Проблемы проверки судебных актов по гражданским делам Эссе Юриспруденция

Эссе на тему Современное состояние системы пересмотра судебных актов, вступивших в законную силу

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Фрагмент текста работы:

 

В действующем законодательстве система пересмотра судебных решений, которые вступили в законную силу, представлена кассационным и надзорным производством, а также пересмотром судебных актов по вновь открывшимся и новым обстоятельствам. На сегодняшний день в судах гражданской юрисдикции данная область регулируется тремя процессуальными кодексами: ГПК РФ, КАС РФ и АПК РФ. Нормы всех этих кодексов можно охарактеризовать такими основными правилами как:
 соблюдение правил исчерпания возможностей апелляционного обжалования;
 сохранение разнообразия способов пересмотра решений, которые вступили в законную силу;
 сохранение права Председателя ВС РФ возбуждать надзорное и кассационное производство;
 особый порядок пересмотра решений по отдельным категориям дел .
Несмотря на то что отсутствует общая, подчиненная единым правилам система пересмотра, уровень унификации норм стоит признать довольно высокой, так как все гражданские суды подчиняются единому органу – Верховному Суду РФ (далее – ВС РФ).
Современное законодательство основывается на обязательности обращения в суд апелляционной инстанции. Дальнейший пересмотр судебных актов является возможным лишь при условии, что дело рассматривалось в апелляционном суде. Или как минимум какое-либо заинтересованное лицо обращалось в суд с апелляционной жалобой и просьбой восстановить срок на ее подачу (ч. 2 ст. 376 ГПК РФ, ч. 2 ст. 318 КАС РФ, ч. 1 ст. 273 АПК РФ).
Стоит отметить, что обжалование именно не вступивших в силу решений – это наиболее действенный способ устранения ошибок суда. Также стоит учитывать и готовность лиц, которые участвуют в деле, к продолжению разбирательства в суде второй инстанции и невозможность исполнительных действий на таком этапе судебного процесса.
Множественность надзорных инстанций, которая существовала раньше, была ликвидирована технически: из имеющихся трех надзорных инстанций две стали называться «кассационными», причем в них правила производства не изменились и, в сущности, остались «надзорными». Для дел, которые рассматривались в районном суде или мировым судьей, сохранилась возможность использования всех трех кассационно-надзорных инстанций и вероятность пересмотреть решение три раза уже после вступления его в законную силу. В арбитражных судах, где раньше были одна кассационная и одна надзорная инстанции, после того, как был ликвидирован Высший Арбитражный Суд РФ, возникла еще одна, вторая кассационная инстанция. И, таким образом, количество звеньев судебной системы, которые вовлечены в пересмотр решений, которые вступили в законную силу, сравнялось с количеством звеньев в судах общей юрисдикции .
Кассационное производство в арбитражных судах совершается по общему правилу двумя кассационными инстанциями различного уровня:
1) федеральными арбитражными судами округов (арбитражными судами кассационной инстанции), рассматривающими жалобы на решения первой и апелляционной инстанций (ч. 1 ст. 273, ч. 1 ст. 274 АПК РФ);
2) Судебной коллегией ВС РФ, рассматривающей жалобы на определения и решения арбитражных судов субъекта РФ; определения и постановления арбитражных апелляционных судов; определения и решения арбитражных судов округов, которые ими были приняты в первой инстанции; определения и решения Суда по интеллектуальным правам, которые были им приняты в первой инстанции. Также это определения арбитражных судов округов и Суда по интеллектуальным правам, которые были ими вынесены в процессе кассационного производства, если данные судебные акты обжаловались в арбитражном суде кассационной инстанции. И определения и постановления арбитражных судов округов и Суда по интеллектуальным правам, которые были ими приняты по результатам рассмотрения кассационной жалобы (ч. 1 ст. 291.1 АПК РФ).
В судах общей юрисдикции кассационный пересмотр (ч. 1 ст. 377 ГПК РФ, ч. 2 ст. 319 КАС РФ) также совершают две разные кассационные инстанции:
1) президиум суда субъекта РФ. Им рассматриваются жалобы на апелляционные определения судов субъекта РФ; на апелляционные определения районных судов; на судебные приказы, определения и решения мировых судей и районных судов, которые вступили в законную силу;
2) Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ. Ею рассматриваются жалобы на постановления президиумов судов субъекта РФ; на апелляционные определения судов субъекта РФ. А также на вступившие в законную силу определения и решения районных судов, которые ими были приняты по первой инстанции, если данные определения и решения были обжалованы в президиум соответствующего суда субъекта РФ. То есть и для арбитражных судов, и для судов общей юрисдикции судебная коллегия ВС РФ представляет собой вторую кассацию.
Можно сказать, что в системе арбитражных судов кассационное производство предназначено для всех актов нижестоящих судов, а в системе судов общей юрисдикции – лишь для судебных актов районных судов, мировых судей и президиума суда субъекта РФ.
Однако не стоит забывать, что решения по первой инстанции принимаются также судами субъекта РФ (областные и равные им) и ВС РФ, у них есть апелляционные инстанции, которые соответствуют их уровню. Но для таких актов не предусмотрен кассационный пересмотр. Для них предназначено лишь надзорное производство в Президиуме ВС РФ.
В Президиум ВС РФ могут обжаловаться (ч. 2 ст. 391.1 ГПК РФ, ч. 2 ст. 332 КАС РФ):
1) решения судов субъекта РФ, которые вступили в законную силу, принятые ими по первой инстанции, если данные решения являлись предметом апелляционного рассмотрения в ВС РФ;
2) определения и решения ВС РФ, которые вступили в законную силу, принятые им по первой инстанции, если данные определения и решения являлись предметом апелляционного рассмотрения;
3) определения Апелляционной коллегии ВС РФ;
4) определения Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ, которые были ею вынесены в апелляционном порядке и в кассационном порядке.
Президиум ВС РФ – это также надзорная инстанция для арбитражных судов (ст. 308.1 АПК РФ). В Президиум ВС РФ могут обжаловаться акты, которые были приняты по экономическим делам .
И в судах общей юрисдикции, и в арбитражных судах есть своеобразные автономные образования – специализированные суды.
В системе судов общей юрисдикции – это военные суды. У них есть своя собственная «вертикаль», кроме того, для них в ВС РФ имеется специальный орган – Судебная коллегия по делам военнослужащих.
На акты военных судов кассационная жалоба подается (ч. 1 ст. 377 ГПК РФ, ч. 2 ст. 319 КАС РФ):
1) в президиум окружного (флотского) военного суда (на апелляционные определения окружных (флотских) военных судов; на определения и решения гарнизонных военных судов, которые вступили в законную силу);
2) в Судебную коллегию по делам военнослужащих ВС РФ (на постановления президиумов окружных (флотских) военных судов; на апелляционные определения окружных (флотских) военных судов, а также на определения и решения гарнизонных военных судов, которые вступили в законную силу, если данные судебные акты обжаловались в президиум окружного (флотского) военного суда).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы