Эссе на тему По статье: Лебедев О.Е. «Конец системы обязательного образования?» в ж. Вопросы образования 2017, №1, с 230-261
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Раздел 1. Система образования и
документальные средства управления процессом ее либерализации
Раздел 2. Четыре научные гипотезы:
подтверждение или опровержение
Введение:
Демократизация
современного общества, развитие инновационных технологий, изменения
производственной и информационной сферы являются основанием для кардинального
изменения самого подхода к системе образования как сфере, обеспечивающей новый
уровень качества жизни и кадрового потенциала последующих формаций. Однако
специалисты утверждают, что отечественная система образования пока находится на
переходном этапе глубинной трансформации и переломным моментом для выбора
перспективного вектора ее развития может стать ситуация перехода к новым
образовательным стандартам третьего поколения. Отсюда становится
ясным, на сколько актуально и значимо своевременное изучение и грамотное
корректирование основных инструментов управления процессом становления новой
системы получения знаний.
В научной
среде уже достаточно четко проработан вопрос систематизации факторов,
определяющих эффективность перехода обязательной системы образования к ее
альтернативной вариации. Это публикации таких специалистов как А. Г. Асмолов,
А. Г. Каспржак, К. Н. Поливанова и других ученых и экспертов
[1; 2; 4].
Цель исследования: изучить
уровень действенности федерального государственного образовательного стандарта
(Стандарта) третьего поколения как средства управления переходом к либеральной
системе отечественного образования.
Задача: на основании рассмотрения
позиции авторитетного ученого в сфере образования д. пед. н. О. Е. Лебедева провести
подтверждение гипотезы специалиста по вопросу работоспособности проекта нового федерального
государственного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).
Применяется метод
сравнительного и сопоставительного анализа содержания трех текстовых
материалов:
1.
Статья д. пед. н. Лебедева О. Е. Конец системы обязательного образования? [3]
2. Федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17
декабря 2010 г. № 1897 (в ред. 29.12.2014 № 1644) [6].
3.
Проект федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования от
29 марта 2019 г. [5]
В ходе написания эссе планируется найти ответ на вопрос: «В какой
степени проект нового ФГОС ООО соответствует ожиданиям специалистов и может являться
средством управления процессом либерализации современной отечественной
образовательной системы?» И, как
следствие, обозначить дальнейшие направления доработки имеющегося государственного
нормативного документа.
Заключение:
Итак, ответом на ключевой
вопрос данного исследования: «В какой степени проект
нового федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования является средством управления процессом либерализации современной
отечественной системы образования?» — может быть оформлен следующим образом.
Отмечаются положительные
тенденции в направлении формирования образовательного процесса с учетом
личностных потребностей обучающихся и расширения возможностей образовательных
организаций. Но при этом, значительные и усредненные требования к результатам
освоения основной образовательной программы, к ее документальному оформлению и
условиям реализации образовательного процесса снижают уровень самостоятельности
образовательных организаций в выборе стратегических решений. Как следствие, это
ослабляет потенциал средней школы в сфере обеспечения качественных образовательных
услуг.
Используя слова О. Е.
Лебедева, можно сказать: «Стандарты должны обеспечивать возможность
нестандартности, способствовать росту многообразия в системе образования» [3,
С. 251]. А эта тенденция пока лишь только частично нормативно прорисовывается в
тексте проектируемого управленческого документа.
Фрагмент текста работы:
Раздел 1.
Система образования и документальные средства управления процессом ее
либерализации
В статье д. пед. н. О. Е. Лебедева «Конец системы
обязательного образования?» ставится актуальный для современного общества
вопрос о необходимости смены, сложившейся в советский и постсоветский период и
исчерпавшей себя, системы обязательного школьного образования. Авторский
исторический экскурс в эпоху становления рассматриваемой системы помогает
понять причины формирования ее основных особенностей, которые на данный период
становятся препятствующими элементами в направлении повышения эффективности работы
средней школы, ее либерализации, ключевым свойством которой является понимание
образования как основы повышения качества жизни обучаемых посредством удовлетворения
их соответствующих запросов.
Главным в статье
становится тезис о насущной своевременности трансформации обязательной
образовательной системы в либеральную и что средством управления переходом к
альтернативной форме отечественного образования является федеральный
государственный образовательный стандарт третьего поколения. В этом
управленческом документе могут быть заложены предпосылки для кардинального
изменения отношения всех участников образовательного процесса к школе: от
принудительного к подвижническому, к поиску новых возможностей и перспектив
развития.
В 2016 году, анализируя
текст ФГОС второго поколения (2010 – 2014 г.) [6], О. Е. Лебедев в соответствии
со структурой нормативного документа оформляет четыре гипотезы, в которых
закладываются представления о насущном либеральном варианте Стандарта третьего
поколения.
Министерством просвещения
Российской Федерации в 2019 году был представлен для всеобщего обсуждения
рабочий проект ФГОС третьего поколения [5], что сейчас дает возможность для
проведения сравнительного анализа научных гипотез О. Е. Лебедева и содержания современного
управленческого документа.