Сравнительная политология Эссе Гуманитарные науки

Эссе на тему Методологическое значение концепции политических сетей для изучения политических проблем современной России.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………3

Основная
часть…………………………………………………………………5

Заключение……………………………………………………………………..11

Список литературы……………………………………………………………12  

Введение:

 

Актуальность
работы
. Процессы модернизации охватывают все сферы
общественной жизни, включая систему государственного управления. Под влиянием
процессов глобализации и усложнения политической жизни, добавления новых
акторов, начинающих постепенно оттеснять государство в его традиционном
понимании и бюрократию, как основу традиционной систему государственного
управления, в политическую жизнь постепенно входят новые формы принятия решений
и их реализации.

Государство вынуждено
считаться с негосударственными акторами в социальных и политических процессах,
в том числе в актуальной на сегодняшний день, в условиях пандемии
COVID-19, в сфере здравоохранения и
социальной поддержки.

Формируемые
государственными органами и негосударственными акторами новые модели управления
образуют так называемые политические сети. В зависимости от особенностей
политической системы они становятся более или менее значимыми факторами
политической жизни.

Для Российской Федерации
характерна традиционная система государственного управления, в которой принятие
политических решений происходит в структуре органов государственной власти.
Политические сети могли, скорее, рассматриваться как возможная угроза,
обозначающая некие проблемы, оставшиеся вне поля зрения государства.

В то же время, в условиях
модернизации и реформирования системы российской государственности
актуализируются новые для страны модели управления, позволяющие лучше учитывать
интересы тех или иных социальных групп и общества в целом, быть более
мобильными, сделать более насыщенными политические процессы.

Новые модели управления
включают в себя дальнейшее развитие 
федерализма, реформ муниципального управления, содействуя тем самым
становлению на разных уровнях – национальном, региональном, муниципальном и
даже международном – новых форм организации управления.

Современная Россия имеет
ограниченный опыт использования политических сетей. Существенно отстает и
теоретическое осмысление данного феномена в российской научной среде.  

Степень
изученности работы
. Среди отечественных ученых можно
выделить публикации Н. Баранова[1], Т. Беспаловой, О.
Костюченко[2], Г. Косова, И.
Мирошниченко[3],
В. Потапова, В. Ширяева[4], И. Лысак[5], В. Осипова[6], Е. Саворской[7]. В них рассматриваются те
или иные аспекты теории политических сетей, изучаемых на Западе, и проводятся
некоторые параллели с российской действительностью.

Несмотря на определенные
наработки российских ученых, в целом вопрос применения концепции политических
сетей к политическим проблемам России изучен достаточно слабо.

Среди зарубежных
исследований следует выделить работу Р. Родса и Д. Марша[8], в которой изложены основы
теории политических сетей, и М. Тэтчер[9], в которой рассматривается
эволюция теории политических сетей.



 



[1] Баранов Н. Сетевой подход к
политике и управлению.
URL:
https://nicbar.ru/politology/study/49-kursgosudarstvennayapolitikaiupravlenie/499-lektsiya-9-setevojpodkhodkpolitikeiupravleniyu (дата обращения: 27.07.2020)

[2] Беспалова Т., Костюченко О.
Сетевой подход к государственному управлению. — 
URL: 
https://cyberleninka.ru/article/n/setevoy-podhod-k-gosudarstvennomu-upravleniyu
(дата обращения: 27.07.2020)

[3] Мирошниченко И. Сетевой подход в
политических исследованиях:содержание и направления развития.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/setevoypodhodvpoliticheskihissledovaniyahsoderzhanieinapravleniyarazvitiya (дата обращения: 27.07.2020)

[4] Косов Г., Потапов В., Ширяев В.
Политические сети: специфика современной архитектоники. // Власть. №10, 2013,
С. 64-69.

[5] Лысак И. Концепция политических
сетей в системе социального знания.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiyapoliticheskihseteyvsistemesotsialnogoznaniya 
(дата обращения: 27.07.2020)

[6][6] Осипов В. Концепция политических сетей: переход к
исследованию качественных характеристик и его значение для российской
политической теории и практики. // Вестник Российского университета дружбы
народов. Серия: Политология, № 2, 2015. С. 90-103.

[7] Саворская Е. Политические сети в
процессах надгосударственного регулирования: европейский и мировой опыт. – М.:
ИМЭМО РАН, 2018.
128 с. 

[8]
R. A. W. Rhodes, David Marsh. Policy Networks in British Politics // Policy
Networks in British Government. — Oxford University Press, 1992-05-28. — С.
1–26.

[9]
Thatcher, Mark (October 1998). "The development of policy network
analyses: from modest origins to overarching frameworks". Journal
of Theoretical Politics. 10 (4): 389–416

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Концепция политических
сетей, сформировавшаяся на Западе в рамках анализа сформировавшихся
плюралистических моделей принятия решений, нашла отражение и в России, как на
теоретическом, так и на практическом уровне.

Уже после распада
Советского Союза идеи концепции политических сетей оказались применимы к быстро
формировавшимся и распадавшимся политически сетям, которые охватывали, прежде
всего, политическую и бизнес элиты. Подобные сети зачастую носили временный
характер, создавались ради достижения какой-либо определенной цели, как
правило, связанной с распределением ресурсов, и быстро распадались, или
трансформировались. Особенностью этого этапа было и то, что со стороны
политического центра выступали как исполнительная власть, так и парламент, в
том числе политические партии.

В 21 веке структура
работы политических сетей существенно изменилась. Трансформация политической
системы, в которой вся фактическая полнота власти была сконцентрирована в руках
главы государства, привела к резкому усилению роли главного и, возможно, уже
единственного центра в государстве. Бизнес элита заняла место среди других
общественных институтов, для которых стало характерным подчиненная роль в
вертикальной политической сети.

Хотя тенденции развития
политической системы Российской Федерации лишь закрепляют сложившийся баланс
сил, тем не менее, процессы глобализации и необходимость модернизации страны
неизбежно актуализируют вопросы развития политических сетей и, соответственно,
их изучения.

 

Фрагмент текста работы:

 

Концепция политических
сетей получила развитие на Западе, когда в ходе анализа политических процессов
и процесса принятия решения выяснилось, что, помимо формальных структур, таких
как традиционная бюрократия, выраженная в официально сложившейся и закрепленной
в Конституции систему государственного управления, на практике значительную
роль выполняют неформальные группы, такие как лоббистские группы в США или
Великобритании. Они достаточно эффективно взаимодействуют с парламентариями и
имеют влияние на исполнительную власть по интересующим их вопросам. Целью
формирования подобной политической сети является распределение ресурсов.
Зачастую политические сети носят временный характер и складываются на основе
решения определенного вопроса. Их устойчивость может оказаться той проблемой,
которая создает существенные отличия от традиционной бюрократии и системы
государственного управления.

На наш взгляд,
политические сети представляют собой исключительно интересный феномен,
сложившийся к настоящему времени и позволяющий выявить те неформальные
сообщества и связи, которые на практике причастны в той или иной степени к
принятию решений, относящихся к сфере системы государственного управления.

Если М. Вебер уделял
внимание бюрократии как основе политической системы[1], то исследования
политических сетей выявили новые факторы, существенно дополняющие и изменяющие
традиционные представления.

Концепция политических
сетей направлена на то, чтобы выявлять и моделировать конкретные формы
отношений между группами интересов и государственными органами.

В России политические
сети в современном виде стали формироваться уже к распаду Советского Союза. Во
многом они были неформальны настолько, что подменяли собой слабеющие органы
государственной власти. В отдельные периоды или на отдельных территориях они
даже с той или иной степенью успеха позиционировали себя как новые органы
государственной власти и управления.

Можно согласиться с
мнением эксперта из Евросоюза А. Стина о том, что период распада СССР означал упадок
предыдущего иерархического управления, и сети, включающие в себя политическую и
экономическую элиту, набрали силу и в значительной степени заменили
иерархические структуры государства[2].



[1] См.: Вебер М. Избранные
произведения. – М.: Прогресс, 1990. – 808 с.

[2] Steen A. Decision-making in
Russia: From Hierarchy to Networks? URL
:
https://ecpr.eu/Filestore/PaperProposal/d1f4e4ff-24c7-4362-be5ce42be6014b2d.pdf 
(дата обращения: 27.07.2020)

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы