Социальная философия Эссе Гуманитарные науки

Эссе на тему Социальная теория пространства: право на город

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Фрагмент текста работы:

 

СОЦИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ПРОСТРАНСТВА: ПРАВО НА ГОРОД
МОЛОДЕЖНОЕ ПРОСТРАНСТВО В ФИЛОСОФСКО–УРБАНИСТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ
ЭССЕ

Современные размышления о городе как специфической социо-пространственной среде касаются различных способов человеческого бытия, где «размещаются» личностные смыслы, определяется субъектность, происходят процессы «становления вместе». Урбанистический ракурс философско-антропологических вопросов касается связей субъектов с городской средой, а также факторов, обеспечивающих своеобразную почву для «воспроизведения» города. Очевидным становится тот факт, что важную роль в коллективном будущем играет молодежь. Это тем более актуально сегодня, поскольку половина человечества находится в возрасте до 25 лет , среди городского населения молодых людей заметно больше по сравнению с сельской местностью. К 2030 году, по разным оценкам, 60% городских жителей во всем мире будут в возрасте до 18 лет . Такие быстрые демографические процессы создают серьезные проблемы в организации молодежного присутствия в городах. В частности, проявляются парадоксы: с одной стороны, города являются «концентраторами» деловой активности, таланта, возможностей для развития человеческого потенциала, с другой – недостаточно благоприятные для молодежи через «высокую концентрацию неприемлемой степени неравенства (по полу, возрасту, положению и т.д.). Констатируется, что именно молодежь часто ограничена в доступе к возможностям, которые связываются с «городскими преимуществами». Все это свидетельствует о необходимости расширить внимание к молодежи со стороны гуманитаристики и социологии в частности.
В новой эпистемологической ситуации наблюдается интерес исследователей к приветственным и ценностным смыслам города, выявление пространственных потенций в представлении разнообразного опыта молодежи. Осуществляются междисциплинарные исследования молодежной среды города, различных форм «воплощенных пространств» . В то же время философское определение «молодежной среды» (youth empowerment) города в контексте проблематики реализации «прав на город» молодыми жителями является новым исследовательским заданием для отечественной социологии.
Урбан-философские дискурсы «молодежной среды» приобретают значимость не только на теоретико-методологическом уровне, но и в связи с важными практическими задачами. Это доказывает, в частности, глобальная инициатива ООН — Хабитат по расширению прав и возможностей молодежи в рамках развития городов .
Анализ последних исследований и публикаций показал, что осмысления молодежных форм городского бытия формируется преимущественно в междисциплинарном методологическом поле урбанистики, социологии, культурной антропологии, географии и др. Так, в «новой географии» (в частности, Дориен Мэссей) акцентируется внимание не на физических локациях, а на социальных, которые могут играть роль преобразующей силы для городских пространств. Автор социально-философской концепции «Право на город» Анри Лефевр отвергает понятие «абсолютного» пространства и концепции «пространства в качестве исходного» (Space as emergent), предложенную Мартином Хайдеггером и Гастоном Башляром. Для него «природа пространства» (nature of space) всегда производится, пространство производится социально, «выковывается» из природы и природных материалов, формируется в исторически конкретном способе производства, общественных отношений и производства знаний. Философ оперирует репрезентациями пространств, объясняет их в определенной степени диалектическими отношениями; пространство является «продуктом», что должно использоваться, должно «потребляться», а также есть «средством производства». Анри Лефевр объясняет, что пространства являются продуктами деятельности, которые охватывают не только экономические и технические сферы, но и простираются далеко за их пределы, потому что они есть также политическими, социальными продуктами.
Важными для понимания жизненного пространства становятся дискурсы «тела», «воплощенного» пространства города. Город производит места для развертывания различных дискурсивных практик его жителей, которые вызывают исследования об особенностях «перемещение» границ тела и постановку вопроса о пространственных факторах реализации возможностей человека, его творческой энергии в построении собственного жизненного мира. Следует отметить, что в первых постмодернистских исследованиях городского пространства уделялось внимание концептуальному неравенству по признаку пола . Обращалось внимание на опыт городских женщин, их присутствие в частно-публичном, продуктивно-репродуктивном пространствах.
Действительно, модернистское видение городского пространства часто осмысливалось через мужской взгляд, через сексуализацию женского тела . Феминистские исследования городской жизни в фокусе современной «flâneuse» (в отличие от «flâneurs», например, Вальтера Беньямина, Шарля Бодлера, которые были исключительно мужскими) направлены на исследование особенностей «бытия женщины в городе» .
Такой исследовательский ракурс закономерно вызвал освещение еще одного социального контекста повседневности связанного с «женским пространством», «пространством заботы» – детей и молодежи. Утверждается «детская география» городов (Гилл Валентайн , Мэтью О’Брайен и др. ), сфокусированная на освещении соответствующего повседневного опыта и разработке безопасного для детей и молодежи публичного пространства городов. Детская география, как правило, в первую очередь очерчивала опыт проектирования детских городских локаций в западных промышленно развитых городах. Исследователи обращали внимание на традиционные категории для защиты прав и предотвращения пространственной дискриминации в «правах на город».
Но такая перспектива, предназначенная для анализа гендерной и детской повседневности как «пространства заботы», может обеспечить только часть ответа на вопрос о специфике молодежной среды.
Благодаря междисциплинарным теоретическим рефлексиям, в частности постструктуралистским интерпретациям урбанистического пространства, определяется исследовательский интерес к концептам «молодежная среда», «городская молодежь». Отмечается, что с точки зрения обозначенной множественности социальных субъектов молодежное пространство города должно рассматриваться не только с позиции удовлетворения повседневных потребностей детей и взрослых (Нильс де Конинк-Смит и Марта Гутман) , но и создания молодежью городских пространств (Мамаду Диуф) .
Исследователи обращают внимание на то, что опыт молодых людей в городах может иметь решающее значение для понимания пространственных процессов. Так, постколониальные исследования городской молодежи усложнили и бросили вызов теории городского пространства. Мамаду Диуф приводит пример сенегальской молодежи и ее практики создания публичного пространства городов. Исследователь утверждает, что городская молодежь в Африке сегодня находится в уникальном положении в историческом и социальном смысле, чтобы бросить вызов доминирующей социальной конструкции города – традиционной постколониальной или такой, что понимается как неолиберальное пространство.
В отечественных социально-философских исследованиях обращается внимание на городское пространство, которое молодежь определяет как свое право на собственное художественное зрелище, и освещается процесс вытеснения молодежных субкультур с центра города .
Рассматривая эпистемологический потенциал пространственных теорий для исследования городской молодежи, также необходимо обращаться к философским концепциям, объясняющим многообразие способов городского бытия. Важно осмысливать способы преобразования пространства различными социальными группами. Зарубежные исследователи обнаруживают активный интерес к осмыслению молодежного присутствия в городском бытии, определяют специфические параметры городских условий его жизни .
Однако до сих пор в урбанистике проблема «молодежной среды» остается недостаточно исследованной относительно пространственного контекста. Вне поля зрения исследователей остаются существенные для понимания молодежного пространства городов аспекты, в частности формы субъектности в современном мегаполисе, тенденции их развития. Речь идет о пространстве локации, о понимании города через способы присутствия в городе.
Уровень и характер разработанности проблемы молодежной среды города в современном гуманитарном знании делают актуальным сочетание двух перспектив – философии и урбанистики – в единой теоретико-практической плоскости.
Целью данной работы является философское осмысление социо-пространственного феномена города по выявлению концептуальных основ для определения молодежной среды города.
В модернистском видении город предстает специфической универсальной реальностью «для человека», функционально организованным «жизненным пространством» и т.д. Во время урбанистических трансформаций от модернистского к постмодернистскому состоянию происходят изменения в структуре городской среды в соответствии со стремлениями креативного сообщества (Чарльз Лэндри «Креативный город»). Потребность в самоактуализации заняла высокий уровень в ценностной шкале постиндустриального города. Парадигмальные изменения урбанистической морфологии касаются и такой социальной группы городского населения, как молодежь. Известно, что значительную долю городского населения составляет молодежь, которая ищет возможность получить образование и работу.
Ее значимость определяется в большей степени не возрастной характеристикой, а ее местом во временном пространстве города – как «динамичный ключевой человеческий ресурс в достижении устойчивого развития и процветания для всех» , создатель новой реальности (политической, социальной, культурной и т.д.).
В то же время города не в достаточной степени обеспечивают для молодежи качественное жизненное пространство. Молодые люди сталкиваются со многими проблемами, в частности с ограничением их «права на город» (молодежных услуг и удобств, которые имеют основополагающее значение для обеспечения отдыха и личных возможностей в сфере развития).
В этом смысле особое значение приобретают урбанистические поиски «молодежных кодов» городов, в частности в рамках инициативы «молодежная столица Европы» (European Youth Capital). Этот статус присуждается европейскому городу сроком на один год, в течение которого город получает шанс продемонстрировать свою приверженность современной молодежной культуре, наилучшим практикам по развитию социальной, экономической, политической активности молодежи. Важно создать в городе надлежащее образовательное пространство, что позволило бы молодым людям развивать компетенции, необходимые для того, чтобы быть субъектами демократии и интегрироваться в общество (быть активными как в гражданском обществе, так и на рынке труда) .
В целом происходит переосмысление роли молодежи в процессах развития общества в глобальном и локальном масштабах. Актуализируется роль молодежи в развитии современных городов как «преобразователя» (youth reinventing the city), в частности во время развития «умной» экономики, реализации стратегий устойчивого развития городов и участия в урбанистическом планировании, создании значимых ценностей для города.
Исследователи констатируют, что город, который является центром молодежной и студенческой жизни, считается городом с богатым интеллектуальным потенциалом, городом, где воспроизводится человеческий капитал, городом возможностей, где рождаются и развиваются новые смелые идеи и проекты. Взгляд на город как место концентрации талантливой и успешной молодежи требует особого внимания к созданию, обустройству соответствующих качественных жизненных пространств и определение пространственных барьеров, с которыми молодые люди сталкиваются в процессе их перехода от детства к взрослой жизни. В частности, городская среда должна быть такой, куда молодежь стремится приехать, чтобы жить и работать. Итак, молодежная среда города должна обеспечивать «повседневную уверенность» молодых людей, а также поддерживать их культурно-творческую деятельность.
Своеобразным аналитическим инструментом, который позволяет критически высказываться о городе, трансформировать его, преодолевать отчужденность, сдвигать предельные границы пространств, является привлечение молодежи к публичному управлению. Заинтересованность в пространственном развитии города проявляется, в частности, в вопросах «производства социального пространства» для общественной деятельности.
Следует отметить, что в городе, где социализация молодежи через образование и работу является неэффективной и такой, которая не соответствует требованиям времени, улицы и площади могут стать культурной ареной, на которой молодые люди будут бороться против доминирующих устаревших культур.
В ракурсе исследовательских интересов о городской молодежи находятся разнообразные культурные движения, ориентированные на творческое вмешательство в урбанистическое пространство (через уличное искусство, эко-акции и т.д.). Так, паблик-арт рассматривается не просто как «искусство в городе», а инструмент развития самосознания городской молодежи относительно их целей и ценностей. Примером здесь может быть молодежное движение Set/Setal в Дакаре в начале 1990-х годов, проанализированное Мамаду Диуфом . В движении участвовали различные социальные группы молодежи (студенты, безработные, члены оппозиционных политических партий), которых объединяло желание противодействовать деградации окружающей среды и идеи «очищения» – политического, культурного и тому подобное. Участники движения приводили в порядок улицы, парки, украшали их арт-объектами. Создаваемые ими муралы также содержали и производительные моменты в построении новой исторической памяти, так как были обращены к историческим фигурам, запечатленным в коллективной памяти. Движение обращалось и к социальным измерениям «чистоты» улиц, устраивая акции против коррупции, проституции, преступности (боролись с уличными преступниками, неформальной торговлей, устраивали «облавы» на проституток, питейные заведения и т.п.). В результате из уличного хаоса создается своеобразным образом упорядоченная «территория соседства» (neighborhood). Таким образом, этот молодежное движение за очищение улиц является примером преобразования пространства по выявлению социоспособности (Sociability) в городских локациях. В то же время пространство улицы предстает как место формирования городской молодежи.
Следует отметить, что такое молодежное движение имело признаки и агрессивного вмешательства в доминирующие социально-политические практики. Мамаду Диуф обращает внимание на «разрушительную ярость» молодежи в ее стремлениях перемен к лучшему, что воплощалось в забастовках, демонстрациях, во время которых студенты, безработные, маргинальные группы уничтожали символы и знаки официальной власти в городе. В общем, это движение может быть примером урбанистических вмешательств молодежи, приводит к социокультурной детерриторизации и ретерриторизации города.
Опыт городов показывает, что общественные «низовые» инициативы являются важным инструментом для изменений не только городского пространства, но и общества, способны решить социальные и политические вопросы, сформировать новое сознание неравнодушного жителя города и страны. За каждой небольшой инициативой стоит изменение, которое приводит к новой активности и дальнейшей урбан-трансформации. Современная молодежь способна производить новый уникальный опыт культурной активности, стать креативным социальным капиталом городов.
Следует отметить, что урбан-философские интерпретации молодежных пространств, с одной стороны, предлагают теоретические объяснения городского пространства через призму повседневности молодежи, с другой – в процессе понимания молодежных урбан-практик открываются новые эпистемологические возможности в определении городских пространств, потенциально способных к превращению. Так, наблюдаем, как молодежь объединяется вокруг идей, которые меняют городскую среду.
В частности, популярность приобретают локальные урбан-действия по перепланировке публичных пространств на уровне улицы, дома, осуществляемых с широким привлечением жителей. Речь идет о так называемом «тактическом урбанизме» (tactical urbanism) .
Молодежь может быть экологически проактивной ,поскольку молодые люди больше осведомлены в новых технологиях, они могут быть обучены и участвовать в городских проектах по уменьшению последствий изменения климата (таких, как имплементация экологически чистых технологий, эко-модернизация инфраструктуры и т.д.). Эко-компетенция молодежных движений распространяется и на стратегии по реализации социальных и экономических прав, в частности права на экологически чистое жилье, окружающую среду, здравоохранение, образование и др.
Молодежные вмешательства в городское пространство проявляются через активность в озеленении и уборке городских территорий, а также в создании «зеленых команд» , которые предлагают профессиональные услуги по обучению и развитию эко-бизнеса.
Бесспорно, что подобные молодежные урбан-практики имеют большую ценность с точки зрения «человеческих инвестиций» в город.
Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:
1) постмодернистская концептуализация пространственного разнообразия актуализирует инклюзивные параметры присутствия молодежи в городе; уважение к разнообразию как конструкт современного городского пространства предусматривает развертывание урбан-локаций, в которых возможно проявление творческой субъектности молодежи;
2) статус молодежи в городе как носителя новой культурной реальности формирует теоретико-эпистемологический вызов традиционной теории пространства; на основе различных позиций молодежи в городе, ее отношения к урбан-среде формируется потребность в применении познавательных процедур объективного и субъективного учета влияния молодежи на городскую динамику, тем самым обеспечивается более целостное представление о многообразии форм городской жизни;
3) молодежные движения ориентированы как на объектное «право города» (право присутствовать), так и субъектное, проективное («пространство ответственности» – за городскую среду – экологическую, политическую, культурную и т.д.); молодежь способна производить уникальный опыт культурного активизма; молодежные вмешательства в городское пространство способны привнести новые смыслы, значимые ценности для города, могут идентифицироваться как креативный социальный капитал города.
Философско-урбанистическое воспроизведения молодежных моделей жизненного пространства города, по нашему мнению, требует дальнейшего углубленного исследования. Перспективы дальнейших исследований могут быть связаны с концептуализацией молодежных урбанистических пространств в широком диапазоне – от безопасности до креативности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы