Эссе Гуманитарные науки История политических и правовых учений

Эссе на тему Политические идее Ж.Ж. Руссо

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………………………………….. 3

1. Современные
российские мыслители о политических

идеях Ж.-Ж. Руссо………………………………………………………………………………….. 3

1.1.
Политические идеи Ж.-Ж. Руссо: доводы С.А. Дробышевского…………… 4

1.2. Учёные
Института философии РАН о политических идеях Ж.-Ж. Руссо. 5

2. Рефлексия политических идей Ж.-Ж. Руссо……………………………………………. 6

Заключение……………………………………………………………………………………………. 7

Список использованных
источников…………………………………………………………. 8

  

Введение:

 

История формирования французской демократической
государственности началась 14 июля 1789 г. – 14 июля 2021 г. исполнится 232
года с момента начала Французской буржуазной революции, лозунгом которой стала
известная триада «Свобода. Равенство. Братство».  Главное значение революции 1789 г. для
Франции заключалось в трансформации старого порядка, в изменении социальной
структуры общества, завершении формирования представлений о французской нации
как о политической общности граждан.

Французских философов XVIII века, прежде всего, интересовала природа неравенства,
которое они трактовали как оборотную сторону равенства. Неравенство
рассматривалось ими как следствие развития цивилизационного фактора, а, значит,
формирование социальной иерархии является неизбежностью. Многосложный характер
идеи равенства символизирует точка зрения Вольтера, считавшего, что человек
имеет право в глубине души считать себя абсолютно равным другому человеку, однако
«из этого вовсе не следует, что повар кардинала должен потребовать от своего
хозяина накормить его обедом»[1].

Главным идеологом французского революционного движения
является Жан Жак Руссо (1712-1778  гг.). В
своих политических построениях, направленных на создание концепции
общественного переустройства, Руссо исходил из теорий общественного договора XVII века, разработанных, в частности, Гуго Гроцием и Самуэлем
фон Пуффендорфом. В главном политическом сочинении Руссо «Об общественном
договоре или принципы политического права»[2] были
обозначены понятия «общая воля», «суверен», «акт суверенитета», «неотчуждаемые
права человека», ставшие ориентирами демократических преобразований, само
сочинение стало  знаменем Американской и
Французской революций конца XVIII века[3], а
Руссо получил исторический статус «отца демократии». Обратимся к рефлексии главных политических идей Руссо современными
российскими мыслителями. [1] Федорова М.М. Метаморфозы
принципов Просвещения  в политической
философии Франции эпохи буржуазных революций. М., 2005. С.55-56. [2]
Руссо, Жан Жак. Об общественном договоре: трактаты. М.:1998. 414 с. [3]
Длугач Т.Б Руссо//Новая философская энциклопедия ИФ РАН. Режим доступа:  https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH6040211a96bec4aab3e060

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подведём итог рассмотрения политических взглядов Ж.-Ж.
Руссо, портрет которого  носил на груди
вместо христианского крестика Л.Н. Толстой. Руссо назвал общую волю не
подлежащей передаче, незыблемой и вечной – это одна из идей французского
мыслителя, восхитивших Л.Н. Толстого.

Для французской нации Руссо стал идеологом её
становления. Классовая борьба, развившаяся в ходе промышленного переворота
40-50 годов XIX в., а также присущая классовой борьбе нерелигиозная
социалистическая идеология, сыграли важную роль в модернизации французского
общества. Французское общество стало являть собой политическое пространство
нации  –  в 1871 году Франция завершает процесс
модернизации политической системы и в 1875 году становится гражданской
республикой.

Политические доводы Руссо заложили двухсоставную
основу  идеологии демократического типа общества
– он обозначил гуманные правила сосуществования свободы и равенства,
индивидуализма и коллективизма, которые отныне должны быть поняты во
взаимозависимости и взаимопроникновении, а также и во взаимоограничении.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. СОВРЕМЕННЫЕ РОССИЙСКИЕ
МЫСЛИТЕЛИ

О ПОЛИТИЧЕСКИХ ИДЕЯХ Ж.-Ж. РУССО 1.1. Политические идеи Ж.-Ж.
Руссо: доводы С.А. Дробышевского

Современный российский правовед С.А. Дробышевский,
анализируя работу «Об общественном договоре или принципы политического права»,
обозначает десять основных положений политического учения французского
философа-просветителя, оказавших основополагающее влияние на общемировую
политическую теорию и практику становления демократических институтов.

Первое положение – это общая воля, направленная на
ассоциацию людей в коллективное целое. Совокупность всех членов ассоциации
называется народом, в отдельности же каждый из людей при этом суть гражданин,
имеющий право участвовать в верховной власти, а также обязанность – соблюдать
законы государства. Второе политическое положение Руссо провозглашает
суверенитет государства и волю граждан государства, которая одна только может
управлять силами государства в соответствии с главной целью формирования
государственной власти – достижение общего блага. Для выявления общей воли
вводится важный демократический инструмент – народное голосование. При этом
Руссо акцентирует внимание на недопустимости увеличения частных ассоциаций
(сговоров), которые всегда имеют следствием появление неравенства между ними.
Третье положение суть повествование о законодательстве демократического
государства, в котором законом могут быть установлены привилегии, однако закон
не должен быть  связан с предоставлением
привилегий определённому лицу. Совершенство законов государства связано с
возрастанием и укреплением естественных сил граждан, объёдинённых в единое
целое – один ничего не может сделать без остальных. Отсюда и прочность
государства. Четвёртое положение Руссо, обозначаемое С.А. Дробышевским, связано
с наилучшей формой правления. Согласно Руссо, обозначение наилучшей формы
правления связано с численностью подданных государства и ростом их
благосостояния – рост благосостояния и численности граждан означает, что
правление достигло наилучшей формы. Согласно демократическому духу политических
идей Руссо, наилучшей формой правления является республика. Пятое положение
связано с отношением Руссо к монархии – при определённых обстоятельствах
монархию можно считать наилучшей формой правления. Главным недостатком монархии
Руссо считает отсутствие непрерывной преемственности, т.е. непрерываемой связи,
следствием чего становится «непостоянство в королевском правлении»[1].

Шестое политическое положение Руссо связано с его отношением к
диктатуре. Законы должны демонстрировать гибкую работу, считает Руссо,
диктатура как форма правления приемлема во время кризисов, однако диктатура
может, как спасти, так и уничтожить государство. Спасением в данном случае
является понимание священного характера законов. Седьмое положение связано с
местоположением религии в государстве. Руссо был человеком верующим, однако при
этом он разделял антиклерикальные идеи просветительского движения. Несмотря на
то, что основой любого государства Руссо признаёт религию, однако при
демократическом типе государственного устройства неприемлемо следование формуле
«Вне церкви нет спасения». Восьмое политическое положение Руссо связано с идеей
самопожертвования граждан во имя государственной безопасности. Жизнь людей в
государстве осуществляется согласно принципу 
– одни жители живут благодаря тому, что во имя существования государства
погибают другие. Девятое положение связано с финансовой политикой, осуществляемой
государством. Руссо считает, что финансовая задача государства заключается в
налаживании механизма быстрого возврата налогов в руки к гражданам, которые их
платят. Именно подобный возврат ограждает граждан от нищеты, а государство от
разорения. Десятое политическое положение Руссо связано с необходимостью
цензуры в государстве, которую французский философ считал «объявлением суждения
всего общества». [1]
Дробышевский, С.А. История политических и правовых учений: основные
классические идеи. М., 2018. С. 160.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы