Методика научных исследований Эссе Педагогика/Психология

Эссе на тему Системный метод научного исследования

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Фрагмент текста работы:

 

Системный метод научного исследования

К общей научной методологии следует отнести системный подход, использование которого требует каждого объекта научного исследования и входит в число исследований в области методологии научного познания.
Системный подход — методологическое направление в науке, задачей которого является разработка методов исследования и конструирование объектов со сложной организацией, — систем различных типов и классов.
При таком системном подходе выступает метод научного исследования.
При этом системного подхода не существует в виде строгой методологической концепции. Скорее всего, это своего рода набор когнитивных правил, который позволяет определенным образом ориентировать конкретное исследование. Суть системного подхода состоит в том, чтобы представить объект исследования как систему: интегрированный набор взаимосвязанных элементов.
Основными принципами системного подхода являются:
— принцип целостности требует рассмотрения системы в целом, качество которой не может быть сведено к свойствам отдельных элементов;
— принцип комплексности требует учета всех внутренних связей и отношений системы, всех факторов, влияющих на ее функционирование;
— принцип формирования системы отношений требует точного определения отношений между частями (элементами) системы, обеспечивающими ее целостность, инновации и развитие;
— принцип подчинения требует изучения для построения иерархии элементов и отношений по любым четко определенным критериям (мобильность, адекватность, управляемость и т.д.);
— принцип динамизма согласно этому принципу все характеристики системы не должны рассматриваться как постоянные, а как переменные к противоположным значениям по сравнению с исходными;
— Принцип опережающего размышления — требует ожидания актуальных проблем, то есть требует выяснения текущего состояния системы и прогнозирования ее наиболее вероятного состояния в будущем.
В отличие от классического системного подхода в основе лежит последовательный переход от общего к частному, когда основа для рассмотрения предполагаемой конечной цели будет создана система.
Метод (от греч. Methodos — путь к чему-либо) — в самом общем случае означает способ достижения цели, метод исследования явления, определяющий системный подход к их научным знаниям и истинности. Научный метод — это способ понимания явлений реальности в их взаимосвязи и развитии, способ достижения целей и задач исследования и ответы на вопрос: «Как мы можем узнать?». Методология исследования — это система правил использования методов, приемов и методов проведения любых исследований. [7, c. 12]
Осознание необходимости использования научно обоснованных методов следует рассматривать как необходимое условие для получения новых знаний.
Исследователь, который знает методы исследования и их применение, обозначает затраты меньших усилий и успешную работу, чем те, кто в своем исследовании полагается только на интуицию или действует по принципу «проб и ошибок».
Конечно, точные и корректирующие методы — не единственные компоненты, обеспечивающие успех научных исследований.
Методы не могут, например, заменить творческий потенциал исследователя, его способность анализировать, делать выводы и прогнозы. Но правильное применение методов направляет мышление исследователя, открывает кратчайший путь к достижению цели сокращения и дает возможность ученому рационально тратить свою энергию и время.
Каждый метод научного познания следует рассматривать как систему нормативных принципов практической и теоретической деятельности человека.
Основополагающим, обобщенным методом познания реальности является диалектический метод.
Объективную основу его составляют наиболее обобщенные законы развития материального мира. [4, c. 13]
Диалектический подход позволяет доказать причинно-следственные связи, процессы дифференциации и интеграции, постоянное противоречие между сущностью и явлением, содержанием и формой, объективность в оценке достоверности.
Диалектика выступает как инструмент познания во всех областях науки и на всех этапах исследования.
Во-вторых, определение позиции исследователя становится основой интерпретации объекта и предмета познания, процесса обучения и его результатов.
Исходя из того, что каждое научное исследование может происходить на двух уровнях: эмпирическом (когда происходит процесс накопления фактов) и теоретическом (что является обобщением знаний), в соответствии с этими уровнями общие методы познания условно делятся на три группы:
— методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);
— методы теоретического исследования (идеализация, формализация, логические методы);
— методы, которые можно применять на эмпирическом и теоретическом уровнях (абстракция, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование).
Правильный выбор методов исследования требует знания их классификации. Наука обладает определенным набором методов исследования при изучении собственного предмета, которые можно разделить на следующие группы:
— методы сбора фактов, имеющих отношение к объекту исследования (наблюдение, регистрация, измерение)
— методы описания фактов или свойств идеализированного объекта и факторов, отражающих эти свойства и явления (процессы), которые выпадают на поверхность, развитие которых определяется этими факторами;
— методы анализа фактов, свойств, факторов и явлений по различным показателям и критериям (оценка, картирование, сравнение, классификация).
Методы обоснования научных выводов должны включать следующие методы:
— обобщение, доказательство, оценивать достоверность;
— методы отбора и обоснования научных рекомендаций, в том числе методы построения (синтеза), оценки и оптимизации;
— методы интерпретации и экспериментальной проверки выводов и рекомендаций;
— методы технико-экономической оценки рекомендаций.
В процессе решения научных проблем ученый обычно ищет собственные методы и пути их решения. Все принятые методологические решения должны регистрироваться в форме методов, которые периодически пересматриваются. [12, c. 31]
Выбранная методика должна быть улучшена на основе критического анализа исследовательской работы и результатов их внедрения на практике. Поскольку метод не является чем-то независимым от задач, объекта и условий обучения, методы отличаются от индивидуалистических.
Системный подход — методологическое направление, основной задачей которого является разработка методов исследования и проектирования высокоорганизованных объектов, систем разных классов и типов.
Системный подход — не был философским, общенаучным, хотя основывался на философских и методологических принципах системы.
Принцип согласованности — принцип, согласно которому любой объект мира должен рассматриваться как часть системы, в которую объект включен с максимально возможным (идеальным) или требуемым (для любых практических целей) количеством ссылок на другие источники этой системы.
В наше время происходит беспрецедентный прогресс знаний, который, с одной стороны, привел к открытию и накоплению множества новых фактов, свидетельств из разных областей жизни, и тем самым поставил человечество перед необходимостью их систематизации.
С другой стороны, рост знаний создает трудности его развития, выявляет неэффективность ряда методов, используемых в науке и практике. В ряде исследований в области методологии особое место занимает системный подход и общее «системное движение». Само системное движение было дифференцировано, разделено на различные направления: общая теория систем, системный подход, системный анализ, философский подход, понимание системной природы мира. [1, c 10]
В методологии системного изучения есть ряд аспектов: онтологический (система, по сути, это мир, в котором мы живем); онтологически-эпистемологический; гносеологический; практический.
Знанием мира и, в частности, «научным знанием» нельзя управлять хаотично, случайным образом; оно имеет определенную систему и подчиняется определенным законам.
Эти модели познания определяются закономерностями развития и функционирования объективного мира.
С современной точки зрения их классифицируют на интегральные, в которых связь между компонентами сильнее связей элементов с окружающей средой, и суммативную, в которой отношения между элементами того же порядка, что и элементы, связаны с окружающей средой; органический и механический; динамический и статический; «открытый» и «закрытый»; «самоорганизованные» и «неорганизованные» и т. д.
Система, как конкретная форма реальности, находится в постоянном движении, в ней происходят разнообразные изменения.
Однако всегда есть такое изменение, которое характеризует систему как конечную материальную сущность и выражается в определенной форме движения.
По формам движения системы делятся на механические, физические, химические, биологические и социальные. Поскольку высшая форма движения включает в себя низшую, система в дополнение к своим специфическим свойствам имеет общие свойства, не зависящие от их природы. [5, c. 21]
Эта общность свойств и позволяет определить понятие «система» самой разнообразной популяции.
Система, как концепция, обладает двумя противоположными свойствами: ограниченностью и целостностью.
«Ограниченность» — это внешнее свойство системы, «целостность» — это ее внутреннее свойство, которое приобретается в процессе разработки. Система может быть выделена, но не завершена (пример: недостроенный дом), но чем больше система выделена, отделена от окружающей среды, тем более она последовательна, индивидуальна, оригинальна.
В соответствии с вышеизложенным, можно определить «систему» как выделенные, взаимно связанные наборы, отражающие объективное существование определенной отдельной взаимосвязанной совокупности тел и не содержащие конкретных ограничений, присущих частным системам.
Это определение характеризует систему как самоходную совокупность, а также отношения, взаимодействие и ее движение.
Одной из проблем, с которыми сталкиваются почти всегда при проведении системного анализа, является проблема эксперимента в системе.
Очень редко это допускается моральными законами или законами безопасности, но часто это связано с материальными затратами и (или) значительной потерей информации.
Опыт всей человеческой деятельности учит — в этих ситуациях необходимо экспериментировать не над объектом интереса или системой, а над их моделями. [8, c. 32]
Истоки системного подхода к изучению внешнего мира уходят корнями в древние времена. Неявно они были восприняты и широко использовались в древней науке, хотя термин «система» появился намного позже.
Настоящий прорыв в области системных исследований появился после второй мировой войны, когда появилось мощное системное движение, которое способствовало реализации идей, принципов и методов системных исследований не только в науке, но и в социально-экономических и гуманитарных науках.
Системный подход способствовал тому, что каждая наука рассматривалась как предмет изучения систем определенного типа, взаимодействующих с другими системами. Согласно новому подходу, мир предстал в форме огромного разнообразия систем разного специфического содержания и сообщества, объединенных в единое целое, называемое Вселенной.
Системный подход характеризуется целостным рассмотрением, установления взаимодействия составных частей или элементов вместе, неприводимости свойств целого к свойствам деталей.
Наиболее согласованным определением является следующее определение системы:
«Система — это совокупность элементов, которые находятся в отношениях и связаны друг с другом, образуя определенную целостность».
Структура системы характеризуется компонентами, из которых она сформирована.
Эти компоненты: подсистемы, части или элементы системы — в зависимости от того, какие единицы обеспечивают основу для разделения.
Подсистемы являются частями системы, которые обладают определенной автономией, но в то же время подчинены системе и контролируются ею.
Обычно они различаются в специально организованных системах, которые называются иерархическими.
Структура системы — это совокупность тех специфических взаимосвязей и взаимодействий, благодаря которым возникают новые интегральные свойства, которые присущи только системе и отсутствуют в ее отдельных компонентах.
В западной литературе такие свойства называются эмерджентными, т.е. возникающими в результате взаимодействия и присущими только системам.
В зависимости от специфики взаимодействия компонентов выделяют следующие типы систем: электромагнитные, атомные, ядерные, химические, биологические и социальные.
Внутри этих типов можно, в свою очередь, рассмотреть отдельные типы систем.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы