прав, посвященных вопросам семьи и брака, детства и юношества. Положения этих статей представляли собой весьма пеструю картину, где были перемешаны правовые нормы, политические заявления и ряд общих положений. В Статье 163 провозглашалось право на труд и на право на пособие по безработице (что было очень актуальным в Веймарской республики, принимая во внимание экономический кризис, разразившийся после краха Германской империи). К обязанностям немецких граждан относилось: отбывание личных повинностей в пользу государства и общины пропорционально своим средствам и в соответствии закону (Ст. 133-134).