Юридическая психология Эссе Педагогика/Психология

Эссе на тему Тема любая из: Эмоциональная саморегуляция в деятельности юриста,

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

  

Введение:

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Задание
1. Особенности
профессиональной интеракции с учетом социальных, этнических, конфессиональных и
культурных особенностей субъекта. Эмоциональная
саморегуляция в деятельности юриста «Учитесь властвовать собою;

Не всякий вас, как я, поймет;

К беде неопытность ведет» (А.С.Пушкин, «Евгений Онегин») Если говорить о саморегуляции как о понятии, то
существуют, как ни странно, разные определения. Например, в трактовке
А.Б.Леонова, это — «регуляция
различных состояний, процессов, действий, осуществляемых самим организмом с
помощью своей психической активности».

Другое определение дает С.И.Купцова. по ее
мнению, саморегуляция – «воздействие человека на самого себя с помощью слов и соответствующих
мысленных образов».

Какое из определений наиболее точно определяет
саморегуляцию юриста, рассмотрим далее. Но ни одно из них не отражает специфику
его работы полностью.

Во-первых, юрист должен опираться в своей
работе не только на знание психологии, но и на другие аспекты: технический и
медицинский.

Во-вторых, существуют психологические
особенности работы следователя, прокурора, адвоката, нотариуса и т.д. И, как
следствие, необходимы разные приемы саморегуляции.

Однако, из всего сказанного можно выделить одно
несомненное утверждение: основа саморегуляции – действия самого человека и
профессионала, направленные на создание в себе самом запрограммированного
состояния.

Саморегуляция бывает разных видов – в
зависимости от того, какие части индивидуальности задействованы.

Физическая саморегуляция касается состояния и
работоспособности человека чисто физиологически. Не секрет, что человек
подвержен физическому утомлению. После долгой и напряженной мышечной работы
(например, поквартирного обхода, когда приходится обходить пешком целый подъезд
многоквартирного дома), человек теряет часть своей физической активности. Ему
необходимо время, чтобы эта активность восстановилась. Но что делать, если нет
времени ждать? Тогда на помощь приходят методы саморегуляции. Обычно физические
резервы есть даже у не очень подготовленного человека. В наших мышцах всегда
есть запас питательных веществ в виде сложных органических соединений. В
обычном состоянии процесс синтеза этих соединений уравновешен процессом распада.
При распаде выделяется какое-то количество энергии. Когда человек устает,
организм требует отдыха, потому что все доступные вещества уже отдали свою
энергию. Но даже в этом случае человек может сделать специфическое волевое
усилие и продолжить физическую активность. Тогда в ход идут резервы, которые в
обычной жизни остаются нетронутыми, что позволяет получить дополнительную
энергию для продолжения деятельности какое-то время. Но и восстановление
потребуется более длительное и глубокое – более длительный и крепкий, чем
обычно, сон, например. Саморегуляция в этом случае – это то самое волевое
усилие, заставляющее продолжить активность. Элементом саморегуляции можно
считать и тренировку с целью повысить выносливость и силу и увеличить их запас.

Есть ещё одна сфера, в которой может
потребоваться саморегуляция. Её условно можно назвать психологической.
Психологи выделяют в психике человека такую часть, как когнитивные (или
познавательные) процессы. Сюда входят такие важнейшие для юриста любого профиля
функции, как память, воображение, мышление, внимание и восприятие. Например,
память. Запоминание бывает произвольным и непроизвольным. Непроизвольно
запоминается то, что интересно или ярко окрашено эмоционально. В качестве
примера можно привести счет в матче любимой команды. Победила команда или
проиграла – запомнится автоматически. А вот массив цифр, размеры, даты
запоминаются сложнее. Для запоминания сложного материала необходимы специальные
приемы, которые называются мнемоникой (от греческого слова «мнемонис» — память).
Точно так же можно поступать и с другими когнитивными процессами – есть
специальные приемы для стимуляции воображения, и, конечно, такой важнейшей
функции, как мышление.

Но мы рассмотрим подробнее эмоциональную
саморегуляцию. Это, пожалуй, самый сложный тип саморегуляции, потому что
эмоциональная сфера – самая подвижная из всех сфер психики, и результаты ее
работы сложнее всего отследить и измерить количественно, но, однако, эмоции
могут быть сильнейшим мотиватором поступков человека.

Эмоции – это регуляторный механизм психики. Они
возникают как реакция на условия и воздействия внешней  среды. Психологически это объясняется как
отражение внешнего мира на психику человека и сравнение внешнего воздействия
или условия с неким внутренним эталоном. В результате возникает внутренняя
реакция человека. Она может быть положительной, в случае совпадения внешнего
воздействия с представлениями индивида о позитивном, или отрицательной – в
противоположном случае.

Эмоции могут показаться «легковесными»
вследствие их спонтанного возникновения и переменчивости. В самом деле, если
сравнивать эмоциональное состояние человека и его способность к действиям,
«перевес» многие склонили бы  в сторону
последних. Сколько раз в быту приходится сталкиваться с мнением, что с эмоциями
можно  не считаться. Ну, подумаешь –
кто-то загрустил от того, что ему нагрубили. Вот с тем, что оппонент физически
сильнее считаться приходится волей-неволей! И работать физически человек может,
несмотря на плохое настроение. И все же – эмоции сбрасывать со счетов никак
нельзя. Вследствие возникновения положительных и отрицательных эмоций
происходит запуск в организме процессов синтеза очень активных биологически
веществ. Как следствие – активизируются или подавляются определенные модели
поведения: ориентировочный и поисковый рефлексы, включается инстинкт
самосохранения, или напротив – отключается.

Неконтролируемые эмоции, как положительные, так
и отрицательные, могут приводить к разрушительным для индивида последствиям.
Сильные отрицательные эмоции могут приводить к суициду. Слишком сильные
положительные могут привести к эффекту замещения, когда потребность испытывать
эти эмоции становится важнее реальной жизни и реального удовлетворения
потребностей. В качестве примера можно привести судьбы игроманов, для которых
стремление к острым ощущениям, испытываемым ими за игрой, заменяют человеческие
чувства, и даже физиологические потребности, такие, как прием пищи.

В то же время, если сильные эмоции уметь контролировать
и канализировать, то это может служить мощным источником дополнительной
энергии. В Скандинавии, например, бытовали легенды о воинах-берсерках, которые
наслаждались битвой, и перед ней доводили себя до состояния «священного
бешенства», в котором не знали ни страха, ни боли, ни усталости. Согласно
легенде, даже если берсерка ранили в бою, из раны не текла кровь.

Об эмоциях говорят также как о
потребностно-ориентированной приспособительной реакции. Это касается уже менее
экстремального проявления эмоций. Даже не очень сильные, не крайние проявления
способны стимулировать человека на изменение среды вокруг и создания для себя
более подходящих условий, или отказ от совсем неподходящих.

Интересна особенность человеческих эмоций,
возникающих на основании социализации. Человек – социальное существо. Поэтому
при правильном воспитании и обучении взаимодействию с социумом его
эмоциональная жизнь приобретает не только внутреннее содержание, но и
направлена вовне. Эмоции приобретают социальную окраску – сочувствие, эмпатия,
альтруизм, и, как высшее проявление – любовь.

Таким образом, изучая эмоциональные реакции
человека, можно составить себе довольно четкое представление о его системе
ценностей и потребностей. Психологи различают всего четыре вида эмоций: страх,
гнев, радость и удивление. Они могут различаться модальностью и интенсивностью.
Могут смешиваться между собой и переходить одна в другую, но суть остается той
же. Любая из этих эмоций, в сильном выражении, способна блокировать остальные.
Но  продолжительное влияние не
экстремально сильных эмоций тоже способно оказывать определенное действие. Так,
длительное воздействие отрицательных эмоций истощает ресурсы организма.
Человек, подверженный такому длительному воздействию, меняется даже внешне –
становится бледным, угрюмым, у него снижается иммунитет, В результате возникает
депривация, которая может привести, в том числе, и к смерти.

Различают стенические и астенические эмоции.
Стенические  приводят человека в
ресурсное состояние – активизируют различные системы организма, заставляют его
действовать более активно. Астенические – это то, что вызывает ощущение
утекающей энергии, то, что отнимает силы и заставляет человека «опустить руки».
И те, и другие могут быть как полезными, так и вредными. Здесь снова все
зависит от модальности эмоций. Как говорится, «крайности вредны». Слишком
сильные стенические эмоции вызывают эмоциональное перенапряжение. Слишком
интенсивные астенические эмоции могут вызвать упадок сил и депрессию. Что же
получится, если эмоции не регулировать и позволить им превысить безопасный
уровень?

Крайнее выражение астении – абулия. Это
психическое расстройство, характеризующееся полным отсутствием воли. Человек не
может соблюдать элементарные правила. Не может заставить себя выйти из дома,
чтобы купить еды, не может соблюдать предписания врача.

Другое проявление эмоций, превысивших порог –
фрустрация. Она характеризуется состоянием тревожности и подавленности. Это
состояние может быть длительным, но человек может оценивать свое состояние
верно и понимать, что с  ним что-то не
так. В состоянии фрустрации человек может пойти к врачу или психологу, стараясь
подкорректировать его. Фрустрация может пройти сама собой, если убрать
травмирующий фактор. Более глубокая и длительная фрустрация может перейти в
невроз, который придется лечить с помощью специалиста. Это проявление
астенических эмоций.

Стенические эмоции, намного превышающие норму,
проявляются иначе. Сильный эмоциональный всплеск, особенно если он случился
неожиданно, как бывает, когда человек становится свидетелем каких-либо страшных
событий – природных катастроф, преступлений, аварий – называется стрессом.
Человек испытывает очень сильные эмоции. Состояние острого стресса может отчасти
походить на аффект. Может наблюдаться даже временное «выключение» сознания, что
проявляется в странных, неосознанных действиях, бессмысленных движениях, но, в
отличие от аффекта, такие «выключения» очень кратковременные. Само же состояние
стресса длится некоторое время, несколько часов, даже несколько дней. Оно, в
основном, осознается, т.е. память не нарушена (за исключением особенно острых
случаев, когда могут наблюдаться искаженные воспоминания, что является защитной
реакцией) человек может часть своих ошибочных действий считать правильными, а
относительно другой части понимает, что это – не норма. Человек остается в
сознании и может вспомнить все события более или менее четко.

Совсем другое дело – аффект. Аффект – это
кратковременное состояние, которое длится не более часа. Но в течение этого
часа человек может совершать импульсивные действия, часть из которых после не
помнит. Он может действовать беспорядочно, или слишком автоматично, не отдавая
себе отчета в своих действиях.

Немецкий писатель Ганс Фаллада описывает такой
случай. Семья села обедать, как вдруг получила известие о том, что в их доме
начался пожар. Все тотчас выбежали  на
улицу, и только там обнаружили, что с ними нет их бабушки. Все очень опечалились,
но бабушка появилась из дверей горящего дома с супницей в руках. Все
восхитились ее хладнокровием, но оказалось, что это преждевременно: в супе
обнаружилось ее вязание.

Каждый из перечисленных крайних вариантов
развития эмоциональной реакции влечет, как правило, за собой негативные последствия.
Но их можно избежать. И стресс, и аффект случаются, если травмирующие события
происходят неожиданно, и человек никак не успевает к ним подготовиться. Но даже
в этом случае можно не допустить крайностей. Их воздействие можно
минимизировать ещё в самом начале развития событий, и не позволить им идти по
экстремальному для психики сценарию. В деятельности юриста любой специализации такие
события случаются, поэтому очень важную роль играет эмоциональная
саморегуляция.

С какой 
целью используется саморегуляция? Обычно, таких целей три. Первая –
успокоиться, снять эмоциональное напряжение. Вторая – восстановление и
активизация внутренних ресурсов. Третья – управление актуальным состоянием.
Выбор наиболее эффективной модели поведения обычно происходит подсознательно,
на уровне автоматизма. Но иногда приходится делать этот выбор с изрядной долей
осознанности. Например, когда в процессе работы нужны активные и быстрые
действия, нет смысла применять приемы для самоуспокоения. Наоборот, здесь нужна
мобилизация резервов психики, и больше подойдет управление актуальным
состоянием.

Какие приемы можно применить для того, чтобы
успокоиться?

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы