Основные проблемы эпистемологии Эссе Педагогика/Психология

Эссе на тему По праксеологии

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Фрагмент текста работы:

 

К вопросу о современной знаниевой междисциплинарности: континуум эпистемологии, праксиологии и психологического консультирования

«Инстинкт мастерства привел жизнь человечества

из животного мира в человеческий мир, и во всем

последующем росте культуры он никогда не

прекращал пронизывать дела людей» .

Т. Веблен

Профессиональное долженствование психолога как представителя «малой науки». Психолог-консультант, в индивидуальном порядке занимающийся диагностикой и коррекцией психологических проблем, может быть отнесён к представителям «малой науки» – особого науковедческого вектора, предложенного в рамках науковедения. Специфический вектор рассмотрения развития науки – это определение идеалов и норм этического «должного» учёных. Заметную роль в процессе определения этического должного учёных сыграл британский историк науки Д. Прайс. В 1966 г. известный российский философ и науковед М.К. Петров осуществил перевод статьи Д. Прайса «Little science, big science» на русский язык , таким образом, в пространство социально-гуманитарного дискурса и праксиса была введена оппозиция «малая наука — большая наука». Под «малой наукой» Д. Прайс подразумевал деятельность разрозненных (не объединённых в группы) учёных ранней науки, а под большой наукой – коллективную научную деятельность, проявившую себя с середины XX века. Апогеем большой науки стали научные коллаборации, состоящие из нескольких тысяч исследователей.

Появление оппозиции «малая наука – большая наука» актуализировало процессы исследования морального долженствования учёных. Моральные ценности, присущие «малой науке», носящей индивидуальный, а не коллективный характер, могут быть обозначены тождеством «ценностное сознание равно сознание моральное».

Мораль исторически ассоциируется с нормами, оценками, принципами, максимами, которые призваны регулировать в определенной мере человеческое поведение. Стоит отметить, что в русском языке мораль передается словами нравы, обычаи, характеры. Понятно, поэтому, что от деятельности психолога-консультанта, в основе своей связанной с пониманием причин того или иного (индивидуального) поведения человека, зависит в той или иной степени моральное состояние микро- и макро-социумов. Мы подходим к первому аргументу, важному в контексте темы настоящего эссе: фундаментальная основа индивидуального поведения конкретного человека – специфика его мыслительных процессов.

Анализ поступка и морального выбора, принятия решений и нормативно-ценностные аспекты сотрудничества и взаимодействия составляют суть праксиологии. Психологическое консультирование, рассматриваемое в контексте праксиологии – теории эффективной работы –

может рассматриваться как профессиональное разоблачение (а при наличии у психолога привычки к саморефлексии и как саморазоблачение). Мы подошли ко второму аргументу эссе: праксиология, пребывая в условиях современной знаниевой междисциплинарности, сопряжена с эпистемологией и психологией. Предметом праксиологии является мотивирован¬ный поступок, нагруженный этически, то есть, с одной стороны, совер¬шаемый в соответствии с ценностями индивида, вклю-ченного в некую деятельность, а с другой стороны, возводящего свою дея-тельность «в сферу должного». С полным разделением приведём в данной связи точку зрения, подтверждающую, что психолог един как минимум в двух лицах: он «обязан, оставаясь живым чувствующим человеком, постоянно держать в поле своего внимания всю коммуникацию с клиентом, наблюдая ее как бы со стороны, и оценивая как с профессиональной, так и с этической позиции» .

Праксиологию «интересуют» общие законы деятельности в различных областях, действующие в различных социально-исторических условиях. Современные социально-исторические условия обозначают парадигму формирования эпистемологических построений. Эпистемология как учение о формировании научного типа знаний сегодня пребывает в условиях междисциплинарности: строгая, классическая наука сегодня «мирно» сосуществует с метафизическими (религиозными) знаниевыми утверждениями, что убедительно доказывает, в частности, Д.К. Бурлака .

Отсюда аргумент третий – эпистемологический: мыслительные процессы и мышление как вид деятельности могут рассматриваться в русле метафизики (здесь следует особо отметить, что один из корифеев праксиологии Т. Котарбиньский отстаивал возможность существования научной метафизики).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы