Эссе Педагогика/Психология Психология мышления

Эссе на тему Сеченов И.М. Элементы мысли

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Основная часть 4
Заключение 8
Список использованной литературы 9

  

Введение:

 

В книге «Элементы мысли» представлены избранные работы выдающегося русского физиолога и психолога Ивана Михайловича Сеченова (1829-1905). Кроме классического труда «Рефлексы головного мозга» (1863), открывшего эру объективной психологии, в книгу вошли поздние работы ученого, в которых он обращается к психофизиологии и теории познания, анализируя широчайший спектр явлений — от бессознательных реакций у животных до высших форм восприятия у человека. К. А. Тимирязев, говоря о невероятной широте диапазона интересов своего учителя и значительности его вклада в отечественную науку, отмечал: «Если прибавить к этому блестящую, замечательно простую, ясную форму, в которую он облекал свои мысли, то станет понятно то широкое влияние, которое он оказал на русскую науку, на русскую мысль даже далеко за пределами своей аудитории и своей специальности».
«Элементы мысли» И.М. Сеченова представляют собой сборник статей, посвященных исследованию психики человека и ее взаимосвязи с внешним миром.
Центральное место в книге занимает непосредственно работа «Элементы мысли», в которой автор ставит задачу проследить развитие сложных психических форм из элементарных, а также объяснить развитие познавательной деятельности органов чувств, исходя из эволюционного учения, из принципа адаптации организма к внешней среде.
Целью работы является охарактеризовать работу И.М.Сеченова «Элементы мысли».

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Определив сущность мышления, Сеченов затем дает анализ его природы. Приступая к решению данного вопроса, Сеченов дает критику сенсуализма (он имеет в виду материалистическое направление сенсуализма) и идеализма как двух противоположных направлений в толковании природы мышления. И тем, и другим, говорит исследователь, не хватало исторического подхода к явлениям мыслительной деятельности. У сенсуалистов это проявилось в игнорировании роли врожденных факторов, в игнорировании того факта, что в процессе индивидуальной жизни организма его нервная система претерпевает ряд существенных изменений под влиянием условий внешней среды.
В формировании мышления индивида, говорит Сеченов, значительную роль играют врожденные факторы: определенное строение нервной системы, строение органов чувств, врожденная способность нервной системы определенным образом изменяться под влиянием внешних условий. Эта сторона учения Сеченова о мыслительной деятельности имеет очень большое значение для марксо-ленинской теории познания и для психологии. Общеизвестно, что классики марксизма, особенно при критике недостатков созерцательного материализма, подчеркивали роль родового опыта в познании окружающей действительности: «Современное естествознание, — говорит Энгельс, — признает наследственность приобретенных свойств и этим расширяет субъект опыта, распространяя его с индивида на род».
Но этот опыт фиксируется не в виде врожденных идей, как у Декарта, или категорий рассудка, как у Канта, а в виде определенного строения нервной организации. Большой заслугой Сеченова было то, что он первый как естествоиспытатель и последовательный материалист взялся за освещение этой стороны проблемы мышления.

   

Фрагмент текста работы:

 

Основная часть

История не должна быть бесследной, так как прошлое всегда в настоящем, а настоящее, конечно, неизбежно является составной частью будущего. Прочные знание основных понятий может и, наверное, предостережет нас от повторения ошибок и неправильных суждений, которые свойственные мыслителям прошлого.
Характеризуя в целом психологические взгляды Сеченова, в первую очередь стоит обратить внимание на то, что основой их является учение о рефлексе, как единственном механизме нервной деятельности. Вся многообразная деятельность нервной системы, начиная от простейшей реакции организма на внешний раздражитель и кончая сложнейшими проявлениями психической жизни, осуществляется по типу рефлекса.
Это исходное положение имеет решающее значение для понимания действительной природы всех явлений психической жизни, в том числе и мышления. Здесь необходимо отметить, что важнейшее значение для понимания психологического учения Сеченова имеют его взгляды на природу рефлекса.
Рассматривая рефлекс как единственный механизм связи организма со средой, Сеченов не упрощал его природы, не сводил рефлексы к уровню только нервно-мышечных реакций, как это делают в наши дни бихевиористы.
Так, например, выделяют следующие уровни сознания человека
1й уровень сознания – тело и инстинкты
Это уровень грубого материалиста, живущего преимущественно животными потребностями. Вкусная калорийная еда, большой безопасный дом, удобство существования для человека на этом уровне сознания будут главными целями в жизни. Здесь человеческое сознание находится на уровне близком к животному. Однако человек всегда обладает возможностью эволюционировать и подняться на уровень выше. У животного такого выбора нет.
Инстинкты – это сознание природы, обеспечивающие выживание видов в условиях дикой среды. Сознание этого уровня реальности не разделено пока на общечеловеческие частности, здесь нет морали, строгости или милосердия. Здесь имеет место быть сплошная рациональность: одни умирают ради жизни других. Но и другие однажды станут кому-то пищей.
Если Абсолют – начало пути от идеи к материализации, то земной мир – начало души на обратном пути: от материи к духу.
2й уровень сознания — эмоционально-чувственный
Здесь появляются желания, обусловленные в основном инстинктами. Вредная еда содержит много энергии и потому ее хочется есть. Желание уважения и признания вызвано стремлением заполучить достойного партнера, и оставить здоровое потомство.
Эмоции – это реакция на реализацию или нереализацию желания. Когда действительность не совпадает с нашими ожиданиями, мы испытываем огорчение, досаду. Конечно, каждый по-разному будет переживать одну и ту же ситуацию. Кто-то очень раним и эмоционален, кто-то напротив холоден и рационален. Это будет зависеть от индивидуальных склонностей личности, изучением которых занимается психология, астрология, нумерология, хиромантия…[1].
Для человека, чье сознание находится по большей части на уровне эмоций, желания будут иметь главный приоритет в принятии решений. Такие личности обычно руководствуются простым алгоритмом: «нравится – не нравится», «приятно – неприятно», «хочу – не хочу». Это уровень сознания детей, чей интеллект и мировоззрение еще только в процессе формирования и развития.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы