История России Эссе Гуманитарные науки

Эссе на тему Моя семья в ХХ веке

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Фрагмент текста работы:

 

Актуальность темы исследования
Восстановление истории семьи – путь к очищению души от груза страданий, неудач, невыполненных обещаний и т.д. Русский народ в 20-ом веке испытал сколько всего: войны, революции, бытовые неурядицы.
В 1783 году в России состоялось начало крепостничества, которое продолжалось до 1861 года. Пореформенные годы были означены прежде всего экономическими и социальными проблемами. Пережитки феодальной системы сельского хозяйства выражались в том, что крестьяне страдали от безземелья. Затем, начало XX столетия ознаменовалось усилением экономического кризиса в деревне. Урожайность из года в год падала вследствие дедовских методов и форм возделывания земли. Земельные и арендные цены росли; нарушилось соотношение между возделываемой площадью и рабочими силами семей, что, в целом, вело к малоземелью. Высокая детская смертность, отсутствие элементарных медицинских норм на селе, привели к обнищанию семей. Выход из сложившейся ситуации для многих крестьян виделся в виде приобретения в собственность новых земель в других местностях. При многочисленности детей в крестьянской семье, случались недороды, неурожаи; кормильцы крестьянских семей были вынуждены искать новые формы заработка. Дворянские семьи распадались и разорялись. Класс кулаков-фермеров был немногочисленным. Неспроста в годы первой русской революции гнев бедняков обрушился именно на дворян и кулаков. Помещичьи имения пылали по всей стране. Царский режим обрушил на бедных крестьян всю силу аппарата насилия. В дальнейшем, царизм нашёл 2 выхода из крестьянской ситуации: 1. Переселение и 2. Переход на рельсы прусского пути.
Надо признать, что переселение в России начала XX в. имело особую специфику, выделявшую ее среди иных стран. А. А. Кауфман описал заселение казенных земель Самарской, Уфимской и Оренбургской губерний и других регионов .
Крепостные крестьяне считались «душами», и тогдашние архивы не сохраняли сведения о них поимённо, а только о дворянах и чиновниках. Церковно-приходские метрические книги – единственный источник об истории простой семьи до 1918 года. В большинстве своём эти книги сгорели в огне революций и войн. С 1922 года была создана гражданская метрическая система. Все жизненные вопросы – рождение, брак и смерть, теперь решались государством, без участия Церкви. Она потерпела большие потери с 1922 в связи с секуляризацией и становлением атеизма в СССР.
Однако переселенческие процессы начала 20-го века сохранили сведения о крестьянах и работниках, которые переместились за Волгу – как из центральной России, так и из Украины. На сегодняшний день около 4 000 000 людей позиционируют себя как этнические украинцы в РФ. Именно украинцы и русские крестьяне из центральных губерний России заселили земли за Волгой – аж до Дальнего Востока.
Правительство России запрещало самовольное переселение. Однако запретительные меры не уменьшали количество мигрировавших людей на восток. Во многом это определяло повышение или снижение числа нелегальных передвижений. Правительство, осознав всю тяжесть положения населения и стремясь регулировать процессы перемещения и освоения новых земель, принимало ряд мер, направленных на выход крестьян из общин и поселение их на неосвоенных территориях Сибири, в казахских, заволжских степях и в других губерниях, в том числе и на Южном Урале.
Закон от 06.06.1904 г. предоставлял крестьянам свободу переселяться при помощи Крестьянского банка с распространением права собственности переселенцев на занятую землю. Были открыты специальные учреждения, которые организовали переселенческое дело и определяли новые участки прибывавшим. 07.06.1904 г. были опубликованы Правила для образования переселенческих участков в юго-восточных губерниях Европейской России. Предполагалось наделение землей под селения на каждую мужскую душу. С 09.11.1906 г. правительство страны во главе с премьер-министром П. А. Столыпиным начало осуществление ряда мероприятий, направленных на изменение во взаимодействии внутри аграрного сектора. Крестьяне получали новые права и возможности для занятия земледелием.
В это время с 1906 до 1913 г. на Украине свыше 260 тыс. крестьянских хозяйств продали 745 тыс. десятин земли. В течение 1906 – 1912 годов с Украины на восток России переселилось около 1 млн. малоземельных крестьян и и середняков. Необходимо отметить, что за 1905–1907 гг. из губерний Малороссии (Полтавской и других) вышло переселенцев и ходоков общей численностью 231 056 человек, из них семейных переселенцев – 184 817 человек и ходоков – 46 239 человек. Поскольку особо массовые перемещения людей происходили с территорий Малороссии, можно предположить, что значительную часть мигрантов составляли украинцы, которые во все времена были хорошими колонизаторами. Об этом в начале века писал А. А. Кауфман: «…наиболее подходящим колонизационным элементом являются выходцы из южных и главным образом малороссийских губерний Европейской России» . Украинцы легче адаптировались к новым условиям, быстрее налаживали свое хозяйство и, соответственно, приносили большую пользу для государства и для обживаемых ими территорий. Быстрому прогрессу хозяйств украинцев-переселенцев способствовали также их огромное трудолюбие и высокая культура земледелия, приспособленная именно к условиям степного засушливого климата.
С началом в стране революционного движения 1917 г. переселенческие процессы осложнились, а учет их становился практически невозможным. Тем не менее, определенное перемещение людей осуществлялось, в том числе и украинцев.
Важный исторический момент: перевозка крестьянских семей осуществлялась в «столыпинских» вагонах. Это вагоны, разделённые на 2 части: хозяйственную – скот и ремесленные изделия, и жилую. Такой вагон как памятник истории, находится в городе Уральск. Эти вагоны стали массовыми в 1908-1910 годах. В дальнейшем, эти вагоны перевозили жертв ГУЛАГа, а ещё позднее – превращены в вагон-заки.
Эти переселенцы вместе с автохтонным населением, составили одну из сил, которая создавала Советскую власть, боролась с внешними врагами, особенно в годы ВОВ. Этнические украинцы строили социалистическую жизнь. Основывались колхозы, совхозы и МТС. В частности, Асекеевский район Бугурусланского округа Средне-Волжской области (с октября 1929 года — края) был образован в 1928 году. Численность многонационального населения составляла 31 393 человека: татар — 11 711 человек, русских — 11 666, украинцев — 5 393, мордва — 2002 и прочих национальностей — 621 человек.
На 1917 год население России составляло около 150 миллионов человек, из них – 130 000 000 – крестьяне. Поэтому ленинский Декрет предусматривал безвозмездное наделение крестьян землёй 150 000 000-ми десятин земли.
Положение рабочих семей в конце 19-начале 20-го века было очень тяжёлым. Взрослые работали по 12 часов; отсутствовала социальная гигиена, охрана труда; рабочие не имели никаких прав. Широко использовался детский труд. Поэтому рабочие активно выступили вместе с крестьянами в революции 1905-07 гг. Столыпинская реакция залила в крови страну. «Столыпинский галстук» стал «украшением» улиц городов и железных дорог (те самых, по которым ездили вагоны).
Первая мировая война принесла неисчислимые потрясения, поражения и социальные беды. В России, как и в мире, случилась пандемия «испанки». Число жертв в России достигло прим. 8 000 000 человек. На фронтах войны Россия потеряла более 10 000 000 человек. На фронте и в тылу бушевали болезни, костлявая рука голода всё крепче сжимала горло народа. Взрыв невиданной силы состоялся в 1917 году: революции, людские и материальные потери в войне, безработица, голод и холод привели к свержению царизма.
Новая – Советская власть провозгласила лозунги мира, хлеба, промышленного переворота и равных прав рабочих и крестьян. С 1918 по 1920 годы семьи крестьян и рабочих были разорены; члены семей встали на разные стороны баррикад, особенно в тех районах России, где были живы монархические идеи.
С 1922 года рождается и развивается СССР. Рабочие восстанавливают и переналаживают промышленность; крестьяне овладевают новыми технологиями и системами общего природопользования. Формируется новая армия СССР – РККА.
В семьях интеллигенции вызревают 2 пути осознания революции – 1. Врастание в новую социалистическую культуру и 2. Эмиграция – на Запад, Юг и Восток.
Голод 1921-22 годов сплотил трудящихся России вокруг незыблимых социалистических идей.
20-30-ые годы – это годы формирования семьи нового типа – советской семьи. Индустриализация, коллективизация, советизация общественной жизни показали жизнеспособность нового общественного устройства. Преодоление неграмотности, развитие науки, техники и технологий, образования и воспитания, литературы и искусства, утвердили новые идеалы семьи: уважение к Советской власти, необходимость её защиты от внешних врагов. Патриотизм советского типа цементировал семьи, вырабатывая противоядие против происков буржуазного империализма. Дети Страны Советов вступали в ряды октябрят, пионеров, комсомольцев; поддерживали героев Испании. Тимур и его команда помогали семьям погибших в Финской кампании 1939-40 гг. Во время обороны Киева (12.07. – 17.09.1941 года) тимуровцы сражались вместе со взрослыми.
К сожалению, голод 1932-33, поиски и уничтожение «врагов» народа, создание системы ГУЛАГа, значительно подорвали людские ресурсы СССР. В издании Книги рекордов Гиннеса от 1986 года А. Солженицын приводит цифру жертв в СССР от коммунистического режима с 1918 года – более 100 000 000 человек.
Тяжёлым испытанием для семей в СССР стала Великая Отечественная война. Это – людские потери – около 27 миллионов человек и материальные потери – исчисляемые в десятки миллиардов рублей. Потому празднование 75-летия победы в ВОВ есть символ бесконечной памяти павших и пострадавших.
Тяжёлыми для СССР были послевоенные годы. Восстановление городов и сёл, детский труд, оказание помощи странам СЭВ, Варшавского договора, другим государствам на всей планете, сложно отразились и на социальной жизни. Отрадным стало для советских семей разрушение ГУЛАГа.
Реформы под руководством Н.С. Хрущёва дали советским семьям надежду на благоустройство социальной жизни. Портреты Ю. Гагарина, Ф. Кастро, других кумиров советских людей светили как путеводные звёзды.
В 60-70-ые годы быт советских семей постепенно налаживался. В домах появилась бытовая техника, решались глобальные вопросы коммунального хозяйства. Своеобразной памяткой для народа в СССР стал «Кодекс строителя коммунизма». Н.С. Хрущёв убедил государство и народ в скором приближении комуннизма. Политические интриги в верхах не затрагивали обыденные проблемы простых советских семей. ЗОЖ, массовый спорт, физкультура, массовое приобщение к всемирной и советской культуре стали передовым явлением тех времён. Успехи СССР в науке, искусстве и литературе, просвещении и образовании окрыляли и вдохновляли. Вся страна читала газеты, журналы, никто не испытывал голод и социальные бедствия довоенной поры.
Противоборство СССР и Запада в «холодной войне» оказало негативное влияние на духовный и социальный мир советского человека. Участие СССР в региональных и локальных конфликтах – во Вьетнаме, Африке, на Кубе, а затем и в Афганистане, подорвало доверие советских семей к верховной политической власти. Людские потери, нагрузка на затратную часть бюджета, могучий ВПК приблизили СССР к распаду как государства. Постепенно начали разворачиваться внутренние этнические конфликты. Экономический застой, техногенные катастрофы 70-80-ых годов истощили промышленный и человеческий потенциал. Многие жертвам и заболевания в советских семьях объясняются нарушений технических и технологических режимов использования сложного оборудования, Ядерные испытания, испытания бактериологического и химического оружия, ухудшали как экологию, так и состояние социальной жизни. Чернобыль в 1986 году стал меткой горя, страданий и зла, с одной стороны, и символом мужества, героизма, с другой.
Реформы 80-ых годов не смогли остановить процесс распада государства. Задекларированные Конституцией 1977 года общность – советский народ и идеологема «развитОй» социализм в быту советской семьи не были полноценно ощутимы. При этом, особенно ощутимой была сила политического руководства страны. На 1991 год членов и кандидатов члены КПСС насчитывалось 18 000 000 человек; членов ВЛКСМ – около 34 000 000 человек. Эти люди были надёжной опорой КПСС. Советская семья гордилась ими. Советские женщины считали за счастье для мужчин их службу в рядах Советской Армии.
Вместе с тем отмечается, что каждая 4-ая советская семья – интернациональная по составу. Массовые миграции населения внутри СССР, внутренний туризм и т.д. были нормой для советского человека. Перекосы в централизованном обеспечении советских республик, стали особенно острыми в 80-ые годы.
Ещё одним внутренним врагом для СССР оказался «зелёный змий» — на 1991 год потребление чистого спирта на душу населения в СССР – 280 000 000 человек, — составило около 20 литров. Семьи в СССР страдали от наркотизации всеми видами наркотиков.
Энергозатратная экстенсивная экономика дорого обходилась советским семьям. Страна платила за добываемые уголь, газ и нефть человеческими жизнями и ухудшением здоровья. Могучее движение шахтёров в конце 80-ых годов обнажило экономические и политические язвы советского строя.
Этнополитические процессы в конце 80-ых годов, сложная международная ситуация, истощение материальных ресурсов вследствие проведения централизованной экстенсивной экономики и политики, неспособность центральной власти остановить необратимые процессы, привели к социальному и политическому взрыву. Произошёл путч 1991 года. Советский Союз превратился в СНГ.
Вывод: восстановление истории семьи есть процесс закономерный и необходимый. Через страдания, горести, потрясения 4-ёх типов: политические, экономические, социальные и культурные, современный человек осознаёт высшую ценность семьи: любить Родину, любить и заботиться о близких, уважать старших, воспитывать подрастающее поколение в духе патриотизма и духовности. Современная ситуация ставит семейного человека перед необходимостью солидаризоваться и собороваться перед лицом угрозы.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы