Эссе на тему Проектирование и проведение современного урока с учетом практического опыта и рекомендаций по инклюзивному образованию детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС на уроках логопеда.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Введение:
Экономическое и социальное развитие общество в России позволяет нам вовлекать в образовательный процесс всё большее количество детей, имеющих те или иные отклонения в развитии и поведении, которое, к тому же, имеет тенденцию к увеличению в процентном отношении в силу ряда факторов, прежде всего экологических. К категории «дети с отклонениями в развитии и поведении» причисляются дети, у которых выявляются особенности в физическом, психологическом или психическом развитии, которая также обозначается, как «дети с ОВЗ».
Заключение:
Таким образом, в силу того, что в современном обществе увеличивается количество детей, в той иной форме имеющих ограниченные возможности здоровья, появилась необходимость создания специализированных методик, предполагающих изменение учебных программ, преимущественно, в части «хактеристика деятельности по формированию УУД» и «характеристика деятельности по формированию предметных умений и навыков» адекватно существующим ограничениям возможностей у детей.
Фрагмент текста работы:
Категории существующих нарушений здоровья у детей с ОВЗ
В силу наличия у данных детей тех или иных физических и/или психических нарушений им требуется для полноценного обучения создание специальных условий. Перечислим основные подобные категории [1, c. 85]:
— расстройства общения и поведения;
— нарушение слуха;
— нарушение зрения;
— речевые дисфункции;
— нарушение опорно-двигательного аппарата;
— умственная отсталость;
— задержка психического развития;
— комплексные нарушения.
Регулярно проводимые психолого-психологические исследования в данном направлении показывают, что из общего числа учащихся по общеобразовательным программам, к сожалению, порядка 20-30% из них не в состоянии по тем или иным причинам освоить изучаемый материал в надлежащем объёме, причём, 70-80% из последних в состоянии учиться по общеобразовательным программам, но только при использовании специализированных методов и форм обучения. Соответственно, образовательные программы, предназначенные для данных категорий детей, содержат некоторые отличия от традиционных образовательных программ, а сам образовательный процесс у подобных детей также имеет несколько другой характер, нежели образовательный процесс у обычных детей того же возраста.
Определение «задержка психического развития» (ЗПР) в медицинских, психологических и, конечно же, в педагогических исследованиях используется применительно к детям, у которых имеет место слабо выраженная органическая или функциональная недостаточность нервной системы. В соответствии с концепцией М.М. Семаго, данная категория детей не являются умственно отсталыми, а также у них не диагностируются какие-либо существенные нарушения зрения, опорно-двигательного аппарата, слуха или речевого аппарата [2, c. 12]. Однако, при задержке психического развития для детей характеры недостаточная целенаправленная деятельность, обусловленная нарушением работоспособности, повышенной истощаемостью и энцефалопатическими расстройствами, а также незрелость сложных форм поведения.
Особенности разработки учебных программ для детей с ОВЗ
При проектировании педагогических процессов, предполагающих работу с детьми с ОВЗ, осуществляется адаптация рабочих программ по соответствующему предмету, которая подразумевает сохранение содержательной части рабочей программы в неизменном или практически в неизменном виде, но, в зависимости от конкретного формата нарушений, пересмотру и обновлению подвергаются такие разделы рабочей программы, как «Характеристика деятельности по формированию УУД», а также «Характеристика деятельности по формированию предметных умений и навыков», в силу того, что данные разделы рабочих программ составляются, исходя из физических и психических возможностей детей, не имеющих отклонений в развитии или проблем со здоровьем, что, соответственно, ни в коей мере не относится к категории «дети с ОВЗ», и соответственно, являются невыполнимыми для них.
Проводимые в данных разделах рабочей программы при работе с детьми с ОВЗ действия по пересмотру, изменению и обновлению должны быть адекватны имеющимся у них нарушениям и могут предусматривать такие меры, как модификация учебного плана и изменения способов и методов подачи дидактической информации, а также возможно предоставление особых условий, в том числе, таких, как изменение организации и формы выполнения учебных и контрольных заданий и способов предоставления результатов, а также пересмотр сроков сдачи. Однако отметим, что подобные меры по модификации для ребёнка рабочей программы требуется вносить в соответствующий ведомый педагогом индивидуальный план учащегося, так как их внедрение в педагогический процесс должно быть обусловлено соответствующими потребностями в них учащихся в силу именно их ограниченных возможностей здоровья [3, c. 68]. Также отметим, что внедрение в образовательный процесс тех или иных изменений должно обязательно согласовываться и с самими учащимися, так как педагог не всегда способен до конца оценить способности и возможности своих учеников..
Наиболее часто применяемые меры по адаптации учебных программ для детей с ОВЗ
Несмотря на то, что, в силу большого количества возможных нарушений по здоровья и их степени, соответственно, оказывающих влияние на способности учеников с ОВЗ к учебной деятельности, существует широкий спектр возможных изменений в образовательный процесс и его модификаций, можно, тем не менее, выделить перечень мер, наиболее часто применяемых в педагогической практике при обучении детей с ОВЗ.
Например, непосредственно по проведению образовательного процесса можно дать следующие рекомендации [4, c. 212]:
— чёткая формулировка даваемых указаний;
— не забывать о принципе последовательности, в том числе, при подаче заданий важна их поэтапность не только при выполнении, но и при разъяснении;
— обучение ребёнка способности к последовательному выполнению получаемых им заданий;
— в случае необходимости, осуществление повторения ребёнку инструкций по выполнению учебных заданий;
— демонстрация сделанных ребёнком заданий.
Также можно отметить, что с такими детьми педагогический процесс может быть видоизменён например, такими мерами, как:
— включение в учебную деятельность перерывов для физической культуры, двигательной активности;
— выделение дополнительного времени в педагогическом процессе в целях обеспечения ученика достаточным для него количеством времени по выполнению задания;
— обозначение более продолжительных сроков выполнения учеником домашнего задания;
— при выполнении заданий на уроках использование специальных методических материалов, представляющих собой тексты с пропущенными буквами, словами, словосочетаниями или предложениями;
— а также рекомендуется предоставлять ученикам учебно-методические материалы, содержащие учебную информацию, которая проходится.
В контексте мероприятий по педагогической диагностике, как текущей, так и рубежной и итоговой, можно сформулировать следующие рекомендации:
— при работе с учениками с ОВЗ наиболее целесообразной будет применение специально выработанной шкалы оценок, которая будет учитывать не только непосредственно знания ученика, но также значимость их усвоения для него и усилия, потраченные им для их усвоения;
— тем не менее, учитель должен на каждом занятии выставлять своему ученику оценки с целью формирования максимально объективной оценки в конце каждого триместра;
— в случае, если ученик по каким-либо причинам испытывает затруднения при выполнении тестовых заданий, разработать другие способы проведения текущей, контрольной, рубежной и итоговой педагогической диагностики;
— педагогический процесс должен включать в себя методы усиления мотивации ученика, в том числе, посредством уделения повышенного внимания хорошим оценкам;
— в случае невыполнения учеником тех или иных заданий, ему должны быть предоставлены возможности для повторного выполнения задания, результаты которых должны быть учтены.
Также необходимо помнить, что поведенческое взаимодействие с подобными детьми также должно носить видоизменённый характер по сравнению с моделями поведения учителя и учеников в классе, а также моделью взаимодействия между ними в ходе педагогического процесса. В частности, в ходе проведения уроков с детьми с ОВЗ можно отметить следующие необходимые моменты:
— в процессе педагогического взаимодействия необходимо применение вербальных поощрений;
— отказ от наказаний в каком-либо формате за нарушение учеником правил или невыполнение их;
— в общем и целом, стремление к вызыванию у учеников положительных, но не отрицательных эмоций, то есть, стремление к созданию у учеников позитивного настроя, что может быть достигнуто только через поощрения, но не через наказания;
— составляемые педагогами учебные планы должны быть позитивно-ориентированными, а также предусматривать оценку не только полученных учеником знаний, но и развитых умений и навыков;
— организуемый педагогом дидактический процесс должен предусматривать возможность ученика встать из-за своего учебного места и уединиться на то или иное время по мере необходимости;
— В соответствии с особенностями существующих у ребёнка ограничений по здоровью, между учителем и учеником должна существовать система общения, главной целью которой является сигнал педагога учащемуся о недопустимости его поведения в данных условиях;
— педагог должен делать вид, что не замечает те или иные отклонения в поведении учащегося в случае, если они являются незначительными;
— педагог должен разработать модель своих действий в случае возникновения ситуаций, характеризующихся недопустимым поведением со стороны его подопечных, но являющихся, тем не менее, непреднамеренными;
— педагог должен знать особенности поведения своих подопечных, которые могут сигнализировать либо об их переутомлении, либо об возникновении у них состояний, при которых требуется медикаментозное вмешательство.
Дополнительные меры, повышающие эффективность педагогического процесса при работе с детьми с ОВЗ
Кроме того, общий образовательный процесс по работе с детьми с ОВЗ должен включать в себя также и применение реабилитационных мероприятий, которые позволяют детям формировать более правильное физическое и социальное развитие, а также стимулирует их развитие. К одному из таких методов реабилитации можно отнести проведение занятий в сенсорной комнате. Среди большого количества существующих вариантов оснащения сенсорной комнаты можно выделить три реабилитационных средства, которые целесообразно включать в педагогический процесс при работе с детьми с ОВЗ [5, c. 16].
Прежде всего, это «Сухой дождь» – реабилитационное средство, представляющее собой игровое оборудование, состоящее из разноцветных лент, в котором можно проводить различные занятия с детьми, в том числе, игровые, обеспечивающие коррекцию их психо-эмоционального состояния.
Также следует отметить реабилитационное средство «Сенсорная тропа» – это игровое оборудование, представляющее собой совокупность ковриков с разными видами покрытий, которые могут использоваться в целях развития рецепторов стоп, а также в логопедических целях.
И, наконец, «Кривое зеркало» – реабилитационное средство, которое может быт применено при работе с детьми, имеющими как физические, так и психологические нарушения, соответственно, для развития у них соответствующих физических или психологических навыков.