Эссе на тему Сравнение и сопоставление социального и коммерческого страхования в РФ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение. 2
Сравнение и сопоставление социального и коммерческого страхования в РФ. 3
Заключение. 11
Список использованной литературы. 13
Введение:
В рамках системы образования страховых фондов сложились два направления страховой деятельности:
1. государственное социальное страхование, основанное на принципе коллективной солидарности и направленное на социальное выравнивание и обеспечение минимума благосостояния;
2. индивидуальное страхование физических и юридических лиц, имеющее коммерческий характер и основанное, как правило, на принципе добровольности и осуществляемое страховыми компаниями.
Социальное страхование (социальная защита) – гарантированная государством система материального обеспечения в старости, при потере трудоспособности и в других случаях, предусмотренных законом; одна из форм социального обеспечения, непосредственно связанная с трудовой деятельностью граждан.
Коммерческое страхование — один из видов предпринимательской деятельности. Страховой фонд создается за счет взносов в уставный капитал денежных и материальных средств учредителей страховой организации и путем привлечения денежных средств страхователей. Разница, образовавшаяся между суммой страховых взносов и страховыми выплатами, с учетом затрат на ведение дела, составляет прибыль страховой организации.
Целью данной работы является сравнение и сопоставление двух направлений страховой деятельности.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотрение двух направлений страховой деятельности в индивидуальном аспекте.
2. Выявить общее в социальном и коммерческом страховании
3. Сопоставить данные направления и выявить различия.
Заключение:
Различают две сферы страховой деятельности — социальное и коммерческое страхование, которые взаимно дополняют друг друга. Социальное страхование основывается на принципе коллективной солидарности и создания общественных страховых фондов за счет сборов обязательных страховых взносов и предназначено для того, чтобы обеспечить минимум социальной защиты лицам, достигли пенсионного возраста, нуждающихся в медицинской помощи, инвалидам, безработным. Система социального страхования в Украине реформируется в связи с переходом к рыночным формам хозяйствования.
Коммерческое страхование, в отличие от социального, основывается на принципах эквивалентности и замкнутого распределения ущерба в рамках этого страхового фонда. Связь между двумя сферами страховой деятельности заключается в том, что коммерческое страхование предоставляет защиту прежде в тех жизненных ситуациях, которые «покрыты» социальному страхованию. Чем уже система социальной защиты, тем больше потребность в услугах коммерческого страхования.
Изменения в законодательной основе проведения обязательного страхования после вступления в силу главы 48 «Страхование» Гражданского кодекса РФ требуют приведения в соответствие с новыми нормами ранее принятых законодательных решений и устранения противоречий между ними. Следует отметить, что число законодательных и нормативных актов, в которых упоминается об обязанности к заключению договора страхования, было принято около пятидесяти. При этом такие нормы установлены как в законах Российской Федерации, так и в указах Президента и постановлениях Правительства Российской Федерации. Однако ни один из таких актов не влечет за собой обязанности указанных в нем лиц действительно заключать договор обязательного страхования под угрозой применения к нему упомянутых выше санкций. В силу ст. 3 Закона «Об организации страхового дела в РФ» Федеральным законом о виде обязательного страхования должны быть установлены условия и порядок его проведения. В отсутствие таких регулирующих критериев по существенным условиям договора страхования, порядку его заключения, действия и исполнения и т. п. проведение обязательного страхования невозможно.
Необходимо обратить внимание и на то, что обязанность к заключению договора страхования может возникнуть только в силу закона. Все остальные правовые акты такой законодательной силы не имеют. Поэтому обязательное страхование не может быть введено постановлением главы администрации какого бы то ни было территориального образования, решением комитетов по управлению государственным имуществом, органами федеральной исполнительной власти, в том числе Правительством Российской Федерации. Именно в силу необходимости восполнить правовой пробел в проведении ряда видов обязательного страхования в настоящее время готовятся соответствующие законопроекты, в частности, законы об обязательном страховании гражданской ответственности нотариусов, страховании военнослужащих, судей, государственных служащих и т. п.
Фрагмент текста работы:
Сравнение и сопоставление социального и коммерческого страхования в РФ.
В множестве страховых отношений различают прежде всего социальное страхование и страхование, проводимое, как правило, на коммерческой основе.
Одним из основных критериев, в соответствии с которыми можно классифицировать страховые отношения, является обязательность участия в них субъектов этих отношений. Иными словами, субъект, установленный в законе, не вправе самостоятельно решать, участвовать в страховых отношениях или нет. За несоблюдение установленной законом обязанности государство предусматривает применение различных санкций, в том числе штрафов, пени и других мер.
Следующим критерием является определение субъекта (или субъектов), имеющего обязанность или право организовывать и управлять страховыми фондами, условия, на которых такие субъекты осуществляют деятельность по страхованию, в том числе порядок их учреждения и предмет деятельности. Так, законом может быть установлен специальный субъект (например, Фонд социального страхования), на которого возложены обязанности по организации страхового фонда, аккумулированию страховых взносов и осуществлению выплат потерпевшим.
Наконец, важнейшим классификационным признаком является порядок оценки страхового риска и установления размера страхового тарифа (или страхового взноса), подлежащего уплате субъекту, формирующему страховой фонд. Известны два подхода к установлению размера страхового взноса. Первый предполагает индивидуальную оценку страхового риска и установление размера страхового взноса, зависящего от конкретного риска, при этом среди факторов, влияющих на его величину, можно выделить: стоимость объекта, вероятность причинения убытков или ущерба конкретному объекту, которая связана с его индивидуальными характеристиками (возрастом, состоянием здоровья, полом, техническими характеристиками объекта и т. п.). Второй основан на том, что порядок исчисления размера страхового взноса не зависит от характеристик риска, присущего конкретному объекту или субъекту страхования. При этом страховой взнос устанавливается исходя из усредненных показателей, характерных для всей группы застрахованных.
Рассмотрим классификацию страховых отношений, составленную с учетом изложенных выше обстоятельств:
— социальное страхование, проводимое негосударственными обществами на специально установленных условиях;
— коммерческое страхование, проводимое специально установленной государственной организацией.
Наиболее значимыми видами социального страхования являются: социальное страхование на случай временной нетрудоспособности, пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
Законы о социальном страховании устанавливают обязанность обозначенных в них лиц уплачивать страховые взносы, при этом размер подлежащих уплате страховых взносов не зависит от конкретного страхового риска, присущего лицу, участвующему в страховых отношениях, а определяется на основании характеристики риска, присущего всей группе застрахованных лиц. Поэтому в таких законах устанавливается и особенный порядок расчета страхового взноса: его размер, как правило, исчисляется в определенном проценте от заработной платы каждого работающего или общего фонда заработной платы всех работающих.
Проведение социального страхования, как правило, не предполагает заключения договора страхования, исключение составляют лишь те виды социального страхования, организация которых возложена не на одно юридическое лицо, а на множество лиц, правоспособность которых на проведение социального страхования возникает в особом порядке. Социальное страхование обычно проводится специальной государственной, некоммерческой организацией. Особый правовой статус таких организаций и их средств устанавливается в законах о проведении социального страхования: они не являются акционерными или иными обществами, в то же время не являются и государственными унитарными предприятиями или органами государственного управления и называются фондами: Фонд социального страхования, Фонд пенсионного страхования, Фонд обязательного медицинского страхования.
В отличие от социального страхования проведение «коммерческого» страхования (термин «коммерческое» в данном случае употребляется лишь с целью подчеркнуть отличие правовых и экономических основ такого страхования, поскольку в его проведении могут участвовать и общества взаимного страхования — некоммерческие организации) имеет иную законодательную основу, устанавливающую правоспособность, права и обязанности, а также ответственность сторон договора страхования. Законодательная база такого страхования состоит из Гражданского кодекса РФ (в том числе гл. 48 «Страхование»), Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации», нормативных актов государственного органа по надзору за страховой деятельностью и иных законодательных актов.