История государства и права России Эссе Юриспруденция

Эссе на тему «Правовой статус императора и Сената в первой половине XIX века».

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

1. Правовой статус императора 4

2. Правовой статус Сената 6

Заключение 9

Список литературы 10

  

Введение:

 

XIX век в истории России в определенном смысле можно поделить на два периода, две вехи. Так. российский историк Корнилов А. А. видел в качестве «разграничителя» этих внутривековых эпох начало отмены крепостного права (1855 г.).

Представляется, что такое деление XIX века на два периода применимо, в частности, при изучении изменений в структуре и функциях государственных органов.

Первая половина XIX века прошла под эгидой правления двух императоров — Александра I (1801 — 1825) и его брата Николая I (1825 — 1855). На начало рассматриваемого периода времени пришлись крупные реформы управления страной, в особенности органов и учреждений верховной власти, поскольку на момент вступления России в новое столетие эта необходимость назрела основательно. И, в частности, указанные преобразования коснулись Сената.

К компетенции Сената относились: судебная и организационно-судебная деятельность, финансовый и налоговый контроль, внешнеторговые и кредитные полномочия. О законодательных полномочиях Сената ничего не говорилось.

Цель работы заключается в изучении реорганизации структуры государственного управления в России начала XIX в., в частности структуры и деятельности Правительствующего Сената.

Исходя из цели, можно определить следующие задачи:

— правовой статус императора в первой половине XIX века

— правовой статус Сената в первой половине XIX века

Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, основной части и заключения. Названия каждой части отображают ее содержание.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Первая половина XIX века прошла под эгидой правления двух императоров- Атександра I и его брата Николая I. На начало рассматриваемого периода времени пришлись крупные реформы управления страной, в особенности органов и учреждений верховной власти, поскольку на момент вступления России в новое столетие эта необходимость назрела основательно. И, в частности, указанные преобразования коснулись Сената. К компетенции Сената относились: судебная и организационно-судебная деятельность, финансовый и налоговый контроль, внешнеторговые и кредитные полномочия. Эволюция государственной системы, сформировавшейся в первой четверти XVIII века, происходила на протяжении всего столетия. Определенно происходила дальнейшая централизация и бюрократизация государственного аппарата, в то время как специализация отдельных органов власти и управления углублялась. Таким образом, порядок преемства престола в Российской Империи с 1722 г. закреплялся законодательно, однако фактически переход власти осуществлялся под воздействием возникавших политических потребностей, в особенности в XVIII веке.

С изданием Акта 1797 г. в качестве порядка престолонаследия было восстановлено наследование по закону, существовавшее до 1722 г. в виде правового обычая, но даже подробные формализованные правила преемства престола не исключили влияния на престолонаследие политических факторов. Попытки обоснования преемства престола формировали новую законодательную базу на протяжении всего периода империи. Принятие Петром I императорского титула само по себе не влияло на объем прав, осуществляемых Императором во внутриполитической сфере, однако содержало в себе важный политико-юридический аспект, имеющий прямое отношение к придворному церемониалу, территориальному статусу государства и его политическому рангу на международной арене. До 1906 года власть императора была не ограничена.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Правовой статус императора

Первая половина XIX в. – время, когда капиталистические отношения все больше охватывали сферу социально-экономической жизни. Происходил рост промышленности, строительство железных дорог, в промышленности расширялось применение наемной рабочей силы. В стране обострялась социально-политическая обстановка. В декабре 1825 г. произошло открытое выступление дворянских революционеров против самодержавия, волнения происходили среди крестьян.

Вопрос императорской власти в России является очень интересным, ведь Император являлся олицетворением мощи Российского государства. Поэтому его власть должна была иметь крайне внушительное обоснование.

Император и Самодержец Всероссийский, Императрица и Самодержица Всероссийская — титул монарха Российской империи с 1721 по 1917 год.

Императорский титул был принят в связи с победой в Северной войне и являлся адаптацией царского титула под принятую в Европе систему титулатур. Приставка «Всероссийский» являлась продолжением традиционной приставки «всея Руси», использовавшейся в титулах русских правителей со времён великих князей владимирских.

Статья 1 Основных законов Российской империи в действовавшей до 1906 года редакции гласила, что «Император Всероссийский есть Монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться его верховной власти не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». Термины «самодержавный» и «неограниченный», совпадавшие в своём значении, указывают, что все функции государственной власти по правообразованию, целесообразной деятельности в пределах закона и отправлению правосудия исполняются безраздельно и без обязательного участия других учреждений главой государства, который передаёт осуществление некоторых из них определённым органам, действующим от его имени и его властью.

Исходя из этого, ст. 1 характеризовала Россию как государство с монархической формой правления.

В 1802 г. Александр I издал указ о правах и обязанностях Сената, который, однако, почти не повлиял на реальное положение дел. У Сената было формальное право разрабатывать законопроекты и впоследствии представлять их императору, однако он этим правом на практике не пользовался. После учреждения в этом же году министерств за Сенатом остались функции высшего судебного органа и органа надзора, поскольку основные управленческие функции остались за Комитетом министров.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы