Эссе на тему Учение Д. Юма.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Учение Д. Юма. 4
Заключение. 16
Список литературы.. 18
Введение:
Актуальность темы исследования. Согласно Юму, законы
физики формулируются в соответствии принципом: "Post hoc, ergo propter
hoc" ("поскольку, то и поэтому"). Закон причинности вряд ли
верен. ведь каждому данному варианту причинности можно противопоставить противоположный
воображаемый вариант (например, камень не падает на землю, человек дышит в воде
и т. д.). Поэтому обобщение фактов ведет не к достоверному знанию, а к
вероятностному знанию или к недоказуемой вере.
Поэтому философия (и науки) не
должна заниматься "вечными вопросами" о Боге, душе или субстанции.
Задача философии-улучшить практическую жизнь людей и бороться с суевериями.
Юм использует и переосмысливает эпистемологические учения и терминологию
Локка и Беркли. Абсолютным источником знания является опыт, а элементами опыта
являются восприятия, то есть все, что воспринимается и может быть представлено
умом.
Пространство и время-это не субстанции (как у Ньютона), а способы
упорядочения восприятий нашей психикой; поэтому протяженность и длительность не
обладают бесконечной делимостью. Всякое восприятие двояко: оно ощущается как
впечатление и мыслится как идея.
Предмет исследования — учение Д. Юма.
Целью исследования является проанализировать учение Д. Юма.
Структура работы. Работа состоит из введения, основной
части, заключения и списка использованных источников.
Заключение:
Согласно Юму, воспринимаемое впечатление обращает ум к идеям, связанным с
этим впечатлением, и придает им некоторую силу и яркость. Вера в факт,
основанный на свидетельствах людей, берется из того же источника, что и наши
выводы от причин к действиям или от действий к причинам. Чувства активно влияют
и на веру.
Вера возбуждает привязанности, а привязанности благоприятствуют вере. Когда
мы воспринимаем объект, который влияет на наши чувства, мы становимся
тревожными и возбужденными.
Полученная эмоция легко сочетается с воображением. Затем эмоция
распространяется на идею объекта, который воздействовал на нас, заставляет нас
формировать эту идею с большой яркостью и соглашаться с ней. Вера-это скорее
акт чувствующей части нашей природы, чем акт мышления.
Существуют различные типы религиозной веры. "Просветленная вера"
— это вера во что-то, что превосходит природу. Оно не тождественно уму, но
отдаленно напоминает его.
Существует своего рода вера, основанная на разуме. Вся структура природы
свидетельствует о разумном творце.
Юм считает, что ни один здравомыслящий исследователь не может, серьезно
поразмыслив, даже на мгновение отвлечься от веры в изначальные принципы
истинного теизма и религии. Это идея "причины вообще", в которую
можно только верить, как и в любую объективную причинность, но которую
бесполезно пытаться доказать.
"Народные" религии опираются на другой вид веры —
"непросветленную веру". "Наш врожденный страх, — говорит Юм, —
внушает нам идею сатанинского, злого божества; наша склонность к лести приводит
нас к признанию совершенного и доброго божества. Влияние этих противоположных
принципов на людей варьируется в зависимости от различного уровня развития их
ума."
Вера сторонников "народной" религии-это нечто среднее между
неверием и верой, но она гораздо ближе к неверию. Человеческий дух неуловим и
шаток, а власть религиозной веры над разумом неустойчива и непостоянна.
Религиозная вера подчинена определенной структуре и существенно зависит от тех
событий, которые поражают наше воображение.
"Когда я думаю о Боге, — пишет Юм, — я думаю о нем как о существующем
и верю в его существование, мое представление о нем не увеличивается и не
уменьшается. Когда к изображению добавляется Вера, мы убеждаемся в истинности
того, что представляем. Этот акт нашего духа есть сильное и устойчивое
представление идеи, приближающееся до известной степени к непосредственному
впечатлению."
Объекты религиозной веры обычно воплощаются в чувственных символах и
зрительных образах.
Известно, что чувственные объекты оказывают гораздо большее влияние на
воображение, чем любые другие.
Паломники оказываются более стойкими верующими и менее сомневающимися в
чудесах, чем те, кто сам не видел культовых реликвий. Воздействие религиозных
символов на нас подобно, например, воздействию портрета друга или католических
церемоний.
Вера-это живая идея, связанная с настоящим впечатлением.
Таково учение Юма о феномене веры.
Фрагмент текста работы:
Учение
Д. Юма Давид Юм (1711—1776) — великий английский философ, психолог, историк.
Происходит от известного шотландского фамильного рода графов Юмов,
представители которого отличились в войнах с Францией во времена Иакова I и
Иакова II Стюартов.
Религия занимала большое место в его семье, и, по воспоминаниям взрослого
Юма, он верил в Бога, когда был молод. Родители хотели, чтобы их сын пошел по
их стопам и стал адвокатом. Но подросток сказал им, что испытывает огромное
отвращение к юриспруденции и к любым другим занятиям, кроме литературы,
философии и психологии. Чтобы получить такое образование, требовалось много
денег, которых у отца Хьюма не было[1].
С юности он избегал всех религиозных обрядов, и его безразличие к религии
иногда перерастало в неприязнь к ней. Тем не менее религия привлекала его как
факт и объект философского изучения. Признавая некоторую аналогию между
порядком мироздания и Мировым Разумом, Юм отвергал деизм, не признавал
рациональной и нравственной основы религии и отрицал возможность доказательства
существования Бога. Основой этики является не религия, а чувство; религия
основана на инстинктах, страхе смерти.
Согласно Юму, все знание приходит из опыта, а опыт приходит через чувства.
Однако опыт не дает знания о всеобщем и объективно реальном; эмпирическое
знание есть знание о "видимом"; оно вероятностно, относительно
надежно, основано на привычке и принимается на веру. Ум "работает"
только с содержанием восприятий, а не с внешним миром, который гипотетически их
вызывает.
Поэтому человек не в состоянии выяснить, соответствуют ли его идеи и
понятия объективной реальности. Вы можете быть уверены только в своем
собственном опыте, но вы должны сомневаться во всем остальном. Универсальность,
необходимость и логическая обоснованность являются атрибутами математического и
логического знания, которое выводится из ума. Истины математики касаются только
связи идей в нашем сознании, но они не указывают на внешний мир.
Есть два вида восприятий:
1) впечатления (они сильнее и ярче) и
2) идеи. Впечатления первичны, но идеи вторичны (они являются копиями
впечатлений) и проверяются на истинность только впечатлениями. Впечатления-это
яркие и сильные восприятия (слуховые, зрительные, тактильные и т. д.).
первичные впечатления-это внешние ощущения, исходящие от органов чувств; они
бывают простыми (например, красный цвет) и сложными (например, яблоко).
Вторичные впечатления-это смутное и слабое восприятие аффектов (эмоций,
желаний, волевых актов) или мыслей о недоступном объекте[2].
Между идеями действует сила привычки, подобная ньютоновской гравитации, а
именно принцип ассоциации.
Итак, портрет заставляет меня думать о человеке, изображенном на нем, и
мысль о причине немедленно вызывает мысль о следствии, и наоборот.
Юм осторожно скептически относится к объективному идеализму христиан,
материализму Локка и субъективному идеализму Беркли.
Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и дает нам
знание лишь о некоторых поверхностных качествах." Философ считает, что мы
прикованы цепями в камере нашего восприятия и никогда не узнаем, что находится
за ее пределами.
Следовательно, вопрос об источнике
наших ощущений принципиально неразрешим. Вы можете выдвинуть ту или иную
гипотезу, но мы никогда не сможем проверить эти гипотезы. Таким образом,
логически невозможно доказать или опровергнуть тезис о существовании внешнего
мира. [1] Михайлов В.С. Концепция фактической причинной связи и
некоторые проблемы ее применения // Вестник гражданского права. 2018. N 3. С.
103 — 161. [2] Антология мировой философии. В четырех томах. Том 2.
Европейская философия от эпохи Возрождения по эпоху Просвещения. — М.:
Мысль, 2016. С.88.