Эссе на тему Понятие и значение референдума, как высшей формы выражения воли народа. Эффективность реализации принятых решений
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Фрагмент текста работы:
Понятие и значение референдума, как высшей формы выражения воли народа. Эффективность реализации принятых решений
На сегодняшний день, в условиях сложившейся сложной политической ситуации в нашей стране вопросы касающиеся понятия референдума, его значения для народа является достаточно актуальными и требуют внимания человека. Референдум, как высшая форма выражения воли народа, предусмотрен высшими законодательными актами Российской Федерации (далее – РФ). В ч. 3 ст.3 Конституции РФ предусмотрено, что референдум является высшим непосредственным выражением власти народа.
В Федеральном конституционном законе «О референдуме Российской Федерации» предусмотрено, что референдум – это всенародное голосование граждан Российской Федерации по вопросам относящимся к государственного значения.
Характеризуя референдум, опираясь на положения указанного нормативно-правового акта необходимо отметить, что
1. основными принципами проведения референдума считают всеобщее, прямое, равное, свободное и тайное волеизъявление граждан РФ;
2. право на участие в референдуме ограничивается, т.е. не имеют права участия в референдуме:
— граждане РФ, которые признаны судом недееспособными, содержатся в местах лишения свободы по приговору суда;
— иностранные граждане, лица без гражданства.
Основным термином в понимании референдума является понятие «волеизъявление». В научной литературе можно встретить различные подходы к пониманию данного термина. Одни авторы считают, что волеизъявление – это социально-обусловленное психофизиологическое состояние человека, выраженное в его способности к сознательному регулированию и активизации своего поведения .
В литературе можно встретить иное мнение относительно определения понятия волеизъявление. В некоторых работах разные авторы проводят аналогию с понятием юридического факта, понимают под волеизъявлением такие волевые действия человека, которые влекут за собой возникновение, изменение, а также прекращение правоотношений, с чем невозможно не согласиться
В разных странах мира просматривается разное отношение к институту референдума, и он имеет не одинаковую ценность. В каких-то странах к нему прибегают весьма часто, а в других референдум является лишь демократической «ширмой», которая прикрывает фактически авторитарный стиль правления. С данной точки зрения, О. С. Жильцова, считает уместна ассоциация с английской королевой, которая, как известно, «царствует, но не правит» .
Говоря об истории происхождения референдума, считают, что берет данное явление начало еще в первобытном обществе. Т. В. Кашанина отмечает, что «прообразом референдума можно считать собрание взрослых членов общества того далекого периода. Архаика и примитивизм органа управления первобытным обществом, каким являлось собрание взрослых членов, не должны помешать сравнению с реалиями сегодняшнего дня. Напротив, данное сравнение не позволит нам зазнаваться и считать, что наше общественное развитие и управление обществом есть верх совершенства»
Говоря о мировой тенденции закрепления и применения референдума, как показателя демократии и участия народа в управлении своим государством, то референдум является достаточно распространённым институтом. Согласно статистики, опубликованной в глобальной сети Интернет за период с 1793 г. по 1994 наиболее распространённым институт референдума, был в Швейцарии, где он проводился на национальном уровне414 раз. В 1981 — 1990 годах состоялось 76 референдумов, а 1991 — 1993 годах — 33 референдума. Всего за это время было проведено 799 общенациональных референдумов.
В. А. Толстик и Н. А. Трусов в своих трудах писали, что «референдум является важнейшим столпом демократически организованного управления, проводником воли народа и именно референдум, как никакой другой институт непосредственного волеизъявления, воплощает идею участия народа в осуществлении власти в реальную действительность» .
На сегодня в России референдумы проводят по самым важным государственным вопросам и считается, что результаты проведенного референдума, является выражением демократии, поскольку отражает мнение большинства населения государства.
Можно выделить два вида референдума в зависимости от масштабов проведения:
– всероссийский референдум, проводимый на территории всего государства;
– местный референдум, который проводится отдельно в одном из субъектов РФ.
В большинстве случаев, в научной литературе можно встретить мнение различных авторов, что место института референдума в Российской Федерации достаточно размыто. Однако С.А. Кузнецов, В.Е. Яковенко считают, что «мертвым» данный институт назвать также нельзя, по крайней мере, не в части местных и региональных референдумов.
Местный референдум в последнее время рассматривается как факультативный способ осуществления народом самоуправления и используется только по мере необходимости. В некоторых муниципальных образованиях местный референдум не проводился ни разу. Практике не известны случаи местного референдума на территории муниципального образования «Город Архангельск» .
Подводя итог, необходимо отметить, что главным вопросом при рассмотрении института референдума является все-таки результат, то есть итог проведенного всенародного голосования по особо важным государственным вопросам. Для государства, в котором проводится референдум, и признан законным и легитимным, его результаты являются обязательными для реализации того или иного вопроса.
Однако развернув ситуацию другой стороной, можно отметить, что поскольку референдум проводится по особо сложным, важным и в некоторых случаях решающим судьбу страны, вопросам, то справедливо отметить, что до вынесения ситуации на референдум данный вопрос обсуждается в обществе, выносятся соответствующие официальные документы, проводятся определенные связанные с референдумом пропагандистские кампании, что может привести к расколу общества, противостоянию социальных групп, движений, партий, поляризации сил, поэтому проведение референдума должно носить единичные случае, по исключительно важным вопросам, решение которых не возможно без непосредственного участия народа.
В связи с чем большинство авторов придерживаются мнения относительно того, что до проведения непосредственно референдума в государстве либо регионе, в зависимости от уровня проведения референдума, необходимо проводить опрос населения относительно, вопроса или ситуации выносимой на референдум. При этом данный опрос не должен носить формальный характер, должны быть предприняты меры, проведены мероприятия по разъяснению и обсуждению данного вопроса для того, чтобы населения понимало и осознавало суть и важность вопроса, тем самым можно повысить правовую культуру населения и избежать негатива и не осознания важности рассматриваемого вопроса.
С точки зрения автора референдум в любой стране мира, в том числе и в нашем государстве, будет эффективен как в политическом, так и идеологическом смысле, только в том случае:
— если он будет правильно принят и поддержан широкими слоями населения,
— если общественное мнение не будет охвачено ложными социальными ценностями;
-если для народа будут созданы все необходимые организационно-технические условия для проведения и подготовки всенародного голосования.