Эссе на тему Современность творчества Ф. Достоевского на примере романа «Игрок»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение:
Благодаря
инновационному характеру своего творческого мышления Ф.М. Достоевский считается
одним из великих русских писателей разных эпох. Сам писатель называл себя
«реалистом в высшем смысле», имея в виду не социальную реальность, а реальность
человеческой души. Достоевского как автора отличает тонкий психологический
анализ его персонажей, его можно назвать основоположником русского
реалистического психологического романа. Именно поэтому его произведения
привлекают внимание во всем мире. Однако самому писателю не нравилось, когда
его называли хорошим психологом. Он считал себя «реалистом души человеческой».
Начало 1860-х годов
стало знаковым в литературной карьере
Ф.М. Достоевского. В это время в его творчестве начинает складываться
новый тип романа – полифонический [1]. Эту жанровую форму романа впервые описал
М.М. Бахтин. По Бахтину каждый герой Достоевского выступает носителем некой
идеи. Писатель дает высказаться своим персонажам от первого лица, превращая
текст во «взаимодействие нескольких неслиянных сознаний». Структура
полифонического романа построена на диалогичных отношениях персонажей и каждый
голос в этом диалоге равноправен.
Исследователи
творчества писателя считают, что полифонизм как тип художественного мышления
проявляется не во всех произведениях Ф.М. Достоевского. В данном контексте
интересен роман Достоевского «Игрок». Это произведение позволяет проследить
творческую эволюцию писателя.
Достоевский не только
сформировал каноны полифонического романа, но и был основоположником
модернистского романа, предполагающим преемственность всей предшествующей
литературы как неизбежное явление. Д.С. Лихачев полагал, что любой писатель,
создавая произведение, неизбежно сталкивается со всем опытом, накопленным в
литературе до него. Лихачев указывал на такие свойства прозы Достоевского как
конкретность и точность, именно в этом, по мнению академика, проявляется
современность в творчестве Достоевского. Его особое чувство реальности и
достоверности делает его произведения актуальными и сегодня.
Целью данной работы
является уточнения творческой эволюции писателя и место романа «Игрок» в ряду
его произведений, а также выявление идей, присутствующих в романе, актуальных
сегодня.
Заключение:
ЮНЕСКО называет Ф.М.
Достоевского одним из самых читаемых писателей в мире. Благодаря ему русская литература
поднялась на недосягаемую высоту и стала полноправной частью мировой
литературы. Герои Достоевского вошли в золотой фонд европейской литературы,
актуальность его творчества не меняется с ходом времени и этому есть
существенные причины.
1. Ф.М.
Достоевский создал новый тип романа – полифонический роман и впервые позволил
своим персонажам высказывать идеи наравне с автором.
2. В
романе «Игрок» повествование ведется от первого лица, что позволяет наиболее
полно раскрыть психологические конфликты героя и постичь его личность.
3. Главный
герой «Игрока» представляет собой личность, которой завладела почти
фантастическая идея – переменить «одним ударом» всю свою жизнь при помощи
крупного выигрыша. И вся дальнейшая жизнь Алексея Ивановича подчинена реализации
этой идеи: он стыдится своих желаний, но, с другой стороны идея крупного
выигрыша влечет его. С момента создания романа прошло более 150 лет, однако
идея обретения внезапного успеха и богатства сейчас, как никогда, актуальна. Именно
эта идея – успех как результат везения, а не постоянных усилий — представляется
для современных молодых людей очень привлекательной. Однако, если главный герой
«Игрока» стыдится своей тяги к рулетке и своего желания сказочно разбогатеть,
представители современного общества не испытывают раскаяния из-за своей тяги к
успеху. Роман «Игрок» очень актуален и потому, что в нем показана эволюция
личности главного героя, который поддался своей идее, его крах и внутренняя
деградация в финале.
Фрагмент текста работы:
О
романе «Игрок»
Первые замыслы романа
возникли у Ф.М. Достоевского в 1863 году. В своем письме Н.Н. Страхову писатель
сообщает о своем герое: «Я беру натуру непосредственную, человека, однако же,
многоразвитого, но во всём недоконченного, изверившегося и не смеющего не
верить, восстающего на авторитеты и боящегося их /…/. Главная же штука в том,
что все его жизненные соки, силы, буйство, смелость пошли на рулетку». Несмотря
на вполне оформленный замысел, писатель довольно долго не мог начать работу над
романом. План произведения появился только за три месяца до его написания,
также Достоевский не собрал почти никаких подготовительных материалов.
Хотя писатель заключил контракт на
издательство романа задолго до того, как начал работу над ним. Важным моментом
в истории романа «Игрок» является тот факт, что для его создания, Достоевский был
вынужден прервать работу над «Преступлением и наказанием», пять глав которого
были уже опубликованы. Творческое воображение Достоевского почти полностью
занимала фигура Раскольникова и писателю не хотелось прерываться и
переключаться на другого персонажа. Писатель даже пытался откупиться от
издателя будущего романа «Игрок», выплатив ему неустойку. Однако тот настоял,
чтобы роман был написан [2].
Оформляя замысел
«Игрока», Достоевский новый этап в своем творчестве, который характеризуется
сформированным и четким мировоззрением, построенным на отчетливой иерархии
онтологических идей писателя. На первом месте в этой иерархии вопрос о том, как
в мире проявляется Божий замысел. В 1870 г. Достоевский писал Н.А. Майкову об
«Игроке»: «Главный вопрос, который проведется во всех частях, — тот самый,
которым я мучился сознательно и бессознательно всю мою жизнь, — существование
Божие».
Особый стиль повествования
в «Игроке» напоминает публицистический рассказ: главный герой, путешествуя по
Европе, сопровождает свое путешествие подробным описанием рулеточной игры. Сам
писатель предполагал дать своему роману символическое название «Рулетенбург»,
однако издатель отверг это название. Роман был назван «Игрок» как результат
компромисса между писателем и издателем. Достоевский долго сожалел о том, что
не настоял на своем варианте названия. По мнению писателя оно заключало бы в
себе поистине гоголевский символизм, когда город является большим, чем
географическое понятие и заключает в себе внутреннюю идею всего текста. Однако
название Рулетенбург вошло в роман как название города, который стал не просто
символом рулетки, а символом самой игры, удачи, случая. И рулетка превратилась
в полноправного персонажа произведения, так как именно вокруг нее в прямом и
переносном значении вращается все действие романа.
Неоднократно в романе высказывается мысль о том,
что рулетка по своему духу – русская игра и она идеально соответствует всем
особенностям национального характера русского человека. В начале романа эту
мысль выражает главный герой: «По моему