История психологии Эссе Гуманитарные науки

Эссе на тему Понятия «духа народа» и «свободы воли» в становлении отечественной психологии 19 века.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

  

Введение:

 

Развитие психологии в России в XIX в. было тесно связано с тем научным и
социальным подъемом, который испытала наша страна в этот период. Главной и
важнейшей предпосылкой для этого стали социальные изменения в середине XIX в. —
отмена крепостного права, экономические, политические, правовые реформы и, как
следствие, начало осознания нацией своей уникальности и самобытности, выделения
основных понятий, как «дух народа» и «свобода воли»[1].

Изменения затронули все сферы жизни общества — от научных идей до бытового
уклада жизни, и это заставило нацию переосмыслить свою культуру, жизнь,
проявить интерес к историческому прошлому, к истокам культуры и собственно
национального характера и духа народности. Естественно, эти стремления в первую
очередь отражались в умах прогрессивных слоев общества — ученых, писателей,
политиков, врачей. Изменения происходили во всех научных кругах: они затронули
и философию, и социологию, и юриспруденцию, и педагогику, а также психологию,
являвшуюся в то время молодой наукой, перед которой, в частности, встала задача
изучения русского характера и менталитета с психологической точки зрения.

Цель эссе- изучить понятия «духа народа» и «свободы воли» в становлении
отечественной психологии 19 века.

Задачи исследования:

— раскрыть специфику становления и развития отечественной психологии 19
века;

— рассмотреть идеи русских ученых в понимании «духа народа» и «свободы
воли»;

— проанализировать влияние религиозно-философских позиций во взглядах на
развитие духа и свободы человека в психологии 19 века. [1] Горбунова О.С. История психологии. – СПб.: Питер, 2020.
С. 62

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Заключение

Человеческая жизнь приобретает смысл лишь в условиях под­линной свободы.
Только свобода все человеческое превраща­ет в подлинно человеческое, и только в
условиях свободы лич­ность получает возможности для раскрытия и развития своих
способностей и талантов, для проявления инициативы и во­левых устремлений.

Многие столетия лучшие люди нашей планеты мечтали о свободном обществе,
воспевали его как прекрасный, но да­лекий идеал. Ценой колоссальных усилий,
больших страда­ний и даже жертв они стремились воплотить его в действи­тельность.
Тем не менее свобода не становилась реальностью, а оставалась никогда не
покидающей их мечтой.

Идея свободы и народного духа и поныне тревожит умы людей, и в наше вре­мя
она начертана на знаменах борьбы с несправедливостью, беззаконием и угнетением.
Затрагивая буквально все проявле­ния жизнедеятельности человека, являясь их
необходимым условием и одновременно базовой общей целью, свобода вы­ступает
предметом всех областей социального знания, и право­ведения в том числе.

Русская психологическая мысль в XIXв. развивалась в
связи с общественной мыслью и успехами в естествознании, в творческом усвоении
достижений мировой философии и психологии. XIX век в России был временем
разложения феодальной формации, завершившимся глубоким кризисом феодализма
"в 30—50-е гг. На разложение и кризис феодализма большое воздействие
оказывали рост антикрепостнической борьбы угнетенных масс, в первую очередь
крестьянства, возникновение и развитие революционного движения, начало которому
положили декабристы. Кризис феодализма в России нашел свое разрешение в отмене
крепостного права в результате крестьянской (1861) и других буржуазных реформ и
утверждения капитализма.

В идейной жизни конца 19 века широко развивалось
понятие народного духа и свободы воли. Важное место в психологических взглядах
ученых 19 века занимали проблемы личности, особое внимание уделялось проблеме
свободы и воли, которая стала предметом острых споров между идеалистами и
материалистами в русской психологии. Развитие личной воли возвращает человеку свободу действия или
бездействия и является основой, направляющей и определяющей саморазвитие.

 

Фрагмент текста работы:

 

Эссе: «Понятия «духа народа» и «свободы
воли» в становлении отечественной психологии 19 века» Первые исследования в области изучения понятий «духа народа» и «свободы
воли»  в психологии были сделаны Н.
И. Надеждиным (1804—1856) — журналистом, общественным деятелем, который
создал программу изучения личности русского человека, разослав ее по всем
губерниям и получая затем от местных деятелей отклики и наблюдения за русскими
людьми. Так было положено начало формирования объективных представлений о психологии
русского человека.

Надеждин предпринял путешествие по славянским странам. Одним из главных
выводов, сделанных им по итогам своей экспедиции, стало развенчание
панславянских взглядов, утверждавших о бесспорном стремлении всех славянских
народов к созданию единого общеславянского государства усиление свободы и
независимости славян. "Славянский патриотизм, мечтающий о централизации
славянского мира, — писал он, — существует только в головах некоторых
фанатиков, но народы славянские вообще, — за исключением венгерских славян и
русинов, угнетаемых магнатами, — живут себе преспокойно под австрийским
владычеством, ни мало не думая о какой-либо политической самобытности и свободе
воли".

Во второй половине XIX в. отечественная психология постепенно начала складываться
как относительно самостоятельная научная дисциплина, хотя и вышедшая полностью
из-под влияния философии, но приобретшая союзника в лице физиологии. Так стал
формироваться ее самобытный характер. Главной задачей российской психологии в
этот период стало формирование ее методологического аппарата, выбор ориентации
па естественнонаучную или гуманитарную парадигмы. Это обусловило развитие двух
параллельных подходов — антропологического, естественнонаучного подхода Н.
Чернышевского, И. Сеченова и религиозно-философского подхода П. Юркевича[1].

Для религиозно-философской
психологии было характерно стремление разделить душу и тело, телесный и
духовный мир. При этом главное внимание [1] Константинов В.В. История психологии. Стандарт третьего
поколения. / В.В. Константинов. — СПб.: Питер, 2019. С. 203

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы