Эссе на тему «Свобода сопряжена с ответственностью. Поэтому-то многие и боятся ее». Б. Шоу
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Основная часть 3
Заключение 8
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 10
Введение:
Проблема свободы была всегда в центре внимания философов, теологов, политологов, правоведов и представителей многих других наук и сфер человеческой жизни. В настоящее время существует значительное количество определений свободы, что говорит о ее многомерности и неоднозначности. Свобода многогранна, и для личности нет предела в овладении ее различными видами и гранями. Поэтому можно говорить об экономических, политических, духовных, личных аспектах свободы, которые достигаются личностью на разных уровнях ее развития. Также можно говорить о внешней и внутренней свободе, о свободе, которая получается не по принуждению, а согласно своим желаниям, целям, стремлениям самостоятельно осуществлять свой выбор. В любом случае, к свободе следует отнести то, как человек живет и как достигает своей собственной степени свободы.
Без преувеличения можно сказать, что тема свободы интересовала человечество с тех пор, когда он осознал степень своей самобытности. Но как и в древности времена проблема свободы и ответственности не решена однозначно, поэтому актуальность этой темы не вызывает сомнений. Целью данного эссе является обоснование взаимосвязи феномена свободы индивида и ответственности, их философско-правового значения в современном обществе.
Как отмечает философ Манфред Ридель в своей работе «Свобода и ответственность. Два основных понятия коммуникативной этики»: «Мы не знаем, можно ли вообще решить вопрос о том, что такое свобода, но мы знаем, по крайней мере, что этого вопроса нельзя избежать, и во-вторых, что в наше время оно определяется совсем иначе, чем во все предыдущие эпохи»[5, с.68].
Заключение:
Свобода личности – это вопрос о свободе воли, выборе, взаимосвязи различных компонентов структуры личности: волевого, рационального, ценностного.
Идея свободы (в разных ее воплощениях и отражениях) является одной из основных идей для формирования и дальнейшего существования демократических развитых стран. Эта идея находится в постоянном процессе осмысления и реализации, а также является критерием оценки прогрессивного развития во всем цивилизованном мире.
Общество, общественные условия, человеческое бытие – является необходимым условием свободы. Однако нельзя забывать и о внутренней свободе человека, его духовном самоопределении (свободе духа, власти человека над своим телом и душой). Ведь обстоятельства или мотивы, как говорил еще Гегель, господствуют над человеком лишь в той мере, в какой он сам позволяет им это. Именно поэтому действительно свободной личностью может быть только духовно самостоятельный человек, который всегда ответственен за свой выбор и свои действия перед собой и другими людьми.
Свобода и ответственность всегда проявляются в конкретной деятельности, когда человек, преследуя свои интересы, осуществляет выбор цели и производит осознанное действие для ее достижения. Достигнутые при этом цели свидетельствуют об уровне развития его свободы и ответственности. Человек не владеет абсолютной свободой, потому что она всегда ограничена ответственностью, что удерживает человека от произвола. Свобода, а значит и ответственность, всегда относительны, зависимы, переменны, и обладают определенной степенью – пределами возможностей их осуществления. Личная свобода, следовательно, самым непосредственным образом связана с ответственностью человека за все свои дела и поступки.
Фрагмент текста работы:
В метафизическом смысле свобода касается человеческого бытия в целом и только потом конкретизируется и оказывается в различного рода соотношениях. Такой подход учеными уточнялся, а иногда вообще отрицался. Постметафизический дискурс о свободе определяет этико-онтологическое отношение субъекта к своему бытию. Человек не только осознает себя, но и определяет как ценность, ведь только личность имеет право решать, делать выбор, выбирать путь. Человек перестает быть субъектом свободы, не забывает о себе и освобождает себя от ответственности.
Толкование понятия свободы в философии С. Кьеркегора, предшественника экзистенциализма, предполагает понимание свободы как предпосылки и фактора духовного самоосуществления индивида. Ведь как только чувство становится абсолютно воображаемым, человек, по мнению философа, «отдаляется от своего Я» и рискует его потерять. Когда воля, знания или чувства «теряются в бесконечном», «Я» индивида перестает «быть собой», утверждает философ. Именно поэтому свобода характеризуется им как «отражение возможности и дрожь соучастия во всем творении человеческого существа» [4, с.13, 110-112].
Свобода тесно связана с ответственностью. Признавая свободу осознанной необходимостью, мы предоставляем возможность личности осознать необходимость и действовать только в ее пределах. Ведь именно свобода может предоставить возможность человеку быть собой и не подчиняться обстоятельствам. В связи с этим обратимся к философской концепции свободы личности Иммануила Канта.
Концепция свободы Канта имеет большое значение для ее философского понимания, ведь именно он обосновал принципиальную разницу между причинностью духовного мира личности и причинностью внешнего, природно материального мира. Человек, по Канту, является существом разумным и нравственным, независимым от причин мира внешней необходимости. Эта независимость и составляет свободу человека. Философ разграничивает свободу и необходимость, и говорит, что «свобода человека входит в состав вещей в себе», со всеми присущими философскими характеристиками. Свобода имеет разные понятия должного, является фактором, связывающим причинность разных уровней: «должное, что никогда еще не происходило снаружи, может определять деятельность человека и быть причиной его поступков».