Эссе на тему «Сакральное» и «профанное» в повести Д. Хармса «Старуха»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Фрагмент текста работы:
Прежде всего, определимся, что понимается под сакральным и профанным и как это может интерпретироваться в хармсовском тексте. Большинство словарей определяют сакральное как нечто священное, божественное; профанное трактуется в справочных изданиях как мирское, грешное. По сути, сакральное и профанное — это две грани одной поверхности, они противопоставляются друг другу, но существовать одна без другой не могут. Профанное включает в себя отношения человека с системой его непосредственной материальной жизнедеятельности, т.е. повседневными вещами и обстоятельствами, в которых человек остается наедине сам с собой, со своими интересами и потребностя¬ми.
Теперь проанализируем, как представлено сакральное и профанное в повести Д. Хармса «Старуха».
Повествование начинается с необъяснимого появления старухи и завершается ее вне¬запным исчезновением. Старуха-посланец как бы репрезентирует власть автора над героем. Вместе с тем старуха — угроза для жизни героя, которая ставит его в затруднительное положение, мешает его личному счастью (из-за нее он не может назначить свидание в собственной квартире). Старухе противостоит встреченная в булочной милая дама. Они схожим образом попадают в жизнь героя, но оказыва-ются представительницами разных миров. Если старуха является женским нача¬лом в реальной жизни героя, то дама в булочной — идеальная Прекрасная дама в создаваемой им текстовой реальности. Примечательно, что именно разговор с этой дамой отличается подчеркнутым настоящим временем, как в драматургическом диалоге [1, с. 303]. Выйдя на улицу с чемоданом, в котором находится труп старухи, он не может окликнуть милую даму, равно как ранее не мог пригласить ее к себе из-за находившегося в доме тела старухи. Учитывая все эти сюжетные коллизии, можно сказать, что эпизод с милой дамой можно понять как аллегорию творчест¬ва, которое требует пожертвовать собственным счастьем в реальном мире.
Покинув квартиру, герой рассказывает о том, что там произошло. По¬добная нарративная ситуация возможна только при условии изменения статуса героя — его превращения во всезнающего автора. Это подтверждает следующий эпизод: Сакердон Михайлович срывает с окна занавеску, чтобы снять с плиты кастрюльку (субститут циферблата с пересекающей его прямой линией), от кото¬рой с треском отскакивала эмаль (семантика нарушения status quo) [2]. Значит, ге¬рой мог заглянуть в квартиру с улицы, так как занавеска уже была сорвана с окна. Срывание занавески с окна, этот совсем незначительный случай, служит важным событием, которое, открывая несовершенному герою возможность нового видения, трансцендирует его к кругозору всезнающего автора. И в этом смысле его можно назвать чудом. И именно чудо сакрально. Все же, что происходит вокруг чуда – есть профанное.