Эссе на тему В.А.Жуковский «Писатель в обществе»(1808)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Фрагмент текста работы:
Вступление: о социальной «не исключительности» профессии писателя. Законы социума таковы, что каждый из нас – вне зависимости от профессии – вынужден в течение всей жизни «представлять себя другим» . И писатели не исключение в данном ряду: они также вынуждены являть себя обществу. О свете – светском обществе – было особо принято говорить в эпоху Романтизма, сменившего просвещенческую абсолютизацию разума человека романтическим флёром – ценность приобрела этика (культура воли) и эстетика (культура чувств). Благодаря представителям романтизма художественное творчество стало трактоваться как этико-эстетический идеал. Корифеем романтизма в России был великий Василий Андреевич Жуковский (1783-1852). Благодаря гению В.А. Жуковского, художественный текст обретает статус «ведущей мировоззренческой и эстетической идеи жизнетворчества» . Статья В.А. Жуковского «Писатель в обществе» может рассматриваться как рефлексия положения в обществе писателя как создателя художественных текстов. Как и все люди, писатель вынужден «представлять себя другим», приобретая при этом, как успех в обществе, так и незастрахованный от общественного неуспеха.
Статья В.А. Жуковского как романтическая рефлексия профессии писателя. На примере профессии писателя В.А. Жуковский поднимает проблему отчуждённости человека обществу, в котором человек пребывает : констатируя причины неуспеха писателя в «обширном» обществе (свете), В.А. Жуковский также высказывается о критериях писательского успеха (оно же счастье) в обществе «тесном» (писательском микросоциуме).
Согласно доводам В.А. Жуковского, отличительные черты писателя – то, что выделяет писателя в свете (обществе): писатель «может порядочнее и лучше мыслить»; писатель «обдумывает те предметы, которые светский человек только замечает»; задумчивая молчаливость; «особенная ясность, определенность и полнота, которых никогда не могут иметь понятия человека, исключительно занимающегося светом». Писательские отличия воспринимаются в обществе за странности, т.к. писателю свойственно смешивать «уединение с светскою жизнию» – «уединение делает писателя глубокомысленным», пишет В.А. Жуковский.
Три причины неуспеха писателя в свете В.А. Жуковский лапидарно определяет следующим образом: привязанность к «своему искусству», носящая страстный характер, самолюбие и «ограниченность состояния». Страстная увлечённость своим художественным творчеством (писательством), предполагающая глубокую погружённость в предмет обдумываемого текста, имеет особое для писателя социальное следствие: находясь в обществе, он «всегда бывает от него в отсутствии», пишет В.А. Жуковский. Писатель абсолютно самодостаточен – «всё, что ему нужно, находится в нём самом» – это его идеи, порождаемые превосходно развитым воображением и умением подмечать значимое вокруг себя.
С присущим ему самолюбием, успехи своего художественного творчества писатель «смешивает с успехами светскими» – это «светская» ошибка писателя, ибо такое поведение неугодно обществу. Писатель не умеет и не желает скрывать самолюбия (причём неизвестно, чего здесь больше – неумения или нежелания). Меткое замечание (констатация) В.А. Жуковского: талантливому, даровитому писателю вместе с талантом достаётся «в удел бедность» – люди, составляющие высший свет (высшее общество) не знают бедности. Таким образом, нуждающийся писатель отчуждён от светского общества. Подобный неуспех, которым «наделён» в свете стеснённый в средствах писатель, романтик В.А. Жуковский не расценивает как «жизненную потерю», ибо «писатель с дарованием истинным щедро вознагражден природою за все обиды пристрастной фортуны». В чём состоит богатство писателя? Ответ В.А. Жуковского-романтика: писатель богат «чувством и любовью ко всему прекрасному» – писателю довольно «распространения своего ума и ограничения своего сердца».
Заключение. Писателю присущи действенные и одновременно благородные способы «представления себя другим» в «обширном» обществе, т.е. способы нравиться людям, приобретая успех в обществе. Но «обширное» общество не приносит ему счастья – такова, на наш взгляд, главная сентенция В.А. Жуковского. Напротив, общество «тесное» (семейный круг, друзья ) есть «место силы», место счастья писателя, это микросоциум, где писатель «любим и любит», пишет В.А. Жуковский.
При распространении доводов В.А Жуковского на современную эпоху, где социальность являет собой множественность врéменных и временных связей, возникает вопрос: что является светом (светским обществом) сегодня? Кому современный писатель должен «представлять себя» для обретения общественного успеха? Конъюнктурные соображения не в счёт – «в зачёт» идут только художественные (профессиональные, писательские доводы). И вот здесь-то современный писатель, в отличие от писателя XIX в. имеет, к сожалению, бόльшие резоны для профессиональной констатации: говорить/писать то мы умеем, было бы с кем/для кого…