Эссе Педагогика/Психология Психология мышления

Эссе на тему Рубенштейн С.Л. О мышления и путях его исследования

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Основная часть 4
Заключение 8
Список использованной литературы 9

 

  

Введение:

 

Сергей Леонидович Рубинштейн — выдающийся психолог и философ — открыл принципиально новые и весьма перспективные пути в развитии психологической науки и философии. В XX столетии именно он стал основоположником наиболее глубоко разработанной философско-психологической теории деятельности.
Свою книгу «О мышлении и путях его исследования» С.Л Рубинштейн начинает словами о том, что теория любых явлений, психических в том числе, ставит себе задачу вскрыть законы, управляющие этими явлениями. В основе каждой теории поэтому лежит то или иное понимание детерминации соответствующих явлений. Выступая против механистического понимания детерминизма просто как внешнего толчка, он полагает, что формула закона должна определенным образом соотнести внешние причины и внутренние условия. Только посредством такой формулы можно определить закономерность любых явлений.
Поэтому феномену инсайта («догадки», внезапного озарения, мгновение которого в принципе невозможно прогнозировать) С Л. Рубинштейн придавал особое, принципиальное значение, справедливо рассматривая его как излюбленное пристанище индетерминизма. Это объясняется тем, что инсайт традиционно рассматривался как явление, не обусловленное предшествующим ему ходом мысли.
Психологическое исследование мышления, естественно, зависит от общей психологической концепции. Исходное положение той психологической концепции, из которой мы исходим, можно сформулировать следующим образом: основным способом существования психического является его существование в качестве процесса или деятельности.
Целью работы является охарактеризовать основные аспекты монографии С.Л. Рубинштейна «О мышления и путях его исследования».

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Мышление является высшей психической функцией – это очень сложное и многостороннее явление, поэтому существуют различные точки зрения на его определение.
К примеру, С.Л. Рубинштейн, выдвигал тезис о едином и неделимом мышлении, он условно считал возможным выделять внутри этого явления, наглядное мышление и теоретическое мышление.
Кроме того, он подчеркивал, что теоретическое мышление относится к высокому уровню мышления, «наглядное мышление и мышление отвлеченно-теоретическое многообразными способами переходят друг в друга», и что различие между ними относительное – «оно не означает внешней полярности » [1].
Монография актуальна, так как практическое мышление сегодня не случайно привлекает внимание исследователей. При описании и анализе большинства профессий их мыслительный компонент, как правило, оказывается в центре, но исследователям всякий раз снова приходится определять специфику и характер связи интеллектуальных компонентов с профессиональной деятельностью. В общепсихологическом плане эти и многие другие проблемы практического мышления остаются нерешенными или неразработанными. Мы являемся свидетелями возникновения множества «особых мышлений», имеющих свою специфику: клиническое, музыкальное, операторское, диагностическое, юридическое, экономическое, а также мышление рабочего, спортсмена, руководителя и т. д.
Все еще не полностью преодолен разрыв между психологией мышления и задачами производства, прикладными психологическими исследованиями. В связи с этим необходима дальнейшая разработка вопросов практического мышления, которыми в свое время также занимался С. Л. Рубинштейн.

   

Фрагмент текста работы:

 

Основная часть
С.Л.Рубинштейн в своей монографии отмечает, что мы стремимся повсюду исходить, из объективно контролируемых «внешних» фактов, но видим задачу психологического исследования в том, чтобы вскрыть и внутренние условия, и закономерности того скрытого, непосредственно не выступающего процесса, который к ним приводят [1].
Проблема единства мышления является одной из центральных для Рубинштейна. По его мнению, нет и не может быть двух разных механизмов мышления. И свою задачу ученый видит в том, чтобы построить теорию единого мышления, имеющего различные виды, формы и проявления. Между тем в 20-е и 30-е годы практическое мышление в ряде работ противопоставлялось теоретическому.
Два основных положения, определяющие наш подход к проблеме мышления, — это диалектико — материалистический принцип детерминизма и положение о процессе мышления как исходном предмете психологического исследования.
Правильное понимание положения о мышлении как процессе предполагает, что мышление понимается «как деятельность» субъекта, взаимодействующего с объективным миром. Мышление потому и является процессом, что оно есть непрерывное взаимодействие человека с объектом. Каждый акт мысли меняет соотношение субъекта и объекта; каждый акт мысли вызывает изменение проблемной ситуации, а всякое изменение проблемной ситуации вызывает дальнейшее движение мысли. Изучение процесса мышления — это, собственно, изучение процессуального хода и состава мыслительной деятельности человека как ее субъекта [1].
Личность опирается на условия, проводит сравнительный анализ. Главная задача индивида – это сравнить себя с установленными нормами и найти место в жизни. При этом социум заинтересован в развитии индивида. Но, человек самостоятельно создает условия для получения профессиональных навыков, формирует семейные отношения, заводит социальные связи. Из этого выходит основная мысль. Необходимо осознать жизненный путь как проблему, не допуская стихийного развития, а подключая усилия и ум. Жизненный путь личности По мнению последнего автора, жизненный путь представляет структуру, складывающуюся из трех составляющих: жизненной позиции – выбор человека как вести свою жизнь, который отображается на жизненных проявлениях; жизненной линии – возможности и потенциал людей, которые зарождаются в настоящем и переходят в будущее; смысла жизни – включает осознание конкретной личностью жизни, как целостной машины.
На жизненный сценарий влияют возрастные ожидания. Человек подстраивается под установленные нормы, иногда отклоняется от них. Изменения, касающиеся опережения следующего возрастного этапа вызывают у окружающих восхищение. Таким образом, личность завоевывает авторитет. В свою очередь отставание от возрастных установок вызывает у общественности негативные эмоции. Человек реагирует на такие осуждения болезненно. Из этого видна прямая связь, как влияет возраст индивида на жизненный путь личности. Жизненный путь личности Осталось выяснить, какой возраст рассматривается при притягивании личности к социальным нормам. Существуют следующие понятия: Биологический возраст. Не всегда совпадает с цифрой в паспорте. Для определения берется состояние здоровья человека, учитывается, как протекает обмен веществ. Полученные данные сравнивают со среднестатистическими показателями схожего индивида.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы