Философия Эссе Гуманитарные науки

Эссе на тему Школа скептиков

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Введение:

 

Скептицизм как отдельное философское направление и отдельная философская школа появился в античности – в Древней Греции. Такой скептицизм также принято называть «классическим».
Само слово «скептик» в переводе с древнегреческого языка означает «склонный к рассматриванию, обдумыванию, взвешиванию, сосредоточению внимания на чем-либо», и в данном плане скептик — это всего лишь рассматривающий, обдумывающий, размышляющий, ищущий». Как мы видим из этого определения, оно не соответствует традиционному расхожему представлению о скептике как о человеке, который отвергает любые идеи как ложные и несостоятельные, которые не верит никому и ни во что. Ведь обдумывающий и ищущий человек – это не ниспровергающий авторитеты и все отрицающий человек. Несомненно, скептик во все сомневается – так он ищет истину. Таким образом, скептицизм как философское направление представляет собой стратегию сомнения во всем в ходе поиска истины. Это позволяло философам не допускать безусловного принятия любого утверждения, т.к. любое утверждение может оказаться ложным.
В исследовательской литературе широко распространено представление о скептицизме как об отрицательном догматизме. Несомненно, в некоторой степени скептицизм схож и с релятивизмом, и с агностицизмом, но ни то, ни другое направление не содержат в себе специфических особенностей направления скептицизма, что делает скептицизм отдельным философским учением [9].
В рамках нашего исследования мы рассмотрим основные этапы развития скептицизма в рамках философии Древней Греции и постараемся выделить отличительные черты скептицизма как философского направления.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Скептицизм представляет собой третье основное направление философии эпохи эллинизма. Как учение скептицизм просуществовал с конца IV в. до н.э. по III в. н.э.
На основании учения Гераклита о текучести и изменчивости мира, с отсутствием в нем четкой определенности, скептики утверждают, что достижение объективного знания о мире не представляется возможным. Таким образом, невозможно и рациональное обоснование требований к нормам человеческого поведения.
В рамках философии скептицизма основная правильная стратегия поведения заключается в воздержанности от любых суждений и в стремлении достичь атараксии. Тем не менее, такое представление остается в границах идеального, в то время как в реальности человек не может жить в бездействии и молчании. Для этого скептики разработали концепцию, согласно которой подлинно мудрый человек, стремящийся к атараксии будет жить в соответствии с требованиями законов и обычаев, согласно правилам благоразумия, без привязанности, однако, к каким-либо твердым внутренним убеждениям.
На протяжении развития философии скептицизма от учения Пиррона до его переосмысления Секстом Эмпириком скептицизм в целом сохраняет свои исходные представления, но на протяжении эволюции все же претерпел определенные изменения.
В целом, в классическом античном скептицизме мы можем выделить следующие основные положения:
1. Мир отличается текучестью, у него нет четкого смысла и определенности.
Скептики избегали необходимости выносить свою оценку чего-либо – вещи, субъекта, явления и т.д., но стремились жить, как им хочется. Скептик находится в непрерывном поиске истины, но знает, что ввиду особенностей человеческого сознания такой поиск никогда не приведет к желаемому результату. Бытие для скептиков реализуется во всем своем многообразии и текучести, что для них означает отсутствие устойчивого смысла как такового.
2. Любое утверждение представляет собой также и отрицание.
С точки зрения классического скептицизма, познаваемость жизни не представляется возможной. В то же время, чтобы сохранить внутреннее спокойствие, человек должен разделять скептический взгляд на жизнь.
3. Молчание представляет собой основу философии скептицизма.
Для скептика молчание – ответ на любой вопрос. Посредством воздержания от суждения, скептику удается сохранять невозмутимость. Считается, что молчание – не отсутствие мысли, а сознательный ответ.
4. Следование миру «явлений».
Ввиду того, что мир отличается своей текучестью, человек имеет право жить так, как ему хочется, принимая жизнь такой, какая она есть. Скептики утверждали, что человек, который смог многое понять, не может придерживаться только одной-единственной точки зрения, поскольку и в одной, и в другой точке зрения на одну и ту же проблему видит здравую рациональную основу.
По сути, классический скептицизм представляет собой нетрадиционное философское учение, которое сомневается во всех явлениях мира, а также и в собственных принципах. Скептицизм — диалектичное взаимодействие изостении и феноменализма, парадоксальное объединение, на первый взгляд, несовместимого, или вечно ищущее, никогда не удовлетворенное, ни на чем окончательно не останавливающееся и масштабное философское мышление. Скептицизм, значение которого в философии довольно трудно переоценить, должен являться, на наш взгляд, одной из приоритетных тем историко-философской науки, поскольку он представляет собой не фрагмент философского мышления, но один из его наиболее принципиальных и характерных параметров.

 

Фрагмент текста работы:

 

Основная часть
Необходимо подчеркнуть, что древнегреческий скептицизм стал реакцией на определенный метафизический догматизм, свойственный философам предшествующих школ. Сам по себе скептицизм прошел несколько этапов на пути своего становления и развития. В рамках развития скептицизма можно выделить три этапа, которые будут последовательно рассмотрены в рамках исследования [1].
Пиррон и школа скептицизма
Философа Пиррона считают основателем и родоначальником древнегреческого скептицизма. Он утверждал, что в реальном мире ни один объект не является ни ужасным, ни прекрасным, и ни одно явление не справедливо, ни несправедливо. По сути, все в мире одинаково в себе. Неодинаковость обуславливается исключительно устоявшимися обычаями и произвольными человеческими установками [3]. Следовательно, эти обычаи и установки удерживают человека от подлинного понимания вещей. И если понять вещи нельзя, то следует воздерживать от любых суждений. Главным философским методом Пиррон называл атараксию – безмятежность и невозмутимость [3].
Последователи и ученики Пиррона ставили под сомнение тезисы философов других школ, но сами не выдвигали тезисов [2]. Они сомневались в истинности любого результата знания, ведь такой результат был получен через призму чувств человека, либо он обусловлен обычаем и общей договоренностью, как такой результат следует воспринимать. Таким образом, по мнению стоиков, на любое утверждение можно выдвинуть другое утверждение, полностью его опровергающее. По этой причине наилучшее решение – стремиться достигнуть атараксии и ощутить максимальное счастье. Примером такой атараксии служит рассказ Пиррона о свинье, которая ела корм во время шторма на корабле – т.е., она оставалась невозмутима [3]
Отметим также, что принципы скептицизма Пиррона, помимо концепции атараксии, заложили основы понятий «воздержания» (от суждения) и «безразличия» (к суждениям), основанного на «бесстрастии» к окружающему миру.

 

Содержание:

 

Введение 3
1 Пиррон как основатель скептицизма. Философия Тимона 4
2 Скептицизм в трудах Энесидема 7
3 Агриппа как представитель скептицизма 10
4 «Диалектическая стратегия» Секста Эмпирика в скептицизме 11
Заключение 12
Список используемой литературы 13

  

Введение:

 

Философия решает многие важные вопросы, которые имеют отношение к сущности того или иного общества, взаимодействия его сфер и социальных институтов. Философия играет важную роль в историческом процессе. С этими процессами сталкиваются и другие науки, такие, как экономика, социология, политология, социальная психология и пр. Представители рассмотренных выше наук постоянно обращаются к философии, что позволяет им находить решение важных вопросов.
Предмет философии в процессе исторического развития меняется, в зависимости от развития общества, культуры, науки и философии. Каждая философская система определяла по-своему предмет, задачи и сущность философии.
Все философы пытались реформировать философию. Например, античная философия характеризуется определенным отношением человека к миру, пассивно-созерцательным отношением к действительности. Критикуется мифология, создается основа для мыслительного процесса. Философы начинают искать первоосновы мира, появляются такие понятия, как хаос и космос, душа, материя, ум, идея.
Особенностью современной философии является ее антиидеологичность. Современные философы – против любой идеологии как способа легко и поверхностно объяснить мир и социум, индивида и отношения между людьми. Поэтому и стиль философствования меняется. Сейчас актуален не монолог автора, а диалог между автором и читателем. Здесь очень важным аспектом является воображение читателя, его интуиция. Только в таком диалоге можно вызвать читателя на раскрытие себя, познание философского произведения [5].
Целью данной работы является рассмотрение школы скептиков.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Основателем скептицизма являлся Пиррон из Элиды на Пелопоннесе. На философию Пиррона оказало влияние учение Демокрита как первоисточник, и учение Анаксарха. Есть сведения, что Пиррон принимал участие в походе в Азию Александра Македонского, что философ был знаком с аскетами из Индии. Обучался Пиррон в Элиде. Труды и произведения не писал, а только ограничился устным изложением учения скептицизма и не оставил после себя сочинений.
Сам термин скептицизм происходит от греческого, который означает «озираться», «осматриваться», «взвешивать», «быть в нерешительности». Последняя трактовка и легла в основу названия школы, поскольку для скептицизма Античности было специфично не догматическое отрицание возможности познания, а воздержание от решительных и окончательных высказываний [2].
Причины, по мнению Энесидема – это то, благодаря чему происходит любое действие. Виды причин:
1) «содержащие в себе», при существовании которых действие ликвидируется; например, затягивание веревкой – причина задушения;
2) «сопричинные», то есть те, что вносят для реализации действия равную с другим сопричинением силу.
3) «содействующие», то есть те, что вносят с собой силу, облегчающую реализацию действия.
После Энесидема влиятельным представителем скептицизма был Агриппа, который присоединил в десяти анесидемовским «тропам» пять новых.
Так, Агриппа добавил, что важно воздерживаться из понятия о противоречии. Признается существование неразрешимого спора о каждой обсуждаемой вещи как в жизни, так и в среде философов.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 Пиррон как основатель скептицизма. Философия Тимона
Основателем скептицизма являлся Пиррон из Элиды на Пелопоннесе. На философию Пиррона оказало влияние учение Демокрита как первоисточник, и учение Анаксарха. Есть сведения, что Пиррон принимал участие в походе в Азию Александра Македонского, что философ был знаком с аскетами из Индии. Обучался Пиррон в Элиде. Труды и произведения не писал, а только ограничился устным изложением учения скептицизма и не оставил после себя сочинений.
Идеи пирронизма легко установить, поскольку следующая концепция скептицизма уже приписывала Пиррону положения, которые говорят о принадлежности его концепции к скептицизму.
Сам термин скептицизм происходит от греческого, который означает «озираться», «осматриваться», «взвешивать», «быть в нерешительности». Последняя трактовка и легла в основу названия школы, поскольку для скептицизма Античности было специфично не догматическое отрицание возможности познания, а воздержание от решительных и окончательных высказываний [2].
Инициировало формирование и появление скептицизма социальное и политическое состояние в греческом обществе того времени – IV и III вв. до н.э.
Интерес к теории, анализу картины миры, природы существующего в нем человека, к физике и космологии, астрономии практически сводится к нулю. Философия в это время интересуется только тем, что такое и как существует мир, как в нем нужно жить, чтобы избежать угрожающих со всех сторон бед и опасностей.
Если ранее философ представал как созерцатель, то теперь он становится ученым, мудрецом счастья. Философия теперь призвана освободить человека от бед, опасностей, от ненадежности, обманчивости, страха и волнений. Пиррон говорит о философе как о том, кто стремится к счастью. Последнее состоит не только в невозмутимости страданий. Желающий обрести счастье отвечает на три вопроса:
1) Из чего состоят вещи?;
2) Как люди должны относиться к вещам?;
3) Какой итог и выгоду человек получает из этого отношения к вещам?
Пиррон говорит о том, что на первый вопрос человек не может получить ответа. Поэтому ничто не может быть названо прекрасным или безобразным, справедливым или несправедливым. Нельзя чему-то приписать истинность, а чему-то – ложность. Всякое утверждение может быть доказано обратно.
Так Пиррон приходит к ответу на второй вопрос. Единственным способом отношения к вещам у философа является воздержание от каких бы то ни было суждений о них. Это воздержание не означает, что для людей не существует ничего достоверного.
Получается, что скептицизм Пиррона – это совершенный агностицизм, то есть когда безусловно достоверными являются для человека чувственные восприятия и эмоции, так как мы рассматриваем их как явления. Если, например, что-то кажется мне горьким или сладким, то суждение «это кажется мне горьким или сладким» будет истинным. Заблуждение формируется там, где высказывающей суждение пытается от кажущегося заключать к тому, что есть по истине. Ошибка будет совершена тем, кто утверждает, что вещь не только кажется ему горькой или сладкой, а потому, что они по истине такова, какая она ему кажется.
Так Пиррон переходит к третьему вопросу. Итог, выгода воздержания от суждений об истинности природы вещей – это невозмутимость, в которой скептики видят высшую природу счастья.
Но воздержание от суждений догматического характера не означает полной практической бездеятельности философа. Человек должен действовать. Философ же скептик, принимая к руководству образ жизни, который присущ гражданину его страны, не придает своему образу мыслей и действиям значения истинности.
Следующая литература античности сохранила большое количество рассказов и легенд о Пирроне, о его убежденности в своей философии, о стойкости характера и невозмутимости [8].
Последователем Пиррона являлся Тимон, автор большого количества поэтических и прозаических сочинений. Тимон запомнился как автор трех кних сатирических стихотворений – пародий, автор трагедий и комедий. Предполагается, что Тимон был не только философом, но и врачом.
Тимон рассматривал главным вопросом философии практический – важность человеческого поведения, рассуждал о высшем блаженстве. Тимон не был чужд практическому цинизму и грубости и входит в историю как первый сторонник основ пирронизма. В теории познания Тимон продолжает идеи Пиррона, проводя разницу между вещью и способом, при помощи которого вещь открывается человеческим чувствам.
Основу познания философ видел только в непосредственной неощутимости восприятия чувствами. Тимон также продолжает идеи Пиррона о воздержании от суждений о внутренней природе вещей.
Концепция скептицизма прекращает свое развитие, ненадолго, после смерти Тимона. Вполне возможно, концепция продолжала развиваться в Александрии. Но возобновление скептицизма происходит в трудах Гераклита и Сарпедона.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы