Психологическое консультирование Эссе Педагогика/Психология

Эссе на тему Основные составляющие психотерапевтических отношений: рефлексия и эмпатия

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Фрагмент текста работы:

 

Основные составляющие психотерапевтических отношений: рефлексия и эмпатия

Способность познавать себя и других посредством логического анализа называется рефлексией. С эмпатией мы чувствуем эмоциональное состояние другого человека, с помощью рефлексии мы осознаем его личные качества. Эмпатия и рефлексия — лучший способ узнать и понять других людей и себя.
Эмпатия — способность понять эмоциональное состояние другого человека в форме сочувствия. Эмоциональный характер эмпатии проявляется именно в том, что ситуация другого человека, например, партнера по общению, менее продумана и более ощущается. Эмпатия основана на способности правильно представлять, что происходит с другим человеком, что он испытывает и как оценивается окружающий его мир. Известно, что чем больше человек может представить, как разные люди воспринимают одно и то же событие, тем выше эмпатия и тем лучше они могут понять право на существование с разных точек зрения.
У специализированного психолога должны быть развиты эмпатические навыки, особенно способность «слышать» другого человека. Слушание является основным инструментом для решения основных консультационных задач, направленных на: 1) понимание и создание безопасного пространства для клиента; 2) помощь в текущей жизненной ситуации [4;74].
В психиатрии это свойство так же важно. По мнению К. Ясперса, для целостного понимания психического состояния пациента психиатр должен «переместиться» в его психическое состояние и переживать все значимые для пациента события, когда он их переживает. Такое «проникновение» в личность пациента, в его психическое состояние, установление субъект-субъектных отношений является важнейшим условием эффективной диагностики и лечения психических расстройств. Эмпатия достигается через чувствительное восприятие выражения телесных проявлений пациента: мимика, пантомимика, речь, которые являются объективным выражением субъективных состояний [2;102]. Понимание психологических и психопатологических явлений и их оценка, как фундаментальная методологическая установка, не могут быть достигнуты без эмпатического проникновения в субъективное состояние пациента, без способности воспринимать все его выразительные проявления и сопереживать.
Однако смотреть на вещи с чьей-то точки зрения необязательно означает отождествление себя с этим человеком. Если я отождествляю себя с кем-то, это означает, что я строю свое поведение так, как это делает другой. Если я проявляю к нему сочувствие, я просто принимаю во внимание его линию поведения (я отношусь сочувственно к ней), но я могу создать свою совершенно другим способом. Оба аспекта важны. Но оба случая требуют решения еще одного вопроса: как партнер по коммуникации поймет меня? Наше взаимодействие будет зависеть от этого.
Другими словами, процесс понимания друг друга осложняется феноменом рефлексии (от лат. reflexio — обращение назад). Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своего рода двойной процесс зеркальных отношений друг с другом [1]. В этом отношении рефлексия действует в форме осознания со стороны субъекта, который воздействует на то, как он на самом деле воспринимается и оценивается другими людьми. Мы встречаем рефлексию во всех методах подготовки решения [3]. Например, в военных делах рефлексия — это акт осознания процесса имитации рассуждений противника или имитации возможного поведения человека, с которым предполагается иметь дело. Рефлексия — это представление о том, что происходит в голове противника о наших действиях.
Рассматривая рефлексию как свойство или качество, можно позиционировать ее как одну из регулирующих подсистем, фундаментальную характеристику человеческой психики. Сама по себе она имеет сложную структуру и достигается с помощью различных механизмов. Различая внутренний мир человека в целом, рефлексия удваивает границы, создавая тем самым их напряженность, меняя смыслы и ценности. Так Карпов А.В. отмечает, что развитие рефлексии, как индивидуального качества психики, как на высоком уровне, так и на низком уровне, тормозит деятельность человека и снижает ее эффективность. Автор связывает высокий уровень рефлексии с невротизмом, тревогой и т. д.
На мой взгляд, интересной областью исследований является подтверждение положительного влияния рефлексивных процессов на саморегуляцию. Несомненно, его корни лежат в буддизме, который практикует ясное сознание, но наиболее важные исследования связаны с теорией самоопределения, в ключе которой эта концепция получила новое толкование. В русле теории самодетерминации осознанное присутствие определяется как восприимчивое осознание и внимание к тому, что происходит в данный момент. Осознанное присутствие положительно коррелирует с личностными качествами, такими как чувство собственного достоинства и оптимизм; субъективное эмоциональное благополучие: удовольствие, удовлетворенность жизнью, жизненная сила, самореализация, самостоятельность, компетентность, связность [5;64].
Таким образом, эмпатия основана на способности правильно представлять, что происходит с другим человеком, что он испытывает и как оценивается окружающий его мир. Рефлексия же является важным компонентом, который способствует автономности в современном мире, где необходимо учитывать множество внутренних и внешних сил, которые склоняют человека в ту или иную сторону.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы