Эссе на тему Роль педагога в формировании познавательной мотивации.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение:
Заключение:
Фрагмент текста работы:
Роль
педагога в формировании познавательной мотивации.
Альберт Энштейн говорил: «Я никогда не учу своих учеников. Я только даю им
условия, при которых они могут сами учиться». При этом его ученики достигали
абсолютно разных результатов. Даже спустя сотни лет, ничего не меняется. На
сегодняшний день в среднестатистическом классе в 25-30 учеников, практически ни
у кого не будет одинаковых результатов обучения несмотря на то, что все учатся
в одном классе, по одной программе и у одного учителя. Дело в том, что помимо
исходных внешних факторов (место, кто учит, чему учит), есть ещё один ряд
факторов, зависящих только от ученика. Это и изначальный уровень знаний и
компетенций, и его мотивация к обучению и т.д..
«Современная парадигма образования ориентируется на целостное развитие
человека как активного субъекта деятельности и общения на протяжении всей его
жизни, на повышение возможностей адаптации в быстроменяющимся мире.» [1] (Н.М. Борытко, Н.К.
Сергеев). [2]Учебная деятельность –
сложный процесс, в котором отдельному вниманию следует выделить такой
компонент, как мотивация.
В отечественной психологии и педагогике мотивацию в обучении рассматривали
многие исследователи М.А. Данилова, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и т.д. В
их трудах были разработаны общие педагогические положения формирования
мотивации учения Школьников в системе всестороннего развития личности. О теоретических основах строения и развитии
мотивации в системе личности представлены в работе таких психологов, как Л. И.
Божович, А. Н. Леонтьева. Из зарубежных исследователей за их вклад в теоретические
аспекты мотивации стоит выделить Б. Вайнера, Д. Брунера, Т. Новацкого, Х.
Хеккхаузена и других.
Перед современным педагогом стоит важнейшая задача не просто передать багаж
знаний, но и заинтересовать учеников. Для того, чтобы сформировать мотивацию к
обучению, недостаточно просто владеть материалом и «сухо» его воспроизводить.
Учитель должен выстроить траекторию обучения таким образом, чтобы ученики сами
хотели освоить материал. Таким образом, я постараюсь доказать, что педагог
играет большую роль в формировании познавательной мотивации у ученика.
Для того, чтобы обосновать данный тезис, необходимо обратиться к педагогике
и раскрыть понятие познавательной мотивации и подробно изучить данное явление.
Мотивация, как утверждал В.К. Вилюнас, – это совокупная система процессов,
отвечающих за побуждение и деятельность. [3] Мотив — одно из ключевых
понятий психологической теории деятельности, разрабатывавшейся ведущими
советскими психологами А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном. Наиболее простое
определение мотива в рамках этой теории: мотив — это предмет потребности.[4]
Если раскрыть педагогический термину мотивация обучения, то его можно
понять как «Общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся
к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания
образования.» [5]
Для развития учебной мотивации, сначала следует определить её реальный
уровень и сделать вывод о перспективах развития каждого ученика и класса в
целом. Выделяют 5 уровней учебной мотивации:
· Первый уровень – самый высокий уровень учебной и познавательной активности[6]. У таких учеников есть
желание и стремление к обучению, к выполнению школьных требований. Они сильно
переживают из-за оценок;
· Второй уровень – хороший уровень учебной мотивации. Такие ученики обладают
высокой активностью, они хорошо справляются с учебой;
· Третий уровень мотивации проявляется в положительном отношении к школе.
Таким ученикам интересно в школе благодаря социальной деятельности (им нравится
общаться с друзьями, участвовать во внеурочной деятельности), статуса (им
нравится быть учениками). Однако сам образовательный процесс им не интересен;
· Четвёртый — низкий уровень мотивации. Ученики с такой мотивацией посещают
школу неохотно. На уроках занимаются другими делами (играми, разговаривают и
т.д.);
· Пятый уровень – самый низкий уровень в системе учебной мотивации. Такие
дети испытывают реальные трудности в обучении, постоянно задаются вопросом
«зачем они это делают», часто пропускают занятия или не могут сфокусировать
своё внимание на уроке. Часто школа воспринимается как враждебная среда.
Можно назвать множество причин, от чего зависит уровень учебной мотивации,
но в целом, их можно поделить на две категории: те, которые зависят от ученика
(страх перед школой, непонимания целей обучения, личное отношение к предмету,
умственные навыки ученика и т.д.); и на те, которые не зависят от ученика, т.е.
внешние (место обучения, навыки и мотивация педагога, процессуальный стиль
педагога и т.д.). Конечно, оценка мотивации каждого
ученика — это не просто сухое тестирование и распределение по разным
категориям. После того, как с помощью различных методов будут получены определённые
факты, педагогу важно уметь их правильно трактовать, интерпретировать.
Для этого нужно иметь
некоторые «маркеры», эталоны. Различные особенности учения и мотивации (в том
числе их виды, уровни, этапы качество преподавания и т.д. Образуют как бы
«сетку» параметров, на которые можно [1] Александрова, В. Г. Возрождение духовных
традиций гуманной педагогики [Текст] // Педагогика. — 2008. — № 6. — С. 42 —
47. [2] Учебно-научно-педагогический
комплекс: проблемы и перспективы: Круглый стол // Педагогика. 1996. [3] https://monographies.ru [4] https://ru.wikipedia.org/wiki/Мотивация [5] https://monographies.ru [6] Большаков,
С. В. Куда идешь,человек? : Классный час [Текст] / С. В. Большаков // Классный
руководитель. -2009. — № 2. — С. 27 — 31