Эссе на тему Педагогика лидерства как проблема и направление в отечественной и мировой системах образования.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Педагогика лидерства как проблема и направление в отечественной и мировой системах образования 3
Заключение 5
Список используемой литературы 6
Введение:
В современных условиях, сложившихся в Российской Федерации, главные надежды на выход из экономического кризиса и стабилизацию экономики связаны с появлением лидеров, признаваемых основными субъектами организационных перемен и носителями новой корпоративной культуры. В настоящее время организационное лидерство является одной из центральных проблем менеджмента.
Особая роль в решении этих задач отводится образованию, общенациональные интересы которого отражены в концепции его модернизации и связаны с возрастанием роли человеческого фактора, раскрытием потенциальных возможностей личности. Перед системой образования стоит проблема формирования новой интеллектуальной элиты, лидеров ХХІ столетия. В связи с этим необходимо организовать поиск, подбор и профессиональную подготовку наиболее способной, талантливой молодежи. Именно в студенческие годы наиболее полно раскрываются организаторские склонности, формируются и развиваются умения и навыки лидера, лидерские качества, необходимые для эффективного руководства коллективом.
Провозглашенные Российской Федераций приоритеты государственной политики, обозначили среди основных ее целей «непрерывное образование в течение всей жизни человека». Это определило главный смысл образования на современном этапе — «развитие человека как ценностной основы отечественного образования и главного принципа развития современного общества».
Целью данного эссе является изучение педагогики лидерства как проблемы и направление в отечественной и мировой системе образования.
Заключение:
Итак, лидерство – это не личные качества, а система взаимоотношений в коллективе, когда один человек (лидер) проявляет инициативу и берет на себя ответственность за действия и возможные их последствия.
Сформировавшаяся в обществе потребность в лидерах ставит вопрос об их целенаправленной подготовке или, точнее, формировании качеств и навыков лидерства не только практически у всех руководителей в сфере образования, но и у педагогов. Потребность общества в новой генерации лидеров может быть удовлетворена через разработку и реализацию специальной программы подготовки лидеров, где особый акцент сделан на стимулирование тех технологий и методик обучения, в которых через предметное обучение реализуются более общие принципы развития и воспитания деятельной личности.
В настоящее время общество нуждается в компетентных и активных специалистах, способных самостоятельно принимать решения, готовых брать на себя ответственность за их осуществление, умеющих правильно строить взаимоотношения с другими людьми, работать в команде, т. е. проявлять лидерские качества.
В современных условиях модернизации российского образования принципиально изменились требования социума к профессиональной подготовке молодых специалистов. Государством определен социальный заказ на воспитание человека профессионально компетентного, нравственно развитого, конкурентоспособного, обладающего лидерским потенциалом, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, нести ответственность за судьбу страны.
Фрагмент текста работы:
Педагогика лидерства как проблема и направление в отечественной и мировой системах образования
В современных условиях интерес к проблеме лидерства заметно вырос. Научные исследования конца ХХ – начала ХХІ века в области управления свидетельствуют о формировании новой управленческой парадигмы – лидерства, которая проявляется через утверждения новых организационных структур, процедур, моделей поведения, ценностей и принципов как основы управленческой деятельности.
Природа и специфика педагогики лидерства может быть рассмотрена в контексте сложившихся представлений о сущности образования и воспитания, их целях и средствах, месте обучающего и обучаемого в образовательном процессе.
Неоднозначность, нелинейность развития образования как системного объекта создают условия для проявления социальных инициатив, формирования и выдвижения лидеров. Важнейшим направлением новой педагогики должно быть инициирование собственных линий в развитии обучаемого, вытекающих из его природы, соответствие тенденций педагогической деятельности и тенденций его самоорганизующей и самосозидающей деятельности. Лидеры выстраивают образовательный процесс так, чтобы предоставить обучаемым, опираясь на их интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, возможность реализовать себя в учебном поведении и учебной деятельности, активизировать интеллектуальный потенциал обучаемых и помочь в формировании индивидуальных лидерских стратегий.
Педагогическая задача сохранения и развития активности обучаемого в учебе может решаться только на принципе автономии процесса самоутверждения обучаемого как личности, поддерживаемого механизмами саморегуляции. Наиболее эффективным механизмом саморегуляции и способом взаимодействия выступает механизм лидерства.
Лидерство как социальный механизм, обеспечивает не только упорядочение и регулирование деятельности образовательной системы, но, прежде всего, способствует более эффективному и успешному её функционированию.
Учитывая специфику образовательной деятельности, особенности современной ситуации в образовании, а также производность категории «образовательное лидерство» от более общей категории «лидерство», определим образовательное лидерство как механизм повышения эффективности деятельности в сфере образования, предполагающий личностно-профессиональную субъектность сторон, которые вступают во взаимодействие по поводу образовательной деятельности.
Возможен еще один срез лидерства в образовании – обучение лидеров, подготовка личностей, ориентированных на получение «работающих» фундаментальных знаний, которые могут быть востребованы со стороны общества и способствуют продуктивной лидерской самореализации в профессиональной деятельности и в различных видах межличностных отношений.
Показатели данного вида лидерства: творческая активность, увлеченность, проявляющаяся в учебно-познавательной деятельности; наличие интереса к учебе, стремление к успеху в ней; высокая оценка собственных профессиональных знаний и умений; готовность к инновациям и новому жизненному опыту. Следует отметить, что черты лидерства у педагогов и обучаемых во многом совпадают. Это обусловлено особенностями сферы образования, где субъектностью обладают обе стороны взаимодействия.