Контроллинг логистических систем Эссе Экономические науки

Эссе на тему Оценка экономической эффективности логистических сетей: качественные и количественные критерии.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Вступление 3
Основные тезисы и их аргументация 5
Заключение 13
Список использованных источников 14

 

  

Введение:

 

Темой эссе звучит следующим образом — «Оценка экономической эффективности логистических сетей: качественные и количественные критерии».
Прежде всего, обратим внимание на определение логистической сети, под которой понимается полное множество звеньев логистической системы с установленными взаимосвязями по основным или сопутствующим потокам в рамках контроллинга или проектирования логистической системы / цепи поставок.
Следует отметить, что современный рынок характеризуется большой долей Интернет-торговли, где логистическая составляющая играет ключевую роль, а также выступает основным инструментов, оказывающим прямое влияние на конкурентоспособность фирмы.
Как утверждает Майк Вольп, директор по маркетингу компании HubSpot: «Не мешайте своим клиентам покупать. Лучше дайте им то, чего они хотят»[1]. Не секрет, что клиенты, в случае покупок в оффлайн или онлайн-магазине, желали бы наиболее скорой доставки и максимума сервисных услуг. Известные американские компании, такие как DHL Logistics, DSV и др. уже сейчас практикуют доставку либо на следующей день, либо в день покупки. Так, всемирно известная платформа Amazon имеет, так называемую, prime-доставку, которая гарантирует доставку в течение одного дня с моменты заказа. Надо ли говорить о том, что Америка имеет достаточно обширную территорию и доставить заказ из штатов, расположенных на разных частях континента является достаточно трудновыполнимой задачей. Тем не менее, Amazon c ней справляется на должном уровне, что привлекает большую лояльность текущих и потенциальных клиентов к данной платформе.
Российский рынок также не отстает от мировых тенденций. Компания Ozon также представляет доставку premium, которая гарантируется курьерскую доставку в течение одного дня.
Таким образом, можно сделать вывод, что в логистической сфере основная доля эффективности достигается за счет слаженной работы подразделений и высокого качества предоставляемых сервисных услуг.
Однако, логистическая деятельность, помимо, потребителей продукции, включает еще две стороны – это производители и посредники.
И если с точки зрения потребителей высокий уровень сервиса является безусловным преимуществом компаний, то насколько велика удовлетворенность данным положением дел у других сторон логистической деятельности – производителей и продавцов. Насколько выгоден для них такой высокий уровень услуг, достигается ли при этом плановая норма прибыли или на поддержание высокого уровня сервиса требуются дополнительные вложения финансовых средств?
Ответами на поставленные вопросы может служить оценка экономической эффективности логистической сети, так как, в своей основе, логистическая деятельность является коммерческой и должна приносить выгоду производителям и посредникам.
В современной науке, для большинства видов деятельности, выделяют количественные и качественные критерии эффективности.
Такое деление не случайно, потому что количественные критерии не могут охватить весь спектр величин, которые требуют анализа для вынесения решения об экономической эффективности или ее отсутствии в логистической деятельности.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Основным критерием экономической эффективности логистической сети является достижение максимального значения прибыли при наименьших затратах ресурсов. При рассмотрении экономической эффективности в количественном разрезе необходимо учитывать следующие группы показателей: показатели дохода; показатели затрат; показатели инвестиционной привлекательности; показатели продолжительности логистических циклов.
Качественные критерии эффективности логистической сети включают в себя оценку уровня оказываемых на различных участках логистической сети услуг. Данный вид показателей нельзя оценить количественно в виду особенностей, присущих услугам, в частности, их неосязаемости. Поэтому при оценке качественных показателей чаще всего используются специфические методы (например, МАИ), оперирующие весовыми коэффициентами, значения которых определяются экспертным путем и не могут быть, в полной мере, признаны объективными. При этом проблемным также является выбор вида услуг, их качественных характеристик, так как в каждом конкретном случае они свои. Учитывая сложности оценки качественной составляющей экономической эффективности можно сделать вывод, что проблемы существуют и в общей оценке экономической эффективности, как комплексного показателя количественной и качественной составляющей.
Поэтому, по мнению автора эссе, необходимо разработать систему качественных показателей, которая будет увязана с системой количественных показателей некоторыми соотношениями. Это позволить реализовать связь между количественной и качественной составляющими экономической эффективности, а также получить более полную и обоснованную оценку экономической эффективности логистической сети.

 

Фрагмент текста работы:

 

Основные тезисы и их аргументация

Так как в данном эссе речь идет о конкретном виде эффективности логистической сети, а именно, об экономической эффективности, то с необходимостью следует сделать вывод о том, что количественные критерии эффективности должны соотноситься с финансовыми показателями деятельности.
Иначе говоря, основным критерием экономической эффективности логистической сети является достижение максимального значения прибыли при наименьших затратах ресурсов[2].
Поэтому градация количественных критериев может быть представлена в виде двух больших групп количественных показателей:
— показатели дохода;
— показатели затрат.
Однако данное деление не в полной мере учитывает специфику логистической деятельности. Как было сказано выше, в логистической деятельности большое значение имеет фактор времени, который также может быть оценен количественно и оказывать влияние на ключевые финансовые показатели сети.
Поэтому включим в рассмотрение третью группу, которая будет характеризовать продолжительность логистических циклов.
Помимо прочего, любая деятельность в современном мире подразумевает, что в определенный момент времени, понадобятся внешние финансовые вливания, которые будут направлены на расширение бизнеса, введение дополнительных услуг и т.д. Иначе, еще одним критерием экономической эффективности может служить оценка присутствия инвестиций в логистической деятельности, иначе говоря, наличие или отсутствие инвестиционной привлекательности компании.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что при рассмотрении экономической эффективности в количественном разрезе необходимо учитывать следующие группы показателей:
— показатели дохода;
— показатели затрат;
— показатели инвестиционной привлекательности;
— показатели продолжительности логистических циклов.
Причем первые три группы показателей характеры для большинства видов экономической деятельности, а последняя группа показателей является специфической для логистической деятельности.
Рассмотрим более конкретно, какие показатели входят в вышеперечисленные группы.
К показателям дохода обычно относят[2]:
— выручку;
— валовую прибыль;
— прибыль (убыток) от продаж;
— прибыль (убыток) до налогообложения;
— чистая прибыль (убыток) отчетного периода.
Показатели расходов логистической сети несколько отличаются от общепринятой системы и включает в себя следующие группы показателей[3]:
 затраты на выполнение логистических операций/функций (операционные, эксплуатационные логистические издержки);
 ущербы от логистических рисков;
 затраты на логистическое администрирование.
Значительная часть отчетных форм, содержащих данные о выполнении логистического плана, включают показатели логистических издержек, которые сгруппированы по функциональным областям логистики, например издержки в материальном менеджменте, издержки на операции физического распределения и т.п., и внутри этих областей по логистическим функциям.
Например, западные компании в структуре логических издержек выделяют затраты на транспортировку, складирование, грузопереработку, управление запасами, управление заказами, информационно-компьютерную поддержку и т.п.
При рассмотрении логических издержек коснемся вопроса их минимизации, так как это является один из основных компонентов ключевого показателя экономической эффективности логистической сети.
Часто для решения задач оптимизации структуры или управления в логистической системе в составе общих логистических издержек учитываются потери прибыли от замораживания (иммобилизации) продукции в запасах, а также ущерб от логистических рисков или низкого качества логистического сервиса. Этот ущерб обычно оценивается как возможное уменьшение объема продаж, сокращение доли рынка, потеря прибыли и т.п.
Отметим, что вопрос отнесения логичестических рисков к количественным показателям является спорным по причине того, что в науке отсутствуют количественные показатели измерения степени рисков.
Так, при оценке рисков определенного вида деятельности, большинство известных методов используют весовые коэффициенты, которые определяются либо конкретным экспертом, либо системой весов, которая принята и основана на результатах анализа деятельности компаний аналогичного профиля. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод, что такое измерение степени рисков является достаточно субъективным и не может соперничать с другими количественными показателями, которые, например, представлены в финансовой отчетности компании.
Поэтому, по мнению автора эссе, было бы целесообразнее отнести данный вид издержек к качественным показателям.
Анализ логистических издержек западными компаниями обычно проводится в процентном отношении к стандартным, объемным или ресурсным показателям (см.рис. 1).

Рис. 1[3] – Анализ логических издержек в процентном соотношении к стандартным издержкам

К основным показателям инвестиционной привлекательности обычно относят:
— общую эффективность капитальных вложений;
— срок окупаемости капитальных вложений.
Здесь также возможно развить полемику относительно того, к какому типу критериев относятся показатели инвестиционной привлекательности.
С одной стороны, расчет показателей использует финансовые данные, определенные в экономической отчетности, поэтому вычисленные показатели могут считаться достаточно точными и, исходя из этого определены, как количественные.
Однако значительную часть логических функций и услуг относятся к сервису, уровень которого не может быть оценен количественно, но вместе с тем, который влияет на инвестиционную привлекательность компании в целом.
Поэтому целесообразным представляется включить оценку инвестиционной привлекательности также и в качественные критерии, либо ввести в качественные критерии показатель, интерпретация которого основана на значении сопутствующего количественного показателя.
Под показателями продолжительности логистических циклов понимается продолжительность полного логического цикла – от оформления заказа покупателем до получения покупателем своего заказа.
Современные компании, как западные, так и российские, уделяют данной группе показателей особое внимание, так как учет временного фактора и его минимизация является одним из основных элементов конкурентоспособности компании.
Следует отметить, что не существует общепринятой системы расчета показателей данной группы, так как каждая логистическая система содержит разное количество звеньев, поэтому при расчете должны учитываться нюансы, характерные для конкретной компании.
Анализ текущего состояния структуры логистических издержек позволяет сделать вывод, что на сферу управления запасами приходится около 20-40% от общей величины издержек; на транспортные расходы – 15-35%; на расходы административно-управленческого аппарата – 9-14%.
Расчет и анализ количественных показателей экономической эффективности позволяет компании оценивать экономические результаты в количественном разрезе, а также осуществлять различные виды планирования.
Если относительно количественных показателей экономической эффективности логистической цепи можно сделать вывод, что существует общепринятая система показателей, которые могут количественно охарактеризовать эффективность деятельности, от относительно качественных показателей сделать аналогичные выводы представляется достаточно проблематичным.
Следует начать с того, что само понятие «качество» вызывает у исследователей множество противоречий. Это обусловлено тем, что качестве является широким понятием, которое используется не только в логистической сфере, а также многогранным понятием, включающим в себя совокупность различных показателей, которые могут охарактеризовать уровень качества с какой-то одной определенной стороны.
Поэтому, до сих пор в науке нет общепринятого определения качества.
В логистике качественные показатели могут быть определены на основании того обстоятельства, что значительное большинство логистических операций/функций является услугами для внутренних и внешних потребителей.
В частности, посредники, которые принимают участие в логистической системе, представляют собой, в основном, предприятиями сервиса, где услуги непосредственно связываются с распределяемым продвигаемым и продаваемым продуктом на различных участках логистической сети.
При этом количество звеньев логистической цепи может быть различным для разных компаний, и для каждого звена реализуется связь того или иного вида услуг с продуктом.
На практике часто бывает так, что стоимость логистических услуг существенно превышает себестоимость продукта.
При этом эффект от предоставления логистических услуг нельзя оценить только при помощи стоимости, так как уровень услуг оказывают прямое воздействие на другие факторы, которые невозможно оценить количественно, например, лояльность клиентов, посредников, поставщиков и т.д.
Поэтому, несмотря на то, что высокий уровень логистического сервиса необходим для повышения эффективности деятельности и реализации корпоративных стратегий, до сих отсутствуют эффективные способы оценки качественный показателей эффективности логистической сети.
Данное положение дел может быть объяснено особенностями характеристик сервиса в сравнении с характеристиками продуктов (см. рис. 2).

Рис. 2[3] – Особенности сервиса

Указанные характеристики и особенности услуг играют важную роль в логистическом процессе. Очень важно учитывать тот факт, что качество сервиса в логистике проявляется в тот момент, когда встречаются поставщик сервиса и покупатель. Измерение качества сервиса при анализе и проектировании логистической системы должно основываться на критериях, используемых покупателями логистических услуг для этих целей. Когда покупатель оценивает качество логистического сервиса, он сравнивает некоторые фактические значения «параметров измерения» качества с ожидаемыми им величинами этих параметров, и если эти ожидания совпадают, то качество признается удовлетворительным.
В отношении логистического сервиса более подходит определение качества как «степени несоответствия между ожиданиями заказчиков и их восприятием таких критериев, как реальность, надежность, живой отклик, компетентность, вежливость, доверие, безопасность, коммуникабельность, понимание заказчика. Соответственно те компании, в которых клиент чувствует наиболее полное присутствие данных характеристик, он воспринимает как компании с наивысшим качеством».
Наиболее важные компоненты (параметры) измерения качества сервиса представлены на рисунке 3.

Рис. 3[3] — Компоненты (параметры) измерения качества сервиса

Спецификация параметров качества логистического сервиса и выбор методов (способов) их оценки и контроля являются, пожалуй, наиболее сложными вопросами в логистическом администрировании.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы