Эссе на тему Люди и нравы древней Руси
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1. Древние славяне: язычество, культура 4
2. Обычаи и нравы древних славян 7
Заключение 10
Список литературы 11
Введение:
Актуальность проблемы состоит в том, что в настоящее время возрос интерес к народным обрядам и традициям, к славянскому язычеству. В связи с этим существует потребность изучить народную религию и народное православие, в верованиях, традициях и обрядах которых сохранены элементы восточнославянского язычества. Возникает необходимость выделить характерные особенности слияния славянского язычества и православия и показать те уникальные и неповторимые достижения культуры, родившиеся в результате этого слияния.
Как известно, религия зародилась еще в период первобытнообщинного строя. Тогда она была способом объяснить необъяснимое, упорядочить жизнь людей, объединить их под властью одного вождя. Можно сказать, что религиозные представления были у человека с древнейших времен, они во многом стали основой его культуры. Со временем происходит трансформация общественного строя, возникает необходимость объединения людей не просто под влиянием одного вождя, а целых племен в единое государство, это государство нужно сохранить. И потому на смену политеистическим религиям приходят новые религии – монотеистические.
Большая часть значимых письменных источников, относящихся к древнерусской эпохе, давно изучена и введена в научный оборот. На основании их анализа проведена реконструкция различных аспектов жизнедеятельности наших предков IX–XIII вв. Археологические исследования, проведенные отечественными учеными в советскую и постсоветскую эпоху, выявили многочисленные языческие захоронения и святилища XI–XIII вв. в различных регионах Древней Руси.
Цель работы: рассмотреть древнюю Русь: люди и нравы.
Задачи работы:
– рассмотреть язычество и культуру древних славян;
– рассмотреть обычаи и нравы древних славян.
Заключение:
Географическое положение древнерусского государства, находящегося между Западом и Востоком, на перекрестке торговых путей, и испытывающего сильное экономическое, социальное и культурное влияние соседних государств, значительно повлияло на формирование быта и досуга древних славян. На протяжении многовекового пути своего развития русское государство одновременно являлось и европейской, и азиатской державой. Европеизация Руси проявлялась в языковом, религиозном и культурном единстве с Европой, с азиатскими странами Русь всегда связывали крепкие экономические отношения. Постоянное противоборство России между Западом и Востоком предопределило исторический путь развития русского государства, его особую роль в мировом сообществе.
Дискуссионным является вопрос о верованиях древних славян, многие исследователи различно описывают иерархию славянских богов, их имена, назначение и особенности поклонения. Трудности в исследовании славянского язычества порождены тем, что многие славянские племена одному и тому же богу давали разные имена, и это приводило к неточности их описания. Одни исследователи придерживаются точки зрения о крайней примитивности религиозных славянских верований, другие сопоставляют славянскую и античную языческие системы.
Таким образом, Владимир I хотел провести языческую религиозную реформу и создать единый пантеон во главе с Перуном. Им было приказано сносить местные культовые сооружения и заставить население исповедовать новый пантеон, однако эта реформа так и не прижилась. Поэтому Владимир принял решение ввести монотеистическую религию и выбрал христианство по восточному образцу. Крещение Руси состоялось в 988 г. С этого момента Русь официально стала христианской державой. Приятие христианства принято связывать с личностью великого князя киевского Владимира Святославича. Именно благодаря его решению Древнерусское государство вошло в семью христианских народов. Во всяком случае, личное решение князя креститься логически предполагало и крещение всего народа, так как с точки зрения ценностей того времени, власть не могла быть устойчивой и авторитетной, если верхушка общества в религиозном плане неоднородна с основной массой населения.
Фрагмент текста работы:
1. Древние славяне: язычество, культура
На верхней иерархии у славян были лишь немногочисленные боги. Помимо Перуна, считавшимся богом войны и главным в пантеоне, остальные также имели свои функции. Существование пантеона у русских славян не подлежит сомнению, но сведения о нем очень скудны. Из различных источников нам известны имена некоторых славянских богов. Хорс упоминается в ПВЛ как божество-солнце. Имя Хорс имеет индоиранские корни и означает «солнце». С именем Хорс связаны ритуальные «хороводы» и русское наречие «хорошо» – «солнечно». Хорс – это «божество, которое хранит божественную мудрость, в ночи олицетворяется месяцем» .
Дажьбог – «дающим богом», Он упоминается в Повести временных лет, в пантеоне Владимира и в Слове о полку Игореве. Наименование Даждьбога означает бога, дающего благосостояние, изобилие, богатство, т. е. бог дающий, бог-податель. Аналогом Даждьбога является античный Аполлон. По происхождению имя Даждьбог не славянское. Есть основание полагать, что славяне приняли это божество от своих южных и восточных иранских соседей .
Стрибог – божество, которое повелевает природными стихиями. Стрибог упоминается в Повести временных лет и Слове о полку Игореве. Стрибог наряду с Даждьбогом встречается еще в Слове Иоанна Златоуста. «Имя и функции этого бога остаются загадочными» . Симаргл выступал в роли бога-посредника между небом и землей. Он часто изображался в виде крылатой собаки, охраняющей посевы. Основываясь на данном изображении, исследователи делают вывод, что Симаргл – бог плодородия и земных богатств .
Среди других божеств, которые пользовались популярностью у славян, можно назвать также Сварога. Еще одним известным славянским богом, который не был включен в список пантеона князя Владимира, является Велес. Дореволюционный историк Д.О. Шеппинг сделал вывод, что идолы Велеса находились в Киеве до правления князя Владимира и его реформы, поэтому Нестор не упомянул данного бога в своем произведении . Советский историк Ю.В. Кривошеев на основании археологических данных определил примерное место их нахождения. Идолы Велеса располагались в Киеве «под горой», вероятно, на киевском Подоле, где была торгово-ремесленная часть .
Волос (или Велес) является покровителем скотоводства, это бог, охраняющий стада. Аналогом Велеса считаются скандинавский Один, кельтский Мананнан. Велеса также можно отождествить и с индуистским Шивой. Есть основание в славянском Велесе видеть и солярное божество. У восточных славян Велес именовался «скотьим богом», т. е. богом богатства, благосостояния, материальных благ человека. Строго научные, академические источники говорят о связи бога Велеса с загробным миром. Считалось, что Велес переносит души умерших в небытие .