Эссе на тему Социологический метод научного исследования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Фрагмент текста работы:
Социологический метод научного исследования
«Изучать и анализировать общество – это побольше, чем читать ему мораль».
Винсент Ван Гог
В XX веке были разработаны методы сбора эмпирической информации. В связи с повышением уровня телефонизации населения почтовые и квартирные опросы были заменены телефонными.
Но в последнее десятилетие XX века актуализировались «чувствительные» проблемы социологических исследований.
Наблюдается тенденция к снижению доступности и отклика при использовании традиционных методов сбора данных, когда процент отказов респондентов из-за их демотивации и дискредитации социологических исследований в целом может превышать более половины всех запросов интервьюера.
Интернет позволяет достичь уровня отклика более 50% и, по мере его распространения, открывает новые перспективы для социальных исследователей.
Интернет, как система накопления, хранения, распространения и использования различной информации, используется социальной практикой во всем многообразии ее возможностей [19].
В большинстве случаев использование интернета — это инструмент, который тесно связан с работой, семьей и повседневной жизнью. Сеть предоставляет разнообразные деловые и частные коммуникации: торговля акциями на фондовых биржах, покупка и продажа различных товаров и услуг, подписание контрактов, свидания, признания, переписка и многое другое.
Это употребление оказывает соответствующее воздействие на саму социальную практику.
Есть много ситуаций, когда события и действия в сети имеют серьезные последствия в реальной жизни. Люди все чаще организуются через социальные сети (форумы, блоги, микроблоги, социальные сети), создавая виртуальные сообщества пользователей с особыми социальными характеристиками .
Возникновение и развитие этой новой коммуникативной системы взаимодействия в виде сетевого сообщества требует теоретического осмысления и эмпирического исследования, адекватного и технологического инструментария исследования, что определяет актуальность анализа социологического метода научного исследования.
Термин «интервью» происходит от английского языка. интервью, то есть беседа. Этот метод не является изобретением социологов. Он используется на практике врачами, юристами, следователями, журналистами, социальными работниками и т.д.
Журналист интересуется «общественно значимыми фактами», или, проще говоря, новостями, следователь-информацией, которая важна для раскрытия всех деталей произошедшего. Социологу необходимо получить информацию, имеющую отношение к раскрытию исследуемой проблемы.
Возможно, интервью в социологии очень похоже на интервью в этих двух профессиях. Только стандартизированные массовые интервью сильно отличаются друг от друга. Серьезные разработки в технике интервьюирования проводят представители всех трех профессий; социологи не являются первопроходцами [1].
Как метод, интервью — это беседа между двумя людьми, в которой один из участников-интервьюер-вспоминает, что в данной ситуации он выступает в роли профессионального исследователя, имитируя роль равноправного собеседника.
Основное различие между опросом и интервью заключается в форме контакта между исследователем и интервьюируемым. В ходе опроса общение между социологом и респондентом опосредуется опросником.
При интервьюировании контакт осуществляется с помощью интервьюера, который задает вопросы, поставленные исследователем, организует и направляет беседу с каждым человеком, а также записывает полученные ответы в соответствии с инструкциями [18].
Этот метод опроса требует больше времени и денег, чем анкета, но в то же время повышает достоверность собранных данных за счет уменьшения количества неотвеченных ответов и ошибок при заполнении.
Несмотря на кажущуюся фамильярность этого метода, для оптимального построения межличностного общения необходимо следовать определенным технологическим приемам. Собеседование предполагает создание ситуации, которая хотя бы для одного участника (респондента) должна напоминать разговор, повседневное общение. Личное интервью основано на том, что люди не всегда рады писать, но они могут и любят поговорить.
В отечественной практике социологических опросов метод интервью использовался реже, чем различные формы анкетирования. В первую очередь это связано с отсутствием развитой сети постоянных интервьюеров со специальной подготовкой.
В этих условиях исследователю приходится каждый раз заново формировать и обучать команду интервьюеров, что значительно увеличивает время, затрачиваемое на обучение интервьюеров и контроль качества их работы. Однако в нашей стране личные интервью постепенно вытесняют анкеты [4].
Фокус-группы является одним из вариантов глубокого интервью, используемого преимущественно в психологии и социологии. Фокус-группы как метод глубокого группового интервью появился на стыке эмпирической социологии и экспериментальной психологии.
Этот метод был предложен научному сообществу в 1946 г. исследователями Колумбийского университета США Р. Мертоном, М. Фриске и П. Кендалл и с тех пор преобразовывался и видоизменялся, приобретая элементы различных социологических методик.
Анализируемый метод можно считать, с некоторой долей условности, новым, поскольку началом его применения считается период конца 80-х годов прошлого века, однако история данного метода может считаться длительной.
Как считает, Р.Бюргес, рождением метода фокус-групп можно считать момент создания неформализованного интервью, которое, впервые описал Х. Мэтью (датируется серединой 19 века).
Метод неформализованного интервью активно развивается в 20 веке. Учеными и общественными деятелями Сиднеем и Беатрис Веббом описаны основные положения неформализованного интервью, которыми акцентируется внимание на следующем: «интервью должно быть приятным для интервьюируемых, напоминая опрашиваемым одну из форм социального взаимодействия» [3].
Ф. Цвейгом также подчеркиваются специфические неформализованного интервью, это: интервью, в котором интервьюер выступает в качестве хорошего друга и собеседника, интервьюером проявляется симпатия к респонденту, интерес и понимание, неформализованное интервью замечательно сочетается с другим методом исследования — наблюдением.
Для социологической науки в процессе исследования неформализованное интервью выступает в качестве самостоятельного и дополнительного метод сбора информации. Так, Богардусом в процессе проверки шкалы неформализованное интервью применялось как дополнительный метод исследования [2].
Р. Мертон и П. Лазарсфельд первыми использовали метод фокус-групп во время Второй мировой войны при исследовании результативности использования радио. Далее Р. Мертоном применялся этот метод в процессе анализа эффективности пропаганды и фильмов в армейской среде. В XX веке метод фокус-групп признается методом социологического исследования. Группа не должна быть образована из респондентов с разной степенью компетентности, разных возрастов и представителей различных культур.
В рамках фокус-группы изучается какая-либо проблема, преимущественно социальная, в форме группового интервью. В ходе процесса коллективного обсуждения, дискуссии / дискурсии выявляются коллективные и разноплановые индивидуальные представления по проблемной ситуации [17].
В более общем контексте, метод фокус-группы целесообразен для решения плохо формализованных задач междисциплинарной направленности. Его применяют, как правило, на пилотной стадии реализации научно- исследовательского проекта.
В настоящее время все большую популярность набирают онлайн-интервью, которые осуществляются при использовании различных технических средств и платформ.
Есть и особые качества, которыми должен обладать квалифицированный интервьюер.
Эти качества должны обеспечивать выполнение двух обязательных условий интервьюирования: исключать (или, по крайней мере, минимизировать) влияние интервьюера на содержание ответов респондента и способствовать созданию благоприятной ауры их общения.
Сочетание этих условий отличает интервью от собеседования и анкетирования. Для разговора требуется только второе условие, в то время как первое не требуется [16].
В некоторых случаях воздействие специалиста является даже целью собеседования (например, в клинической беседе). Для допроса, напротив, должно быть выполнено первое условие, но не второе. Их отношения-дело десятое.
Главное, чтобы респондент не уклонялся от опроса и отвечал предельно откровенно. И это обычно достигается скорее эффективностью ситуации и анонимностью опроса, чем влиянием исследователя.
Исследователь должен тщательно подходить к подготовке интервью [5].
Рис. 1. Условная схема поэтапного проведения исследования методом интервью
Социологическое исследование, проводимое с использованием фокус-групп (как основного метода получения информации), имеет смысл рассматривать как состоящее из нескольких этапов: подготовительный (предварительный), подготовительный, полевой (сбор данных), анализ данных, интерпретация эмпирических закономерностей и заключительный. Этапы относятся к тем, кто занимается чисто исследовательскими задачами [11].
Для рис. 1 показана принципиальная схема поэтапного метода исследования фокус-групп, представлены ключевые документы и процедуры, которые имеют место в исследовательском проекте-в некотором роде это технология использования метода.
Первый (предварительный, предподготовительный) и последний (заключительный) этапы не менее важны для целей исследования, а потому, как и исследование, включены в схему на рисунке.
Подготовительный этап присутствует в любом социологическом исследовании, являясь его основой.
Традиционно предполагается, что на данном этапе разрабатывается программа – установочный документ исследовательского проекта, в котором формулируются проблемная ситуация и проблема, определяются объект и предмет исследования, а также определяются его цели и задачи.
При проведении исследования с использованием метода фокус-групп программа также включает построение концептуальной схемы (плана или дизайна) исследовательского проекта и включает общее количество фокус-групп, географические точки их реализации, основные характеристики потенциальных респондентов, качественный и количественный состав фокус-групп, количество групп внутри каждой изучаемой аудитории и др. [6]
В условиях радикальных изменений во всех сферах общественной жизни особое значение приобретает информационное пространство. Современный специалист любого профиля должен свободно владеть информационными потоками, обладать навыками получения, обработки и эффективного использования необходимой информации с использованием электронных технологий.
В то же время метод онлайн-фокус-групп становится все более популярным.
Сегодня он используется очень широко, но чаще всего используется в маркетинговых исследованиях. Со временем этот метод стал широко применяться в социальных, политических, психологических исследованиях, при разработке интернет-проектов и др.
Вы можете выделить основные преимущества и недостатки онлайн-интервью:
1. Возможность включить в опрос респондентов из любой точки мира, что может дать нам совершенно новые идеи, а также позволит расширить пространство мнений.
2. Скорость анализа полученных данных; это связано с тем, что запись интервью готова немедленно, в режиме онлайн.
3. Сократите расходы на исследования; в онлайн-фокус-группах вам не нужно тратить деньги на необходимое оборудование, оборудование, последующую транскрипцию и транспорт.
4. Сокращение продолжительности подготовительного этапа; это связано с тем, что интернет-платформа позволяет быстро выполнять функции первого этапа исследования.
5. Участники дискуссии более открыты в выражении собственного мнения, что связано с отсутствием прямого социального контроля: присутствие других людей не ощущается и внимание не уделяется внешнему виду респондентов. Человек находится в зоне комфорта, дома.
6. Существует доступ к узкой целевой аудитории, которая с большей вероятностью согласится на онлайн-дискуссию, чем на офлайн-дискуссию [15].