Эссе на тему Технологии логопедической работы по формированию и коррекции эмоционально-оценочной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение:
Заключение:
Фрагмент текста работы:
Технологии логопедической работы по формированию и
коррекции эмоционально-оценочной лексики у дошкольников с общим недоразвитием
речи Первое, что нужно
сказать, это то, что на современном этапе развития общества количество детей,
имеющих речевые нарушения, увеличилось по сравнению с предыдущим десятилетием и
имеет тенденцию к дальнейшему росту. Поэтому задача развития речи детей – одна
из важнейших задач современности.
Как эффективно
воспитателям работать с детьми с общим недоразвитием речи? Подойдут ли им стандартные технологии
воспитания?
Хорошо известно, что особенно
важным является разработка специальных методических систем, учитывающих
сложность и неоднородность контингента детей с нарушениями речи в детских
дошкольных учреждениях.
Возникает необходимость
осуществления индивидуализированного более дифференцированного коррекционного
воздействия, совершенствование методических разработок, применение
инновационных технологий, а также внедрение тенденции обновления содержания
образования. Прежде всего, это касается детей с общим недоразвитием речи,
составляют большинство специализированных детских садов для детей с нарушениями
речи.
В коррекционной
педагогике проблема исследования состояния и обогащения эмоциональной лексики у
детей дошкольного возраста с нарушениями речевого развития также одна из важных
и значимых. Исследования показали, что дети с общим недоразвитием речи наиболее
часто употребляют только так называемые упрощенные слова и выражения,
относящиеся общеупотребительной, стилистически нейтральной лексики.
Эмоционально-оценочная лексика используется ими лишь выборочно и фрагментарно.
Нельзя отрицать, что,
недоразвитие речи, как и любой другой дефект, в первую очередь сопровождается
изменениями эмоционального состояния ребенка. Именно поэтому важно сегодня обратить
внимание на разработку эффективных технологий логопедической работы по
формированию и коррекции эмоционально-оценочной лексики у дошкольников с общим
недоразвитием речи
Цель работы –
исследование технологии логопедической работы по формированию и коррекции
эмоционально-оценочной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Первое, что нужно
сказать, это то, что при изучении особенностей эмоциональной лексики у детей с
нарушениями речевого развития перспективным и значимым является
психолингвистический подход, отражающий современные представления о процессе
развития лексики в онтогенезе, различные аспекты ее изучения, а также структуру
значения слова (семантические поля).
Адаптацию и реабилитацию
воспитанников логопедических групп необходимо
осуществлять различными методами: практичными, наглядными и словесными.
Практические методы представлены упражнениями, играми и моделированием;
наглядные – наблюдением, рассматриванием, просмотром, прослушиванием; словесные
– беседами, интересом и объяснениями, созидания проблемных ситуаций [2, c. 125].
Изучив различные
технологии логопедической работы, мы выделили наиболее эффективную, по нашему мнению,
технологию работы, предложенную И. Кондратенко [5, c. 149].
Коррекционно-логопедическая
работа по активизации эмоционально-оценочной лексики у дошкольников с общим
недоразвитием речи состоит из четырех взаимосвязанных и подчиненных главной
цели этапов:
1) логопедическое обследование детей;
2) изучение паралингвистических средств
общения (мимики и пантомимики детей) исследования;
3) исследование наличия эмоциональной
лексики;
4) исследование интонации,
эмоционально-тембровой окраски речи.
I этап – «Логопедическое
обследование детей». Абсолютно логично изначально понять стадию развития речи у
воспитанников. Именно из этого и начинается логопедическая работа.
II этап – «Изучение
паралингвистических средств общения (мимики и пантомимики детей)» – был
направлен на изучение понимания и умения проявлять эмоции при использовании
паралингвистических средств общения и мимической мускулатуры [1, c. 96].
Необходимо на этом этапе на основе задач из методик, направленных на
изучение особенностей использования детьми мимики при демонстрации заданной
эмоции. Детям предлагались такие задачи, как:
1) изобразить веселого, грустного, испуганного,
сердитого, удивленного человека;
2) назвать героев сказки или мультфильма,
которые были веселыми, грустными, напуганными, сердитыми, удивленными;
3) угадать состояние радости, страха, гнева,
печали, удивления, которые изображены графически на карточках;
4) ответить на вопросы, например, «когда тебе
бывает грустно (страшно, весело)?».
Разработанные
задачи, по нашему мнению, не только помогают в изучении паралингвистических
средств общения (мимики и пантомимики детей), но и интересны для детей, они
развивают воображения, помогают понять, о чем думают дети и в какой степени они
открыты к общению.
III этап – «Исследование
наличия эмоциональной лексики» – направлен на определение правильности названия
детьми эмоциональных состояний, доступных их возрасту.
Несомненно, этот этап
является одним с самых важных, ведь знать эмоции не достаточно, важно уместно
их выражать. Этому необходимо научить детей с общим недоразвитием речи.
Детям предлагались
следующие задачи:
1) произнести фразу «У меня есть собака» с
разной интонацией (радостно, грустно, испуганно, сердито, удивленно);
2) составить словосочетание с заданным словом
(хороший, плохой, вкусный, безвкусный, интересный, скучный);
3) составить рассказ по серии сюжетных
картинок;
4) передать
эмотивную сказку.
IV этап – «Исследование интонации»
– был направлен на выявление возможности ребенка к восприятию и воспроизведения
эмоциональных состояний, так как компоненты речи является одним из центральных
средств выражения эмоционального состояния партнеров по коммуникации, которые
влияют на ребенка.
Нельзя отрицать, что речи
детей с ОНР чаще всего монотонное и эмоционально скудное. Поэтому детей
указанной категории необходимо ознакомить с понятием о том, что интонация
является обязательным признаком устной речи, она помогает выразить чувства,
ознакомить с различными видами интонации и средствами их обозначения, научить
различать и принимать различные интонационные структуры в собственной речи. С
этой целью уместно использовать символы, обозначающие различные виды интонации.
Речевым материалом был
фрагмент авторской сказки «В лодке», адаптированный для выполнения предложенных
заданий. В тексте сказки содержались «слова-подсказки», которые характеризуют
внешний вид, характеристику персонажей, нашли отражение в тембровой окраске
голоса при произношении предложений от их лица.
Были включены основные задачи:
1) ребенку предлагалось прослушать
магнитофонную запись четырех предложений, произнесенные от имени героев сказки
с изменением эмоционально-тембровой окраски голоса, соответствует внешнему виду
животных. В процессе беседы ребенок должен определить соответствие
эмоционально-тембровой окраски голоса характеристике каждого персонажа;
2) после прослушивания предложений, которые
произносились от имени героев сказки, детям предлагалось повторить их с изменением
окраску голоса по образцу. Затем ребенку предлагалось самостоятельно повторить
предложение, изменив тембр голоса в соответствии с характеристиками персонажей
сказки;
3) умение детей понимать эмоциональное
состояние человека, а также соотносить слуховое восприятие тембровой окраски
речи со зрительными изображениями, характеризующие различные эмоции.
Несомненно, к коррекционно-логопедической
работе необходимо включать активизацию видов
слов-эмоций:
1) слов, называющих чувства, пережитые самим
выступающим или другим лицом;
2) слов-оценок;
3) слов, передающих эмоциональное отношение
путем морфологических преобразований.
С этой целью, мы
использовали такие задачи.
Например, упражнение 1.
«Закончи предложение»
Цель: осознание своих
эмоций и эмоциональных реакций других людей.
Ход игры. Детям
предлагается закончить предложение:
1. Когда ребенок плачет, мама чувствует …
2. Когда дети играют, они чувствуют …
3. Когда человек говорит неправду, она
чувствует …
4. Когда ребенок болеет, мама чувствует …
5. Когда человек остается одна, она чувствует
…
6. Когда человек сделал доброе дело, она
чувствует
7. Когда у человека есть друг, он чувствует
…
8. Когда человек видит что-то необычное, она …
Упражнение 2. «Мое настроение»
Цель: развитие умения
описывать свое настроение, распознавать настроение других, развитие эмпатии.
Ход игры:
I вариант – рассказать о
своем настроении, нарисовав его, сравнивая с каким цветом, животным.
II вариант – рассказать о
своем настроении через движения.
Упражнение 3. «Четвертый
лишний»
Цель: развитие внимания,
восприятия, памяти, распознавания различных эмоций.
Ход игры. Педагог
предъявляет детям четыре пиктограммы эмоциональных состояний. Ребенок должен
выделить одно состояние, не подходит к остальным:
1) радость, добродушие, отзывчивость,
жадность;
2) грусть, обида, вина, радость;
3) трудолюбие, лень, жадность, зависть;
4) жадность, злость, зависть, отзывчивость
[5, c. 150].
Надо признать, что разработанная
технология логопедической работы позволит детям свободно владеть данной
лексикой и применять ее в связной речи. Достаточный уровень развития эмотивной
лексики является условием формирования социально активной личности ребенка. Эти
задания будут способствовать усвоению и практическому закреплению сведений о
связном предложении, употреблению эмоциональной лексики в предложениях.
Занятия, направленные на развитие эмоциональной лексики можно проводить 1 раз в
неделю, а игры на развития эмоциональной лексики включать в занятия
запланированные логопедам по тематическому плану.
Развитие эмоциональной
лексики требует систематической и поэтапной работы, которая включает в себя основной
ведущий вид деятельности – игру. Игры следует включать в занятия, в свободную
деятельность детей и индивидуальную деятельность логопеда с детьми. Можно
отметить, что запланированная нами работа, направленная на развитие у детей с
общим недоразвитием речи эмоциональной лексики будет эффективной при реализации
ее всеми субъектами образовательного процесса.
По нашему мнению, важно
проводить логопедическую работу по формированию и коррекции
эмоционально-оценочной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи в
формы сюжетно-ролевой игры, а также театрализованной игре.
Творческое разыгрывания
ролей в театрализованной игре значительно отличается от творчества в
сюжетно-ролевой игре. В театрализованной игре образ героя, его основные черты,
действия, переживания определены содержанием произведения [7, c. 352].
Полноценное участие детей
в игре требует особой подготовленности, проявляется в способности к
эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в
текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, какой
герой, надо научиться элементарно, анализировать его поступки, оценивать их,
понимать мораль произведения.
Несомненно, умение
представить героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в
которой развиваются события, во многом зависят от личного опыта ребенка: чем
разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение,
чувства, способность мыслить.
Надо признать, что для
выполнения роли ребенок должен владеть различными изобразительными средствами,
мимикой, движениями тела, жестами, выразительной по лексике интонацией высказывания,
то есть необходимо постоянно проводить коррекционно-стимулирующую работу по
развитию всех компонентов просодической стороны речи [4, c. 20].
Именно подготовленность
театрализованной игры можно определить как такой уровень общекультурного
развития, на основе которого облегчается понимание художественного
произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение
художественными средствами передачи образа.
Мы не можем игнорировать
тот факт, что все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе
специально организованной последовательной коррекционно-педагогичной работы.
Так же в работе не
обходимо отметить, что стремительное развития мировых технологий отображается и
на технологии логопедической работы по формированию и коррекции
эмоционально-оценочной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи
Проанализировав
литературные источники по теме, считаем, что формирование навыков употребления
эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста с OHP будет наиболее эффективно
при условии использования информационных коммуникационных технологий.
Представление обучающего
и развивающего материала в форме мультимедийной презентации в качестве системы
запоминающихся опорных образов, наполненных структурированной информацией,
построенной в алгоритмическом порядке, что позволяет заложить информацию не
только в фактографическом и ассоциативном порядке.
Использование
мультимедийной презентации в процессе обучения сокращает время подачи материала
и его закрепления, а, следовательно, обладает здоровьесбрегающими функциями.
Основа презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания
информации с помощью ярких образов [1, c. 96].
Сегодня особенно важно в
логопедической работе по формированию и коррекции эмоционально-оценочной
лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи совместная работа логопедов и родителей, так
как в период карантина дети чаще всего остаются дома и работают с воспитателями
в режиме онлайн. Проанализировав
множеств интернет-источников с логопедическими заданиями для детей с общим
недоразвитием речи и родителей, можно найти абсолютно различные задания,
которые будут интересны и разноплановы.
В своей работе, обратим
внимание на следующее задание, которое проходит в игровой форме, интересной для
детей.
Игра «Кто первый?».
Один из членов семьи
преподает указанную пиктограмму, например, радость, все ищут такую же..
Возможно здесь разыграть ребенка, найти грусть … Ребенок должен найти ошибку, подобрать и
правильно соотнести картинку-эмоцию.
В эти игры можно в
интерпретированном варианте играть в течение дня и карантина, создавая по
замыслу более сложную ситуацию. «…Представь, что ты старушка, плохо слышишь,
и все переспросишь …. Дождь идет.. Дождь идет?» (Здесь мы уже отрабатываем и громкость,
и тембр голоса, интонацию вопросы, которые связаны с эмоциями).
Возможно, также
приготовить такие же пустые кружочки, чтобы ребенок дорисовывала заданную
эмоцию.
Заметим, что это
совместная работа, к которой возможно привлекать всех членов семьи. Данное
упражнение стимулирует развитие экспрессивного собственного высказывания
ребенка, включая восприятие, воспроизведение, анализ и объяснение. К тому же в
аспекте логопедической работы важным является стимулирование мимических мышц
лица и артикуляционной моторики [3, c.
57].
Подводя итоги, следует
отметить, что анализ развития речи детей дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи, свидетельствует о существенных отклонениях от нормально
развивающихся сверстников, как в количественной, так и в качественной
характеристиках лексического запаса. Эмоциональная лексика используется
дошкольниками с ОНР фрагментарно и лишь в устойчивых, стереотипных сочетаниях.
Предложенные технологии
коррекционно-логопедической работы помогут активизировать и расширить эмоциональный
словарь дошкольников с ОНР с использованием поэтапного формирования их
структурных составляющих у детей, учитывая возрастные показатели. Все
направления работы предусматривали серию заданий, упражнений или игр, которые
давали основательное представление об уровнях сформированности каждой
составляющей эмоционально-оценочной лексики и общее состояние и особенности
развития исследуемой лексики.
Важно в работе
использовать сюжетно-ролевые и театральные игры, так они способствуют не только
развитию эмоционально-оценочной лексики, но и мимике, движениям тела, жестам.
Они интересны для детей и помогают им «примерять» на себя роли любимых
персонажей. Разыгрывая простые сюжеты сказок, где дети и воспитатели играют
роли героев произведений, также работая с куклами из кукольного театра, дети
овладевают умениями выражать определенные эмоциональные состояния и правильно
оценивать эмоции и поведение других.
Так же важно отметить,
что применение компьютерных технологий в процессе обучения позволяет оптимизировать
коррекционно-педагогический процесс, индивидуализировать обучение и развитие
детей с дефектами речи и значительно повысить эффективность коррекционной
работы.
Еще одним важным моментом
является работа коррекционная сложенная
работа между родителями, детьми и логопедом, так как в период пандемии дети
часто остаются дома, и родители в первую очередь должны работать с детьми над
развитием их речи.