Эссе на тему Семиотика и ее разделы: проблемы и перспективы для российских предприятий (одной какой-то организации)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Фрагмент текста работы:
-
История семиотика
Семиотика считалась в некотором роде развитым направлением научных исследований еще в средневековой философии. В то время самым полныи трудом по семиотики считалась книга Дж. Поинсота (известна другая транслитерация фамилии — Пойнс, Пуансот) «Трактат о знаках», написанная в 1632 г. Однако особого резонанса в научном мире в то время эта работа не вызвала. Наконец, еще не было и семиотики как таковой, потому что сам этот термин был введен в оборот чуть позже.
Основателем семиотики как науки считают Дж. Локка (1632-1704), именно он первым сформулировал понятие «семиотика» как учение о знаках [1, с. 199]. Это учение ставило задачу рассмотреть природу знаков, которыми пользуется человек для понимания вещей или для передачи своих знаний о вещах другим. Самым распространенным знаком Локк считал слово, но он не видел между словами и их значениями естественной связи, считая, что значение абсолютно произвольное, зависящее от ситуации. Будучи такими «произвольными знаками», слова, по его мнению — не частная собственность кого-то одного, а общее средство обмена и общения, поэтому никто не может по своему усмотрению менять ни их чеканку, под которой они вошли в обращение, ни идеи, к которым они прикреплены» [1, с. 265].
Почти в течение двухсот лет после Локка семиотика так и не получила существенного развития. Однако за это время в контексте общей науки семиотики развилось несколько направлений. Наиболее отчетливо среди них выделяются американское и европейское направления.
Первый из них касается логики знака и его значения; это своеобразная лингвистическая философия с представительским направлением знака. Основным теоретиком этой школы признано американца Ч.С.Пирса (1837-1914), который в основном исследовал категории знаков, и его заслуга — разделение их на культовые, индексные и символические.
Известный активист Общества по изучению поэтического языка (рус. — ОПОЯЗ) и один из инициаторов Пражского лингвистического кружка Р. Якобсон (1896-1982) акцентировал на внутренних, сущностных семиотических свойствах языка по сравнению с другими системами коммуникации [2]. В работе «В поисках сущности языка» [3, с. 111-126] Якобсон один из первых проводит границу между американцем Ч. С. Пирсом, который использовал опыт античных и средневековых логиков в выводе собственной теории семиотики, и европейцем Ф. де Соссюром, который назвал свою научную дисциплину семиологией, ставя перед ней задачи — объяснить не только сущность знаков, но и законы, управляющие ими. А значит, он первым ставит вопрос о различении семиотики и семиологии; при этом больше внимания уделяет анализу «процессуальности» знака, в частности, одобряет соссюривские принципы произвольности знака и линейности определителя, способные определять «весь механизм языка».
То есть можно говорить, что в этот период зарождается новое направление семиотики (европейской), или скорее — «старый» подход приобретает дальнейшее развитие и получает несколько иное название — семиология. Как было сказано, автором этого понятия стал Ф. де Соссюр (1857-1913), который рассматривал язык как общественное явление, связав научную теорию изучения речи с социальной психологией, а значение видел не в отдельных словах, а в сложных системах отношений или структур. Семиологию он определил как промежуточное звено между лингвистикой и психологией, как науку о языке психологии. Однако наибольшее признание ему принесла идея о разделении феномена языка на абстрактную языковую систему (язык как структурированная система знаков) и индивидуальные высказывания, или собственное вещание (конкретное применение абстрактной системы); более того – он применил структурный принцип к индивидуальному знаку, слóву, поделив его на звуковой образ (материальную субстанцию, которую он назвал означающим) и его понятие (или обозначаемое) [4].
Современные исследователи считают, что семиотика является наиболее оформленной частью новых системно-структурных исследований, ведь она содержит не только формализованную часть (абстрактная семиотика), но и широкое поле наблюдения за фактами, где рассматривает все явления культуры как знаковые системы и феномены языка (семиология). Собственно семиотика способна выработать новые подходы к изучению и пониманию универсальных знаковых конструкций, лежащих в основе информационных моделей как целостных знаковых систем, которыми пользуется мировое сообщество.