Прогнозирование социальных явлений и процессов в молодежной среде Эссе Экономические науки

Эссе на тему Тема на выбор автора из файла ИПЗ. Понятие социальной проблемы, их типология

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1.   Понятие
социальной проблемы и его происхождение. 4

2.   Типология
социальных проблем. 6

Заключение. 11

Список использованной литературы: 13

 

 

  

Введение:

 

Проблемы, связанные с
наличием факторов социальной жизни, которые прямо или косвенно влияют на
состояние сообщества, а также требующих коллективных усилий для их решения,
называются социальными. В любом государстве, независимо от того, насколько оно
развито и прогрессивно, такие проблемы существуют. Естественно, в зависимости
от уровня жизни населения или государственной политики, перечень этих вопросов
не одинаков для разных стран. Многие считают, что социальная проблема является
одной из проблем, связанных с положением бедных граждан или определенных
категорий населения. Однако это слишком ограниченное понимание проблемы. Эти
проблемы имеют более широкий спектр и могут касаться не только одного государства,
но и мирового сообщества в целом.

Актуальность выбора темы
объясняется тем, что в современном мире активная и эффективная социальная
политика государства, в структуре которой социальная работа занимает важное
место, играет роль одного из мощных исполнительных механизмов. И этот механизм
может стать прочной основой для глобального и инновационного социального
развития страны, основой для построения социального государства с
конкурентоспособной социально ориентированной рыночной экономикой, способной
гарантировать человеческое развитие, достойный уровень и качество жизни для
граждан.

 



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

Определение «социальная
проблема» возникло в начале 19 века в западно-европейской мысли и использовалось
лишь для обозначения неравномерного распределения общественных богатств. В
качестве теоретического предмета исследования социальные проблемы первоначально
рассматривались в Соединенных Штатах, когда в 1865 году была основана
Американская ассоциация социальных наук. В 80-х понятие социальных проблем
становится самостоятельной теоретической темой исследования: философской и
социологической. В результате теоретической разработки была истолкована
концепция социальных проблем в российской социологии, которая, с одной стороны,
серьезно повлияла на исторический материализм как высший теоретический уровень
советской социологии, а с другой — частично, американским структурным
функционализмом. Согласно им, социальная проблема начинает интерпретироваться
как структурно детерминированное противоречие по аналогии с дисфункцией
американского структурного функционализма. Понимание социальной проблемы как
противоречия является общепринятым и в настоящее время.

В социологии есть
несколько оснований для классификации социальных проблем, которые считаются
социальным явлением: в зависимости от цели исследования, с точки зрения
масштабов распространенности, в зависимости от продолжительности конфликта, в
зависимости от глубины противоречия. Зарубина Ю.Н. классифицировала социальные
проблемы в зависимости от исходного источника проблемы, а также уровню,
характеру и сфере отношений. Одной из важнейших проблем, относящихся к данной
категории, относится безнадзорность детей. Новые ценности, которые
сформировались в современном обществе, выявили тенденцию выведения рождения и
образования детей как приоритетных. Семья перестала достаточно заботиться о
своих детях, часто она стала создавать условия, несовместимые с развитием ребенка,
иногда даже опасные для его жизни. Социальные последствия отчаяния ребенка —
рост детской преступности, наркомании, проституции, алкоголизма и самоубийств
среди детей. Другой социальной проблемой, которая стала проявляться с развитием
общества, является проблема старения. Из всех современных социальных процессов,
по словам известного французского демографа Альфреда Сови, процесс
демографического старения является самым простым в измерении, наиболее
устойчивым в своем развитии, наиболее подходящим для прогнозирования и наиболее
сложным по своим последствиям. Возраст как социальная проблема следует
рассматривать как феномен 20-го века. В ранней истории человечество практически
не знало возраста. Также выделяют проблемы, появление которых связано с системой
социальной структуры, демографические, продовольственные, энергетические и
экологические. Их решение требует совместных усилий всех государств и сообществ.
Вообще, если рассматривать социальные проблемы современной России, например, то
наблюдается ярко выраженная тенденция к качественному и количественному росту их
изменению.

 

 

 



 

Фрагмент текста работы:

 

1.               
Понятие социальной проблемы и его происхождение

 

Определение «социальная
проблема» возникло в начале 19 века в западно-европейской мысли и
использовалось лишь для обозначения неравномерного распределения общественных
богатств. В Соединенных Штатах и ​​Великобритании осознание существования
социальных проблем было вызвано ухудшением условий жизни значительной части
населения во второй половине XIX века, что подтверждается статистическими
данными опросов. В качестве теоретического предмета исследования социальные
проблемы первоначально рассматривались в Соединенных Штатах, когда в 1865 году
была основана Американская ассоциация социальных наук.

Сегодня социальные
проблемы в теории социальной работы и других науках означают частичное или
полное неудовлетворение потребностями и интересами отдельных лиц, групп и
обществ. Потребности людей могут быть самыми разными, начиная от
физиологических потребностей (потребности в еде, одежде, жилье) и заканчивая
духовными потребностями (потребности в общении, образовании, самореализации).
Социальные проблемы порождают соответствующие социальные задачи, которые
необходимо решать, чтобы устранить возникшие проблемы [2;81].

В 80-х понятие социальных
проблем становится самостоятельной теоретической темой исследования:
философской (В. И. Куценко) и социологической (И. В. Бестужев-Лада, Е. М.
Коржева, Т. А. Дридзе и др.). Зарубежная социология социальных проблем и
разработанные впоследствии основные подходы были известны отечественным
исследователям. Некоторые из этих подходов тяготеют к объективизму,
рассматривая социальные проблемы как негативные ситуации или явления,
объективно существующие в обществе и объективно существующие в его структуре,
как его дисфункции (Т. Парсонс, Р. Мертон). Другие, субъективистские подходы,
были направлены на изучение того, кем и как социальная ситуация была определена
как социальная проблема. Они были направлены на выявление поведенческих
стратегий групп и отдельных лиц, которые определяют ситуацию как проблему (Г.
Блумер, М. Спектор, Дж. Китсьюз). В то же время формировался третий подход,
сторонники которого полагали, что эти два подхода более вероятно будут
дополнять друг друга, поскольку они позволяют описывать социальные проблемы с
разных точек зрения, то есть состоят из " «объективные обстоятельства» и
«субъективного определения» различных групп людей (Р. Фуллер, Р. Майерс).

В результате
теоретической разработки была истолкована концепция социальных проблем в
российской социологии, которая, с одной стороны, серьезно повлияла на
исторический материализм как высший теоретический уровень советской социологии,
а с другой — частично, американским структурным функционализмом. Согласно им,
социальная проблема начинает интерпретироваться как структурно
детерминированное противоречие по аналогии с дисфункцией американского
структурного функционализма. В.И. Куценко понимает социальную (общественную)
проблему как противоречие между «зрелой социальной потребностью и конкретными
условиями ее реализации». И.В. Бестужев-Лада интерпретирует это как
противоречие «между тем, что желательно, и тем, что является истиной».

Понимание социальной
проблемы как противоречия в настоящее время является общепринятым. «Социальная
проблема — объективное противоречие, возникающее в процессе функционирования и
развития общества; задача, которую необходимо решить с помощью социального
управления". Следует отметить, что в этом определении социальной проблемы
есть расхождение, потому что противоречие как структурное существо не похоже на
дисфункцию, но имеет другую направленность. В историческом материализме
противоречие является источником развития социальной системы, а не препятствием
для ее существования. Кроме того, недостатком приведенного выше определения
является то, что оно позволяет скорее объяснить возникновение социальных
проблем, но, как отмечают критики объективности, оно абстрактно и бесполезно
как средство выявления социальных проблем, с одной стороны, и не эквивалентно
традиционному значению понятия социальных проблем — с другой стороны.

В 90-е годы в связи с
изменением общественно-политической структуры общества интерес к социальным
проблемам как социальному явлению и теоретической концепции возрастает. Помимо
социологии социальная политика и социальная работа стали проявлять интерес к
социальным проблемам. Существуют историко-социологические статьи, посвященные
изучению «социальных проблем» и «социальной патологии» в дореволюционной России
(Ю. Веселов, В. Козловский, Е. Студенова и др.). Проводятся эмпирические
исследования социальных проблем, особенно острых в современном российском
обществе (Г. Еремичева, Н. Тихонова, В. Петухов и др.) [
9;78]. Среди широкого круга социологов
существует знакомство с чуждой социологией социальных проблем и поиском
внутриполитического подхода к социальным проблемам, который соответствовал бы
состоянию современной социологии.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы