Эссе на тему Проблема добра и зла.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Фрагмент текста работы:
ПРОБЛЕМА ДОБРА И ЗЛА
Довольно часто люди применяют в своей повседневной речи слова «зло» и добро», «хороший» и «плохой», даже не помышляя над их смыслом. Представленные понятия подразумевают собой самые обобщенные формы морально-этической оценки, которые используются для разграничения нравственного и безнравственного.
С давних времен добро и зло традиционно интерпретировались в качестве главных властвующих сил. Они наделены безличностной природой. Рассматриваемые категории выступают центральными в вопросах морали. Сущность добра и зла исследовалась на протяжении веков философами, учеными, богословами и прочими.
В философии считается, что категории добра и зла пребывают в теснейшей взаимозависимости. Нет абсолютного блага, также, как и абсолютного худа. В любом злом поступке имеется как минимум крохотная частица добра, а во всяком добром имеют место элементы зла. Кроме указанного, добро и зло могут меняться местами.
Большинство людей не задумываются над подобными проблемами, естественным образом, по мере взросления и воспитания, принимая представления о добре и зле, общепринятые в обществе, окружающем их [2].
Необходимо отметить, что первыми философами, которые начали рассуждать на подобные темы, можно считать Сократа, Платона, Аристотеля.
У Сократа добро и зло выступают непосредственным следствием наличия либо отсутствия одного и того же начала, которым выступают знания. Основными добродетелями Сократ именовал храбрость – знание, как обуздать страх, умеренность – знание, как обуздать страсть, и справедливость – знание, как следовать человеческим и божественным законам.
Базисом этики Аристотеля выступает разделение добродетелей на два вида: разумную и нравственную. Первая добродетель развивается с помощью обучения. Вторая добродетель в свою очередь исходит из привычек человека и вырабатывается в процессе воспитания. Согласно Аристотелю, добродетель выступает в качестве золотой середины между двумя крайностями пороков: недостатком и избытком.
Во времена средневековья концепция «добро-зло» выступала одной из основных в рассуждениях философов. Согласно А. Аврелию, все сотворенное Богом в определенной степени причастно к Абсолютной Доброте, так как Бог, создавая вещи, запечатлел в них определенную меру, вес и порядок. Отсутствие же добра А. Аврелий именовал злом. «Как тишина есть отсутствие всякого шума, нагота – отсутствие одежды, болезнь – отсутствие здоровья, а темнота – света, так и зло – отсутствие добра, а не нечто, существующее само по себе» — писал Августин Аврелий.
В свою очередь, Фома Аквинский помещает человека на границе между животными, с одной стороны, и ангелами, с иной. В сопоставлении с последними, человеческая личность выступает чем-то несравненно более низким и несовершенным. Наряду с этим, в иерархии телесных созданий человек пребывает на наиболее высоком месте как совершенное животное. Отличается же человек от животных нематериальной разумной душой и свободной волей. Благодаря воле человек ответственен за свои поступки, ибо, обладая свободной волей, он в состоянии выбирать между добром и злом [1].
Рассуждения о проблеме добра и зла заставляют задуматься над одним из главных вопросов: каким является человек – добрым или же злым? Некоторые считают его по своей внутренней природе добрым, иные – злым. Третьи считают, что человек ни хорош, ни плох.
Фридрих Ницше именовал человека «злым животным». В свою очередь, Руссо полагал, что личность изначально является доброй по своей внутренней природе. Только лишь общество делает ее злой. Данное утверждение можно рассматривать в качестве антитезы религиозной доктрине о первородном грехе и дальнейшем обретении спасения в вере.
Интересно и представление о добре и зле в человеке И. Канта. Он полагал, что природа человека зла. В ней содержится неистребимая склонность к сотворению злого. Но в тоже время в людях имеются и задатки добра. Моральное воспитание личности должно заключаться в том, чтобы дать жизнь данным задаткам. Так они обретают шанс одержать победу над пагубной склонностью творить плохое.
Множество философов считают, что изначально человек все же является добрым. Тот же, кто отдал предпочтение злу в своей жизни, представляет собой аномалию, определенное исключение из правил. Добро и зло в мире могут быть сопоставимы как здоровье и болезнь. Тот, кто выбирает благо, нравственно здоров. Злой же страдает от нравственной болезни, уродства.
Главный принцип, который помогает отличать добро от зла, это «поступай с людьми так, как хочешь, чтобы с тобой поступали». Когда задаешь себе вопрос, а понравится ли мне, если со мной так поступят, то сразу же становится все ясно. Добро и зло – оценочные категории морального сознания, в предельно обобщённой форме обозначающие, с одной стороны, должное и нравственное, положительное благо, а с иной — безнравственное, отрицательное и предосудительное в поступках и мотивах людей, в явлениях социальной действительности.
Порой люди задаются вопросом о том, побеждает ли добро зло. В самом деле, во множестве сказках и кинофильмах справедливость в конечном счете торжествует, а все враги и отрицательные персонажи получают по заслугам. В настоящем мире человек, сотворивший плохое дело, тоже через некоторое время должен «платить по счетам». Если его не накажут ему подобные, об этом позаботится сама судьба. Добро и справедливость одерживают верх из-за того, что для сотворения хорошего нужна активность, смелость, отвага. По-другому говоря, быть злым всегда легко и просто. Чтобы быть добрым, необходимо прилагать усилия. Так как зло лишено творческого начала, оно всегда оказывается недолговечным.
Источник и «добра», и «зла» – человек. Что несет человек в этот мир: «добро» либо «зло», определяется его взаимоотношением с душой и Духом [3].
Подытоживая всё вышеизложенное, можно предположить, что:
— понятия добра и зла, с одной стороны, критически значимы для формирования определенного мировоззрения, философской школы либо религии;
— с другой стороны они субъективны, оценочны, зависят от общепринятых в определённом обществе нравственных критериев.
Иначе говоря, критерии добра и зла меняются во времени и пространстве и одновременно вступают определяющими для самого существования души и тела.
В общем, можно сказать, что в современном обществе имеет место кризис ценностей, когда мораль теряет очевидность, и люди, раздираемые противоречивыми мотивами, перестают понимать, что есть добро и зло.