Эссе на тему «Мир глазами ребенка с проблемами в развитии»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Фрагмент текста работы:
Мир глазами ребенка с проблемами в развитии
Каждый ребёнок в этом мире имеет право на полноценную, гармоничную, наполненную жизнь. Мир ребёнка с проблемами в развитии тоже может иметь яркую, интересную, насыщенную окраску, с первую очередь благодаря любви и заботе, помощи и уважению, терпению и пониманию близких людей его окружающих. Неординарные детки особенно нуждаются в проявлениях любви и внимании, и в ещё большей поддержке. Сегодня многие мамы и папы забывают об этом. Они хорошо выучили свои права, при этом, не вспоминая об обязанностях: воспитания, обучения, развития.
Каждый родитель в силах создать атмосферу комфорта и уюта для своего исключительного ребёнка, подарить ему теплоту и нежность, ласку и внимание, ведь для этого не нужны огромные гонорары. Не имея всего этого, такой ребенок может быть сломлен на всю жизнь. Без должного внимания мир глазами ребенка с проблемами в развитии становится не безопасным, тусклым, возможно страшным, не уютным. Дети изначально искренны в своих проявлениях, они всё точно подмечают, порой они даже умнее нас взрослых, дают нам форы и возможность учиться от них, несмотря на недостатки и проблемы в развитии.
Проблема педагогического сопровождение развития ребенка с отклонениями в развитии приобретает широкую актуальность сегодня.
Ранняя педагогическая помощь развития ребенка с отклонениями в развитии — это процесс, который приобретает все большее распространение в образовании. Как можно раннее приобщение детей с особенностями психофизического развития к деятельности в коллективе здоровых сверстников способствует развитию у них самостоятельности, уверенности, смелости, других личностных качеств. Общество обязано дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом. В то же время наше настоящее — это изменение ценностных ориентаций в образовании, определения разнообразия каждого ребенка, обусловленное изменением образовательной парадигмы на гуманистическое – «образование для всех, школа для всех». Важность проблемы педагогической помощи в развития ребенка с отклонениями в развитии обусловили выбор темы работы.
Цель данной работы теоретически охарактеризовать видении мира глазами ребенка с проблемами в развитии
Сегодня официально принятая в государстве интернатная модель перестает быть единственным и обязательным типом учреждения, в котором дети с особенностями психофизического развития учатся отдельно от социума.
У родителей и учеников появилась возможность выбора различных форм обучения: индивидуальные в домашних условиях, в специальной школе, школе-интернате, учебно-реабилитационном центре, специальном классе при общеобразовательной школе, детском саду-школе.
Но это не в полной мере удовлетворяет равенство прав на образование детей, имеющих особые потребности, не всегда соответствует их запросам и общественным потребностям. Ведь эффективная социальная адаптация и интеграция детей с ограниченными возможностями в общество невозможно без получения ими полноценного дошкольного, школьного и внешкольного образования.
Находясь в условиях интернатного учреждения или на воспитании в семье, эти дети в определенной степени изолированы от общества и лишены возможности вести полноценный образ жизни в открытой среде, которая никак не соответствует их особым потребностям. В них формируется специфическое отношение к себе и окружающим, происходит борьба: болезнь и личность, болезнь и интеллект, болезнь и эмоции, болезнь и окружения.
Нередко возникает невротическое состояние, патологическое развитие личности. Чаще всего возникает проблема замкнутости в себе, в своем внутреннем мире, акцентирование внимания на собственных проблемах и беспомощности. Они не получают необходимых знаний, умений и навыков, способствующих саморазвитию, самореализации, имеют низкий уровень социализации и социальной адаптации, не умеют общаться со сверстниками.
Однако пока в Российской Федерации ежегодно наблюдается уменьшение доли детей, находящихся в специальных дошкольных учреждениях, которое связано с их интеграцией в обычные общеобразовательные учебные заведения, где школьники не будут чувствовать себя отлученными от общей жизни.
Цель инклюзивного обучения — реализация права детей с особыми образовательными потребностями на образование по месту жительства, их социализация и интеграция в общество, привлечения семьи к участию в учебно-воспитательном процессе.
Главные принципы инклюзивного образования четко определены в Саламанской декларации (1994 г.). В документе указано, что все дети, независимо от имеющихся различий между ними, имеют право получать знания вместе с другими. Инклюзивные образовательные должны использовать различные методы обучения и воспитания, разрабатывать индивидуальные планы обучения с учетом любых потребностей своих воспитанников.
По мнению отечественных и зарубежных ученых, инклюзивное обучение может осуществляться по одной из форм:
Полная интеграция. При ней детей с психологической готовностью к совместному обучению со здоровыми сверстниками и уровнем психофизического развития, соответствует возрастной норме, по 1-3 человека, включают в обычные классы (группы) общеобразовательного (дошкольного) учебного заведения. При этом они должны получать коррекционную помощь по месту учебы и жительства;
Комбинированная интеграция. При ней детей с близким к норме уровнем психофизического развития по 1-3 человека включают в обычные классы (группы) общеобразовательного (дошкольного) учебного заведения. В процессе обучения они постоянно получают помощь учителя-дефектолога (ассистента учителя);
Частичная интеграция. При ней детей с особенностями психофизического развития, которые могут вместе со здоровыми сверстниками овладеть образовательным стандартом, включают в общеобразовательные классы (группы) по 1-3 человека лишь на часть дня; временная интеграция, при которой детей с особенностями психофизического развития объединяют со здоровыми сверстниками 2-4 раза в месяц для проведения совместных воспитательных мероприятий.
Полная форма и комбинированная формаинтеграции, приемлемые для детей с высоким уровнем психофизического и речевого развития; частичная и временная — с низким уровнем развития, в том числе и с его нарушениями.
Для детей с особыми образовательными потребностями на основе рабочего учебного плана разрабатывается индивидуальный учебный план.
Право на образование — одно из наиболее существенных конституционных прав человека, создает предпосылки для развития личности и общества в целом.
Статья Конституции Российской Федерации закрепила право на образование- равенство прав и свобод всех граждан Российской Федерации. Образование для детей с особыми потребностями является важнейшим средством развития, реабилитации, формой социальной защиты, реальным шансом дальнейшего самостоятельного и независимого от окружающих людей и обстоятельств жизни. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», государство гарантирует таким детям дошкольное, общее и профессиональное образование на уровне, соответствующем их способностям и возможностям.
Проблемы детей с ограниченными возможностями все привлекают все большее внимание ученых, государственных и общественных деятелей, ведь по официальным данным количество инвалидов, как во всем мире, так и в Российской Федерации имеет устойчивую тенденцию к увеличению. Среди главных причин инвалидности детей называются органические поражения центральной нервной системы, болезни сенсорных органов, психические расстройства.
Значительное количество детей, учащихся в массовых школах, имеет те или иные негрубые нарушения развития: нарушение функций головного мозга, снижение остроты слуха или зрения, речевые нарушения, соматическую ослабленность, двигательную расторможенность или, наоборот, ограниченность двигательного развития. Эти нарушения не приводят к инвалидности, но вызывают недоразвитость отдельных психических процессов, ограниченность коммуникативной деятельности, незрелость эмоционально-волевой сферы, низкую работоспособность и, как следствие, значительные затруднения в обучении.
Поскольку в ближайшее время изменить эту ситуацию невозможно, ее надо рассматривать как постоянно действующий фактор, требующий решения соответствующих социальных задач, и, в частности, создание такой системы образования, которая обеспечит каждому ребенку максимально возможную социализацию и интеграцию в общество.
Цель образования состоит в том, чтобы сделать жизнь ребенка как можно более достойным и полноценным. Достижение этой цели невозможно без включения ребенка в социальные отношения, что, в свою очередь, слишком затруднено без поддержки становления его индивидуальности.
Закон Российской Федерации «О реабилитации инвалидов» определяет как системную деятельность практического психолога и коррекционного педагога, направленную на создание комплексной системы клинико-психологических, педагогических и психотерапевтических условий, способствующих усвоению знаний, умений и навыков, успешной адаптации, реабилитации, личностному становлению лица, нормализации семейных отношений, ее интеграции в социум.
Так, согласно Большому толковому словарю современного русского языка, слово «сопровождение» имеет значение «идти, ехать вместе с кем-нибудь как спутник; провожать кого-то к определенному месту».
В контексте субъект субъектного взаимодействия педагога с ребенком сопровождение можно рассматривать как следование вместе жизненным путем; при этом педагог может быть как «рядом» с ребенком, так и несколько «на расстоянии» — «впереди», показывая ребенку возможных опасностях, или «сзади», когда потребность ребенка в помощи является минимальной и сводится к необходимости только «подстраховки».
Педагогическая помощь детям с отклонениями в развитии рассматривается как предоставление ребенку максимальной возможности для реализации себя как субъекта образовательного процесса, собственной жизни, деятельности, общения и самопознания с учетом своих психофизических возможностей и интересов [3, с. 113].
Педагогическая помощь детям с отклонениями в развитии должна обеспечить детям помощь в самостоятельном выборе — нравственном, гражданском, профессиональном; в самоопределении; самореализации в учебной, коммуникативной и творческой деятельности.
Целью помощи является содействие ребенку в преодолении препятствий, которые мешают ее успешному самоопределению и самореализации. Итак, потребность в сопровождении возникает тогда, когда ребенок оказывается в проблемной ситуации во взаимоотношениях с социальной средой.
Педагогическая помощь детям с отклонениями в развитии является необходимым условием интеграции ребенка в социум. Итак, природа педагогической помощи является, с одной стороны, социально-обусловленным. С другой стороны, педагогическая помощь детям с отклонениями в развитии способствует развитию и самореализации личности ребенка, то есть личностно-обусловленным.
Цель педагогической помощи детям с отклонениями в развитии имеет внутреннюю и внешнюю направленность. Внешняя цель заключается в создании таких условий в образовательной среде, которые способствуют оптимизации взаимоотношений ребенка с окружающим миром, взрослыми, сверстниками, оптимальному решению различных жизненных проблем с учетом особенностей и возможностей ребенка.
Внутренняя цель заключается в создании условий и предоставлении помощи, что позволит ребенку определиться с принятием оптимальных решений в ситуациях жизненного выбора, самостоятельно преодолевать препятствия на пути общения, развития, самореализации и здорового образа жизни.
Социальное развитие детей с различными видами психического дизонтогенеза характеризуется своеобразием, влияющим на становление их взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. У таких детей оказываются несформированными основные механизмы социализации, приводит к психосоциальной дезадаптации детей. Так, нарушение деятельности зрительного анализатора приводит к трудностям в установлении контактов с окружающими. Для таких детей трудным является практическое овладение поведенческими нормами, поскольку при значительной потере зрения трудно наблюдать за поведением других и оценивать ее. Для умственно отсталых детей характерно нарушение способности к пониманию, усвоения и воспроизведения информации, а также значительные затруднения в практическом применении приобретенных знаний.
Для того, чтобы подготовить такого ребенка до максимально возможного независимой жизни, необходимо всячески активизировать ее познавательную деятельность, формировать и закреплять умение действовать по возможности самостоятельно.
Специфика социального развития детей с нарушениями слуха определяется ограничением в них возможностей вербального общения. В результате несовершенной оказываются эмоциональная сфера, представление о поведенческих нормах, что приводит к возникновению дополнительных затруднений развития взаимоотношений со сверстниками.
Незрелость средств коммуникации играет решающую роль и в личностном развитии детей с нарушениями речи. Неуверенность в себе, проявление негативизма, замкнутость, как результат реагирования ребенка на свой дефект, влияют на характер его общения со сверстниками. У таких детей отмечается недоразвитие социальной направленности, незрелость форм межличностного взаимодействия, приводит к разобщению детского коллектива.
У детей с церебральными параличами нарушается формирование личности. Нормальное интеллектуальное развитие при этом заболевании часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. У детей легко формируются иждивенческие установки, неспособность к самостоятельной практической деятельности.
Трудности социальной адаптации способствуют развитию таких качеств личности, как робость, застенчивость, неумение отстаивать свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью, уязвимостью, впечатлительностью, замкнутостью.
Специфическое поведение аутичных детей характеризуется использованием примитивных форм контакта: им нравится бегать вместе с другими детьми, занимать их, толкать, заглядывать в глаза, смеяться. Даже самые простые отношения аутичных детей со сверстниками устанавливаются со значительными трудностями. Указанные особенности обуславливают необходимость определения специальных условий и содержания педагогическая помощи детям с отклонениями в развитии, направленного на усвоение детьми социального опыта и развитие системы их социальных связей.
Подчеркнем, что конечная цель воспитания и обучения детей с особенностями психофизического развития такая же, как и цель воспитания и обучения здоровых детей: усвоение ими определенных социальных норм, жизненное самоопределение, нравственное, гражданское и профессиональное становление. Но путь, которым для этого должно пройти ребенок с ограниченными возможностями жизнедеятельности, отличается от общепринятого в педагогике, ведь физические и психические нарушения изменяют и затрудняют процесс развития, причем каждое нарушение делает это по-своему. Поэтому специфическими задачами педагогическая помощь детям с отклонениями в развитии является коррекция нарушения и его компенсация педагогическими средствами, способствует также личностной реабилитации ребенка.
«Дети с отклонениями в развитии» — понятие, которое широко охватывает всех учащихся, чьи образовательные потребности выходят за пределы общепринятой нормы. Оно касается детей с нарушениями психофизического развития, в частности детей-инвалидов, детей из социально уязвимых групп (например, воспитанников детских домов).
В Российской Федерации нет полного статистического государственного учета действий, нарушения психофизического развития, поскольку на пути межведомственные барьеры, отсутствие единой категоризации, различные подходы к проведению учета таких детей и тому подобное.
Развитие и функционирование системы специального образования в государстве, всегда считались проявлением заботы о детях с особыми образовательными потребностями. Однако, в большинстве развитых стран мира такое видение системы образования детей, нуждающихся в коррекции физического и умственного развития, начало постепенно меняться. Знания о потребностях таких детей, педагогический опыт работы с ними, оборудованные помещения и до сих пор имеют большое значение, однако сегреция учеников сейчас рассматривается как неприемлемая и такая, что нарушает право ребенка на образование.
При инклюзии все заинтересованные стороны должны принимать активное участие для получения желаемого результата. Таким образом, инклюзия — это широкий процесс интеграции, который предусматривает доступность образования для всех и развитие общего образования в результате приспособления к различным нуждам всех детей.
Инклюзивное образование — это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для детей с психофизическими недостатками в общеобразовательных учебных заведениях.
Инклюзивное образование — гибкая, индивидуализированная система обучения дети с особенностями психофизического развития в условиях массовой общеобразовательной школы по месту жительства.
Обучение проводится по индивидуальным учебным планам и обеспечивается медико-социальным и педагогической помощью детям с отклонениями в развитии. Инклюзивное образование предполагает создание образовательной среды, которое бы отвечало потребностям и возможностям каждого ребенка, независимо от особенностей его психофизического развития.