Эссе на тему Моногорода и малый и средний бизнес: возможности или риски?
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Фрагмент текста работы:
Моногорода и малый и средний бизнес: возможности или риски?
Проблемы развития бизнеса в моногородах в разное время привлекали внимание не только экономистов и аналитиков, но и граждан, которые были заинтересованы во всестороннем развитии своего родного города. Эта проблема становится особенно важной в период кризиса: изменения макроэкономических показателей влияют и на показатели МСП.
Значительная часть моногородов была построена с нуля в период СССР. С развалом СССР некоторые городские компании перестали работать. Это одна из проблем, с которыми мы сталкиваемся сегодня: безработица, плохие социальные условия. Устойчивое развитие отдельных моногородов замедляется и от того, что жители и компании не могут нивелировать риски внешней среды.
В Российской Федерации на сегодняшний день представлены различные типы населенных пунктов, среди которых особое место занимают моногорода. Отличительной особенностью моногорода является его зависимость от состояния и уровня развития основного предприятия (или цепочки технологически связанных предприятий), которое в свою очередь является градообразующим и определяющим социально-экономическое развитие данного моногорода.
В настоящее время в Российской Федерации к моногородам относятся 319 из общего количества городов (1117) . В данных населенных пунктах проживают более 13,5 млн. чел., что составляет 9,19% от общего количества населения (146,88 млн. чел.) РФ. Количество моногородов наибольшим является в Кемеровской области — 24 населенных пункта, в Свердловской области — 17 и Челябинской области – 16. Также их немало в Приволжье – 21, и Сибири — 20, в Северо-Западном и Центральном федеральных округах — по 18. Но необходимо отметить, что из-за оттока населения, которое повлекло сокращение числа работников градообразующих предприятий, признаки моногородов утратили 107 населенных пунктов. По данной причине из списка моногородов, к примеру, предлагалось исключить г. Череповец. В настоящее время данный список пересматривается и к маю 2020 г. будет полностью обновлен.
Условия мировых кризисов (начиная с середины 2008 г.), санкции против Российской Федерации, а также ответные меры, применяемые с целью снижения последствий от данных явлений, оказали существенное влияние на социально-экономическую ситуацию в моногородах, а в некоторых случаях кардинально ее изменили. За счет снижения стоимости на экспортную продукцию и ее спрос, свертывания многих инвестиционных программ снижается прибыль и рентабельность производств градообразующих предприятий. При этом в первую очередь страдают предприятия (организации) металлургии (черной и цветной), за ними топливно-энергетического сектора, далее машиностроения и других отраслей. Необходимо отметить, что до мировых кризисных явлений более 40% ВВП экономики РФ создавалось в монопрофильных городах, также вклад более 50% в региональные и местные бюджеты приносили градообразующие предприятия.
В настоящее время несмотря на масштабную господдержку, социально-экономическая ситуация в моногородах остается сложной. В «красной зоне» сейчас находятся около 100 моногородов из 319. Чтобы город был отнесен к «красной зоне», в нем должны наблюдаться пять признаков напряженности: неблагополучный прогноз конъюнктуры рынка для предприятия; прекращение работы или процедура банкротства градообразующего предприятия; двукратное превышение уровня регистрируемой безработицы; предстоящее увольнение более 10% его сотрудников; негативная оценка ситуации жителями. В «красной зоне» особо выделяются около 20 городов, находящихся в самом тяжелом положении. Среди них муниципалитеты в Карелии и Кемеровской области, Тольятти, моногорода в Башкирии и Коми. Острее всего ситуация на градообразующих предприятиях автопрома, в транспортном машиностроении и старых металлургических заводах .
Для выхода из сложившейся ситуации моногорода должны добиваться появления положительных экономических и социальных эффектов как за счет диверсификации производства градообразующих предприятий (в т.ч. создания новых производств с высокой добавленной стоимостью), так и за счет создания новых альтернативных инновационных видов деятельности (в т.ч. создание предприятий, относящихся к малому и среднему бизнесу).
Современные зарубежные теории малого предпринимательства исходят из баланса развития малого бизнеса и крупных компаний. Так, У. Баумол инновационные прорывы относил к деятельности малых компаний, а увеличение возможностей и темпов роста инноваций считал заслугой крупных компаний .
Д. Дикинс и М. Фрил в своих исследованиях исходили из того, что развитие происходит благодаря созданию определенных организаций, которые продвигают предпринимательство, а это в свою очередь способствует экономическому росту .
Мы разделяем мнение Д. Берча, который считал, что развитие предпринимательства должно быть ориентировано на национальные особенности той или иной страны, а попытка применения определенной его модели для всех без исключения станет ошибкой .
Систематизируя представленные стратегические подходы и решения, направленные на диверсификацию, демонополизацию и кластеризацию, можно предположить, что в России применительно к проблемам отдельных моногородов или их групп, сформированных на основе набора критериев оценки социально-экономического положения и накопленного потенциала развития территории, целесообразна реализация нескольких решений, позволяющих реализовать комплексный подход.
Наибольшего внимания в решении проблем монотерриторий, на наш взгляд, заслуживает российский исследователь Е.О. Дмитриева, которая предлагает три возможных пути и направления развития монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации: демонополизация, кластеризация и диверсификация .
Реализация этих направлений в комплексе, на наш взгляд, может эффективнее решить систему проблем, сложившихся в моногородах .
Появление моногородов — это особенная возможность адаптировать производительные силы к географическим и климатическим условиям государства. Однако некоторые преграды существования такого устройства все же существуют. Уязвимость моногородов проявилась в результате мирового финансового кризиса, и само собой разумеется, что городской бизнес сосредоточен на экспорте. Эффективность их работы зависит от состояния мировой экономики.
Как решать проблемы? Компании часто сокращают расходы на персонал, что не помогает стабилизировать регион. Правительство России предлагает эффективные меры: разработка антикризисных программ с учетом местных особенностей, создание новых рабочих мест в других областях, развитие мегаполисов и информационно-коммуникационных технологий.
Представляется, что приоритет следует отдать диверсификации экономики, то есть поощрению МСП, вовлечению компаний в сотрудничество, развитию услуг и инвестиционных проектов. Это сложно, потому что ресурсы моногородов ограничены. Мы можем рассматривать поддержку МСП как фактор этой диверсификации: население получает товары и услуги, которые им нужны, и новые рабочие места; муниципальный доход увеличивается от налогов. Малые и средние компании также помогают поддерживать конкурентную среду и свободно развиваться в областях, которые не привлекательны для крупных компаний. Это способ создания благ и услуг при минимальном привлечении ресурсов.
В целом картина выглядит оптимистично: устранить диспропорции в экономике моногорода вполне возможно с участием предпринимателей. Приоритеты в развитии бизнеса могут быть разными – производство товаров массового потребления, строительство, здравоохранение, развитие туризма, ремесла, информационных технологий, инновационная деятельность. Но малый и средний бизнес характеризуется довольно высокой степенью риска, ограниченностью фондов и низким уровнем финансовых резервов .
Исследования, проведенные в отдельных моногородах, позволили их авторам сделать следующие выводы:
Рис. 1. – Малый бизнес в моногородах .
В рамках изученного материала могут быть предложены следующие общие направления развития и поддержки частной инициативы и малого бизнеса на территории монопрофильного муниципального образования:
1. Поддержка инициативы. Мероприятия по улучшению имиджа компании и демонстрации успешных бизнес-стратегий должны носить долгосрочный и системный характер, а в моногороде -ориентирована в основном на молодое поколение, которое не имеет многолетнего опыта и возможностей для реализации предпринимательских идей. Возможности для малого бизнеса должны быть созданы местными администрациями и общественностью (список потребностей моногородов для открытия бизнеса, особые условия для предоставления свободного места или площадок для бизнес-инкубаторов, конкурсы для молодых предпринимателей и т. д.).
2. Поддержание и рост человеческого капитала. Представители городской администрации должны признать, что люди являются редким и важным источником регионального развития. В этом контексте стратегической целью программ развития для моногородов должно быть создание благоприятных условий жизни и работы для старшего и среднего поколения, создание условий для их собственного развития, содействие молодежи и их бизнесу.
3. Развитие сотрудничества между органами исполнительной власти и коммерческими предприятиями с целью реализации конкретных проектов для решения проблем социально-экономического развития регионов или создания (расширения) рынков. В рамках этого сотрудничества правительство должно взять на себя ответственность за создание крупной инфраструктуры. Например, улучшенный доступ МСП к дорожному движению за счет строительства дорог создает необходимые условия для развития малым бизнесом дорожного сервиса и пассажирских перевозок в целях успешного развития туристско-рекреационных зон.
4. Улучшить доступ к кредитным ресурсам.
5. В целях оценки эффективности и оптимизации программ поддержки малого предпринимательства внести в планы статистических работ показатели, характеризующие деятельность малого бизнеса .
Подведем итоги.
Стратегические решения органов государственной власти и качество разработанности программ по направлениям развития монотерриторий определяют характер большинства процессов, происходящих в социально-экономической сфере моногородов, в том числе и в сфере специализации предпринимательства и создания условий для развития МСП территорий. Поэтому экономическое развитие и модернизация этих территорий требует выбора правильной модели развития МСП в стратегическом курсе развития ММО. Необходима поддержка предпринимательских инициатив через создание программы для развития ММО, преумножение человеческого капитала, доступность кредитных ресурсов и развитие государственно-частного партнерства. Градообразующие комплексы подвержены кризисам, а территории их локализации становятся местами обострения социально-экономических проблем. Крупный бизнес (крупные градообразующие предприятия) более уязвимы от внешних кризисных воздействий в сравнении с малым, который более мобилен и отличается высокой инновационной активностью и способностью мобильно реагировать на изменения внешней среды. На фоне того, что часть градообразующих предприятий находится в стадии банкротства, потеряла рынки сбыта, возрастает роль малого предпринимательства, которое способно обеспечивать население товарами и услугами, пополнять муниципальные бюджеты, выполнять социальные функции. Важной проблемой становится создание условий, которые позволили бы создать новые рабочие места для населения ММО и обеспечить модернизацию экономик территорий.