Философия Эссе Гуманитарные науки

Эссе на тему Р. Лотце о ценностях

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

1. Введение 3
2. Р. Лотце о ценностях 5
3. Заключение 11
4. Литература 13

  

Введение:

 

Система принятых и сформированных ценностей, а также отношений к ним определяет качественное развитие общества на основе активизации человеческого фактора. Ценности, выступая в роли качественного и незаменимого инструмента социального и культурного регулирования, являются теми самыми промежуточными звеньями, которые крепко и неразрывно связывают поведение человека с другим человеком, обществом, формированием идеалов и принципов.
Доказано, ценности выполняют важные и разносторонние регулятивные функции по отношению к обществу и личности. Данная проблематика выступает важнейшей частью программы регулирования и управления в обществе на этапе его обновления. Такие этапы обновления могут наступить после получения «опыта» революции, кризиса, межнациональной и национальной трагедии и т.д. Любой «сильный» опыт толкает человека к переосмыслению или экзистенциальному кризису с последующей переоценкой ценностей.
Проблема ценностей – это вечная проблема, которая существует с тех пор, как появился на свет человек. Она стала междисциплинарной тематикой, которой занимаются: философы, культурологи, психологи, международные экономисты, этологи и другие.
Аксиология – является тем особым разделом в философской мысли, который изучает тему ценности во всех ее направлениях. Название данного направления берет свое начало от древнегреческого слова «αξια» и означает «ценность».
Как замечают исследователи в области истории аксиологии, в линии развития философской мысли, учение о ценностях заняло самостоятельное место и выделилось в отдельный философский раздел во второй половине XIX века, а в научный оборот зарубежной философии было введено в начале ХХ представителем французской философии П. Лапи и представителем немецкой философии Н. Гартманом, однако свои сильные корни аксиологическая проблематика «пускает» еще в далекую древность, в античные времена. Мы можем наблюдать, как истоки теории ценностей достигают философских концепций досократовского периода.
Аксиологическую тематику не пропустили и мудрецы Древнего Востока. Мы можем напомнить, какое сильное значение имеет этология у самого знаменитого философа Конфуция, а этология тесно сопряжена с аксиологией. Также еще один из представителей философской мысли Древнего Китая Мо-Цзы определял высшей ценностью справедливость, ведь именно она приносит людям пользу [4].
Существуют мнения, что помимо П. Лапи и Н. Гартмана аксиологическую проблематику начал подпимать немецкий философ Р.Г. Лотце, которого нам и следует рассмотреть в данной работе.
Свои аксиологические идеи Р. Лотц изложил в работе «Микрокозм. Мысли о естественной истории человечества», находясь под влиянием немецкого философа Иммануила Канта и других.
Новаторство подхода Лотце брало начало из неокантинства и шло в трансцендентальном ключе в чувственно-познаваемых ценностях, между постклассическим и неоклассическом ключах.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Лотце в своей философии открывает для нас мир ценностей. Мир ценностей именно в тот момент, когда идея предметного мира прочно укоренилось середине XIX в.
Мир ценностей стал в оппозицию позитивизму и биологическому детерминизму, которые, как утверждают исследователи, ставили за цель изучение прагматического, научного, физиологического обоснования духовных процессов.
Лотце предложил свое видение и свое своеобразие решения поставленных философских вопросов, мы можем даже сказать, духовных, кризисных вопросов. В первую очередь, он стал вопрошать к вопросу о сущности человека, связаного с понятием «ценности», которому Лотце впервые придал статус философской категории.
Таким образом, философ заявляет, что данное познание не относится к естественно-научному и вряд ли вообще относится к научному познанию. Тут мы можем увидеть намек о разделении «познания», каждая сфера должна иметь свое предметное поле, каждая наука должна иметь свой объект и предмет. Наука не может исследовать духовный мир человека, а духовный мир не можем исследовать физический.
Итак, Р. Лотце. глубоко и сильно чувствует значение духовной жизни во Вселенной и в современном ему мире.
Лотце понимает, что самые «высокие» понятия, которые существуют в этом мире, для нас связаны с духовным развитием и с нашими идеалами. И в то же время философ убежден, что система механических причин и законов необходима для осуществления даже самых высоких идеалов. Это связано с существованием земного и духовного миров.
Система Лотце, как мы можем подытожить, ставила свою задачу во внедрение мысли о возможном и должном соединении двух направлений мысли середины XIX.
Он соединил механическое объяснение мира и идеальное его истолкования мировой жизни. Как говорил сам философ «Начало метафизики не в ней самой, а в этике». Таким образом, в ценностях, в аксиологии.
А гносеологическая истина концепции Р. Лотце заключается в том, что она раскрывает истинный смысл и назначение бытия.
Дальнейшее развитие аксиология получает в неокантианстве. Развивая идеи Канта и Лотце, представители Баденской школы, как замечают исследователи, придавали понятию ценности статус высшей философской категории, наделяя ее системными смыслообразующими характеристиками.

 

Фрагмент текста работы:

 

Р. Лотце о ценностях

Рудольф Герман Лотце (21 мая 1817 – 1 июля 1881) является представителем немецкой философии, медиком и естествоиспытателем. В своих философских воззрениях относился к спиритуалистам, которые были противопоставлены материалистам, которые считали, что материя первична в отличии от духа.
В начале своего пути, в след за отцом, Р. Лотце занимался изучением медицины в Лейпцигском университете, но в ходе обучения увлекся изучением философских дисциплин. Известно, что он получил докторскую степень по философии ранее, чем доктора медицины. В последующем стал преподавать философию в немецких университетах и публиковаться в заграничных философских журналах. Двойное образование «естественное» и «гуманитарное» оказало значительное влияние на стиль и мышление Лотца. Это можно увидеть по тематике его трудов, но не все были переведены на русский язык.
Основные его работы Р.Г. Лотце: «Микрокосм. Мысли о естественной истории человечества», «Основания психологии», «Система философии», «Микрокосм», «Логика», «Основания практической философии», «Медицинская психология или философия души», «Жизнь и жизненная сила» и другие.
К исследователям учения Р.Г. Лотце мы можем отнести: Ю.В. Шапошникову, Я. Ф. Озе, Д.П. Митрова и других.
Ю.В. Шапошникова, описывая социокультурную ситуацию времени, в которой Р. Лотце начинал работать и писать свои труды, ссылается на другого великого немецкого философа, автора Библии ХХ века Мартина Хайдеггера [5].
Она утверждает, что разрабатываемая тематика Лотце изначально радикально и с трудом выходила на передний план философских исследований. Именно такая ситуация сложилась после смерти последнего представителя Немецкой классической философии Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, ознаменовавшая конец данной эпохи.
Р. Лотце боялся того, каким образом в современном ему мире изменилось отношение понятию и восприятию «человеческого». Его одолевали страхи, что человек может оказаться чуждым сам себе, Другому и космосу. В связи с этим, на передний план его философских исследований выходит изучение и решение данной проблематики. Автор, на наш взгляд, ставил задачу решения и определения места человека, и этом мире, преодолевая кризис, который также образовался и после окончания Немецкой классической философии.
Прежде чем переходить к рассмотрению заглавного понятия «ценность», нам необходимо рассмотреть еще одно центральное понятие – «макрокосм».
Исследователи замечают, что заглавное слово «микрокосм» оказалось там неслучайно. Р.Г. Лотце преследует, а точнее отдает дань давней традиции, дабы подчеркнуть многовековое родство человека и Вселенной. А такое родство видно на протяжении всей истории философии. От античности, через Отцов церкви и до русской религиозной философии. Нам кажется, что данное отношение отлично иллюстрирует и характеризует Лотце как человека, которая данная тематика действительно волновала и он со всей ответственностью подошёл к ее изучению. Преследуя данную традицию именования макрокосма, мы видим, как человек является частью всего сущего. Человек не только биологический продукт, хотя Лотце как медик именно так и мог характеризовать любое живое существо, но нет, человек в его понимании – это как часть вселенной, часть Бога, часть мира.
Только понимание Р. Лотца в отношении микрокосма имеет отличия от своих предшественников. Он становится в оппозицию своим коллегам, которые выискивали, по мнению современных исследователей, нечто таинственное в этом понятии, вместо того, чтобы искать пользу и вред в понимании сущности микрокосма и человека.
Из этого, Ю.В. Шапошникова делает удивительный вывод, о том, что Лотце более не хотел иметь дело со своими коллегами, которые неправильно трактовали «микрокосм» и сам автор хотел отойти от этого термина, но дань традиции не позволила ему этого сделать. Таким образом, приверженность понятию «микрокосм» победила.
Для того, чтобы в полной мере понять идею макроксма в Лотцевской трактовке, нам необходимо взять во внимание и рассмотреть еще один объект – Бога. Понимание Бога приводит к более детальному пониманию макроксма и более детальному пониманию «ценностей».
Бог в представлениях Р. Лотце является не просто божественным Абсолютом, он является личным Богом. Из этого следует, что личное начало уже изначально укоренено в самом мироздании, в самом макрокосме и все процессы, которые происходят изначально являются творениями Бога. Бог есть и бытие, и благо, которое стремится к умножению.
Сейчас мы отдельно рассмотрим божественное творение, а именно человека. Человек в понимании Лотце является уникальным существом, ибо сам подражает Богу, который одновременно есть и бытием, и благом, как мы уже замечали. Такие мотивы отношения человека и Бога напоминают гуманистические идеи прекрасной эпохи Ренессанса, эпохи Возрождения, когда человек понял, что Бог дал им способность к развитию, понимание, что своими умениями и талантами можно быть ближе к Богу. Такое духовное возрождение очень близко и Р. Лотцу, возможно, на него оказали идеи не только Канта, как пишут исследователи, но и, например, Кампанеллы, Альберти и других гуманистов.
Несмотря на такое духовное и возвышенное понимание человека, его сопряженность Богу и это в XIX веке, понимание «природы» у Лотца можно назвать более чем научным. Хотя это не удивительно, учитывая образование Лотце и развитие науки того времени в целом. Нам кажется, что наука достигла того пика, что вера в том, что планета стоит на трех китах или слонах просто не актуальна. Но философу удается соединить научное и духовное мировоззрение, что приводит к гармоничному сосуществованию.
Ученые выделяют такие понятия, которым автор называют природу. «Механизм», «организм», «целое» – это основные понятия, характеризующие, наполняющие дополнительное понимание природы. Механическое понимание природы – это разъяснительное понимание. За ним стоит разъяснение «естественнонаучных» процессов. Современные исследователи утверждают, что защита механического воззрения на природу и их последствия нуждались в особой защите. Но на наш взгляд, сегодня это невозможно. Кризис морали и религии ознаменует духовный кризис, но никак не «научный» или «природный» [3]
Параллельно с механическим мировоззрением на природу развивалось и другое мировоззрение, направление на понимание нашей действительности. Автор дает название как «истолковательное». Напомним, что второе мировозрение называется механическим и знаменует разъяснение. Второе есть идеальное опьянение.
Согласно Лотце, «идеальное толкование» выдвигает всегда на первый план внутреннюю связность и последовательность, «разумный смысл» внешней природы. Грицанов А.А.  замечает, что между двумя этими взглядами Лотце видит не столько борьбу, сколько соответствие друг другу и некую взаимосвязь. «Эстетическое впечатление картины не зависит, конечно, от знания тех приемов, благодаря которым удалось художнику ее выполнить».
Рассмотрев основные философские понятия, составляющие концепции Лотце, мы переходим к пониманию ценностей. Ведь именно человек и есть макрокосм, человек движем Богом и именно он является тем существом, которые вбирает и принимает в себя все ценности.
Ценности не созданы человеком, они не созданы механизмом природы, они не этические нормы, которые создаются каким-то народом, группой лиц или компанией. Ценности существуют сами по себе, и они «раскрываются». Как мир у Кузанского разворачивается из одной точки, также и ценности у Лотце «раскрываются» или развертываются.
Лотце в своей работе разделяет мир ценностей и мир явлений (такое описание аналогично пониманию природы у автора), что соответствует разделению мира на две категории. Согласно автору, нам дан «мир средств» и «мир целей». 
«Ценности» относятся к области проявления идей. Немного напоминает Платоновские мотивы об идеях и царстве идей. А вот второй мир, предметный выступает в данной теории лишь обозначением идеального бытия. Но возникает вопрос «почему идеального?».
Объективность ценности, таким образом, определяется не связью с предметным миром, а с всеобщностью их субъекта как разумного носителя воли, рассуждает Лотце в традициях кантианства. Ценности относятся им к сфере долженствования: «ценностные определения» относятся к тому, «что быть должно», т.е. к миру должного, к миру «идей полноценного, святого, доброго или прекрасного».
Таким образом, трансцендентальные идеи, согласно Р. Лотце, становятся внутренне содержательными.
Бытие ценностей, согласно философу Р. Лотце, обладает тремя важными характеристиками. Бытие ценностей является идеальным, сверхприродным и объективным. Но говоря о воздействии этих самых ценностей на человека, может быть разным.
Самое интересное, что философ дает оценку и «человеческим порывам». Так он пишет о том, что меньшую ценность заслуживают только минутные или случайные состояния, или то, что воздействует на отдельного индивида. 
Наибольшую ценность заслуживает то, что гармонирует с общими и нормальными чертами организации, через которую дух делается свободным к выполнению своего предназначения [1].
А наивысшую ценность заслуживают все действия направленные на поддержание постоянства идеальной души. Но главным условием является отсутствие отклонения от постоянного и «положительного» воздействия на душу [1].
Получается, что ценности – это не просто какие-то абстрактные понятия, которым должны следовать цивилизованные люди. Ценности – это отдельный духовный мир, который воздействует на нас. Основная и идеальная задача – это постоянное воздействие, которое благоприятно действует на нашу душу.
А единство мира земного, механического мира тесно сопряжено с ценностями, которые, согласно Р. Лотце, совмещены в Боге. А мир, дарованый Богу показывается субъекту как мир как осуществление самого по себе в субъективности и как осуществление ценностей.

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы